Дополнительные рекомендуемые Интернет-ресурсы 6 страница



С XVI в. распространяется идея о Москве как о «третьем Риме», в которой особенно тесно переплелись религиозные и политические мотивы. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что «первый Рим» пал из-за ересей, «второй» – из-за унии с католичеством, «третий», истинно христианский Рим, стоит, «а четвертому не быти». Таким образом, сохранение православия рассматривалось как важнейшее условие национальной независимости, государственной мощи, а русские государи выступали хранителями веры.

 

Иван Грозный

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти (1538 г., есть предположения, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем.

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.

После ряда неудачных дипломатических и военных попыток и в результате длительной осады 150-тысячного войска Ивана IV Казанское ханство в 1552 г. было покорено.

Спустя четыре года после взятия Казани в 1556 г. была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская орда (она называлось по имени хана Ногая и охватывала степные пространства от Волги до Иртыша). Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы – промышленники Строгановы получили от Ивана IV (Грозного) грамоты на владение землями по реке Тобол. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом – ясак.

В связи с необходимостью укрепления южных границ от набегов крымского хана в XVI в. началось освоение территории Дикого поля (земель к югу от Тулы). В районе Тулы и Белгорода строились засечные черты – оборонительные линии из завалов леса (засек), в промежутках между которыми ставили деревянные крепости остроги, закрывавшие для татарской конницы проходы в засеках.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну (1558 – 1583 гг.). Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден.

Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. В 1560 г. Орден был разбит. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561 г.), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.

В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставалось освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

В тесной взаимосвязи с Ливонской войной находились внутриполитические события в стране.

Окружением царя – так называемым правительством Избранной рады (1549 – 1560 гг.) были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления. Следует отметить, что лица, входившие в Избранную раду (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, митрополит Макарий, А.М. Курбский и др.), пользовались не только поддержкой, но и симпатией Ивана IV.

В 1549 г. был созван первый Земский собор – сословное совещание, состоявшее из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов (в дальнейшем – и городских верхов). На нем было намечено проведение некоторых реформ и составление нового Судебника. В 1550 г. новый Судебник был принят. Он упорядочил и дополнил прежний, ограничил права наместников и волостей и впервые ввел наказание за взяточничество.

Серьезные перемены коснулись центрального государственного управления. Вместо двух прежних учреждений – Государевых дворца и казны, обладавших размытыми, переплетавшимися функциями управления, была создана целая система специализированных приказов. В частности, внешней политикой ведал Посольский приказ, феодальным землевладением – Поместный приказ, безопасностью государства, борьбой с преступностью – Разбойный приказ, военными делами – Разрядный и Стрелецкий приказы, жалобами и контролем – Челобитенный приказ (его возглавлял Адашев) и т.д.

В 50-х годах была реорганизована и система местного управления.

В результате губной реформы (начатой еще в 30-е годы) из ведения наместников и волостелей были изъяты дела о “разбоях” и переданы губным старостам, которых избирали дворяне уезда. После 1556 г. губные старосты стали главами уездных администраций. Земская реформа, проведенная в основном в черносошных уездах Севера и в городах, привела к появлению выборных (из числа зажиточных крестьян и посадских людей) земских старост, которые стали ведать судом и сбором податей.

Важное значение имели военные реформы. Была упорядочена обязательная для феодалов воинская служба и сбор войск. Теперь с каждых 150 десятин земли каждый феодал под угрозой штрафа обязан был выставить одного конного вооруженного воина. Вместо отрядов пищальников (появившихся в начале XVI в.) было создано стрелецкое войско.

В 1560 г. Избранная рада была разогнана. Сильвестр был сослан, Адашев – удален из Москвы и затем арестован. Падение правительства обозначило стратегический поворот от политики реформ к мрачной эпохе террора, которая охватила последующее царствование Ивана IV и была связана, прежде всего, с так называемой опричниной.

Иван IV пошел на введение опричнины (1565 – 1572 гг.).

Государство было разделено на две части: “опричнину” (от слова “опричь”, “кроме” остальной “земли”) и “земщину”. В каждой из них существовали свои органы управления, в том числе боярские думы, войска. Опричнина вылилась в перераспределение земельных владений среди господствующего сословия и в массовый террор. Вначале он был обращен против аристократии, а затем – против всех остальных слоев общества, и особенно городских. В результате, из 34 бояр – членов Боярской думы в период опричнины погибли 15 (а трое были насильно пострижены в монахи), из 9 окольничих (более низкий думский чин) было казнено 4. В обиход вошли публичные казни, часто поражавшие своей жестокостью, откровенным садизмом. Людей рубили на куски (“по суставам резали”), поджаривали на медленном огне, обваривали кипятком и т.д. Иногда в казнях принимал участие лично царь и его ближайшее окружение.

Пик террора пришелся на 1569 – 70 гг., когда царь, заподозрив в измене Новгород, устроил там кровавый погром, длившийся более месяца и сопровождавшийся неслыханным грабежом (были разграблены даже церкви и монастыри). По некоторым оценкам, в Новгороде погибло до 10-15 тыс. человек. Во всяком случае, число жертв было гораздо большим, чем в Варфоломеевскую ночь в Париже 24 августа 1572 г.

Общие оценки числа погибших в годы опричного террора существенно разнятся между собой. По-видимому, количество жертв измерялось десятками тысяч. Все население России не превышало тогда 6-8 млн., горожан – 200-300 тыс.

Основу власти Ивана IV составляло опричное войско. Сначала оно насчитывало 1 тыс. служилых людей, затем возросло до 4-6 тыс. Эмблемой опричников была собачья голова и метла, знак того, что они «аки псы» грызут врагов царя и выметают крамолу. В Александровской слободе Иван IV учредил среди них монашеский орден, или братство, где сам был игуменом, а его ближайшие сподвижники – А. Вяземский и М. Скуратов – соответственно келарем и пономарем, остальные опричники – иноками. В перерывах между казнями и дикими оргиями царь вместе с опричниками исступленно замаливал грехи.

Опричное войско оказалось небоеспособным против настоящего неприятеля, в частности крымских татар. В результате в 1572 г. опричнина была отменена, хотя в меньших масштабах террор продолжался и далее (среди прочих казнили опричников).

Потребность в служилых людях в условиях неразвитости товарно-денежных отношений, скудости государственных финансов привела к созданию в конце XV в. поместной системы. Она формировалась путем раздачи государственных земель в условное владение за службу.

Со второй половины XV в. начинается постепенное ограничение права крестьян на переход к другому владельцу. Судебник 1497 г. ввел единый срок для этого перехода: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября).

Новый шаг к закрепощению был сделан в 1581 – 82 гг., когда в ответ на разорение и бегство крестьян был объявлен «заповедный» год, т.е. отменен Юрьев день и право перехода крестьян. По-видимому, «заповедными» были и последующие годы, а в 90-х годах появился указ о бессрочном запрете крестьянского «выхода».

В 1556 г. были отменены кормления.

Были унифицированы денежная система (рубль стал основной общегосударственной денежной единицей), система мер и весов.

Была проведена реформа податного обложения (общее налоговое бремя возросло).
7. Культурно-религиозные изменения и реформы, реформы в сфере образования.

В 1551 г. на церковном соборе (названном Стоглавым – по количеству глав, в которых были изложены его решения) были приняты меры по унификации пантеона святых и обрядов, носивших еще отпечаток былой раздробленности, а также по улучшению нравов духовенства, вызывавших озабоченность царя.

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI в., и в XVII в.

В архитектуре все более заметными становятся национальные мотивы. Они были связаны с распространением в XVI столетии шатрового стиля, перешедшего в каменное строительство из деревянной архитектуры. Выдающимися произведениями зодчества стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.) и храм Покрова (собор Василия Блаженного), воздвигнутый на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

 

 


 

Седьмая неделя. 16-29 октября. Лекция 4. “Век просвещения» и «революций» в Европе: начало промышленного переворота и политических реформ”

Разбираемые вопросы:

Век просвещения» и «революций» в Европе: начало промышленного переворота и политических реформ. Особенности модернизационных процессов в европейских государствах в XVIII в..

 

Доводимые до сведения студентов материалы:

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения( Ренессанс). Термин "Возрождение" указывал на связь новой культуры с античностью В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества. такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля. образованность. В качестве "идеального человека" признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая .личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это "универсальный человек", человек - созидатель, энциклопедист.

Данте, Франческа Петрарка (1304-1374) иДжованни Боккаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины "Весна" и "Рождение Венеры", а также Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии.

Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом - и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы - "Тайная вечеря" "Джоконда".

Титаном Высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520),создатель "Сикстинской мадонны", величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт. создатель знаменитой статуи Давида. скульптурных фигур "Утро", "Вечер", "День", "Ночь", выполненных для гробниц в капелле Медичи.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения.

Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью.

Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (154 -1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах".

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание "дешевой церкви" без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546),

 доктор богословия и монах августинского монастыря.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472- 1553).

Заметного подъема достигла немецкая литература.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484-1531).

В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора "Утопии", представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554 - 1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий "Гамлет". "Король Лир". "Отелло",

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в.

Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Купнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - "Опыты" представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы

"Опыты" Монтеля были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

В результате Великих географических открытий появилась система колониального господства и колониальной эксплуатации. Первоначально основным методом эксплуатации колоний был открытый грабеж. Впоследствии широкое распространение получила налоговая система. Но главные доходы от эксплуатации колоний приносила торговля.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 - 1789 гг. Первая - дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства. Братства, ставших ее лозунгами.) Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!