Дополнительные рекомендуемые Интернет-ресурсы 2 страница



На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя

Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение животных - это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов,

В IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Алексдндром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

В III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды.

Многие памятники культуры Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн, многие погибли позже. Все. что осталось от высокого сасанидского искусства. - руины дворцов и храмов, несколько десятков золотых и серебряных сосудов, остатки шелковых тканей и ковров.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризма (по имени основателя этой религий Заратуштра - Зороастра в европейской транскрипции).

Исходными положениями зороастризма были поклонение огню и вера в борьбу добра - света со злом и тьмой, лежащую в основе мироздания. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала выступал Азриман. Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы; богиней любви и земли считалась красавица Анахиту

Смена господствующей религии относится к VII в.. когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры (ислама) разрушавшими цветущие города.

 

Культура Древней Индии

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры.

В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука.

Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пантографов и слоговых знаков.

В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.). геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), изобретение шахмат.

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV - II вв. до н.э. - VIII в. н.э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа "р" (3, 1416...), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.

Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси.

Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства. духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др.

Дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды., созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул ("Ригведа", "Самаведа". "Яджу-рведа", "Атхарваведа").

Вплотную к ведической литературе примыкают "Священные предания", включающие сутры - руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни

Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты.

Значительное место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр "сангит" выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество.

В "Законах Ману", отражающих общественно-государственный строй Индии VI в. до н.э., находят обоснование общественное разделение труда, отношения господства и подчинения.

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям - варны (их четыре); по профессиональной деятельности - касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый. строй. Варны позднее стали называть джатч: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны - брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами. торговлей. Доля шудр - безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты "неприкасаемых".

По наиболее распространенной богословской версии, бог-творец всего сущего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни - дхармах.

Верховными богами были - Брахма (создатель Вселенной), Вишну (ее сохраняющий) и Шива (ее разрушающий).

В основе этого вероучения - признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир - всего лишь иллюзия. Подлинная реальность - существование мирового духа (Брахмы).

Жрецы (брахманы) утверждали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.

В VI в. до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий.

Будучи тесно связанным с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь - зло и жить - значит страдать.

В центре буддизма - учение о "четырех благородных истинах":

страдании, ее причинах, состоянии освобождения и пути к нему.

Следует стремиться к идеалу - нирване - состоянию без всяких земных желаний, отказу от мира и всех жизненных привязанностей

Личность Будды ("осененного истиной"), отшельника и странствующего проповедника, мифологически связывалась с поиском истинного пути к спасению, избавлению от страданий для себя и всего человечества.

Примерно в то же время (VI в. до н.э.) в Индии сложился джайнизм. В его религиозно-философских трактатах - сутрах - содержится учение об освобождении от уз сансары (перевоплощение душ).-Достичь этого можно через три сокровища джайнизма: правильное знание (вероучение), правильное видение (истина) и правильное поведение. А практический путь к спасению лежит в строжайшем соблюдении предписаний и суровой аскезе.

В конце I тыс. н.э. в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира - индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара). происходящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил. Священными считаются корова, змея, лотос, река Ганг и т.п.

Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год -- хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай.

В IV-XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.

Правители раннефеодальных государств (Гупт, Харш) раздавали земли в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало.

Для государства земля - это территория, с населения которой должна поступать определенная сумма налогов.

Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога.

Наиболее богатыми среди феодалов были "коллективные владельцы" - индуистские монастыри и храмы

Города являлись торгово-ремесленными центрами. Самые крупные стояли на основных караванных путях и на южном побережье

Материальная, духовная и художественная культура Древней Индии заняла достойное и почетное место в сокровищнице мировой цивилизации.

 

Культура Древнего Китая

Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизаций.

Китайцы верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы:

Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только "верховное" бржество.

Очень сильным был культ предков.

В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы; Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор "Книги о дао и дэ", жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная философская категория даосизма - это "дао" - закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону - дао. Дао - основа и источник всего существующего

Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию "недеяния". Эта теория - основной принцип даосизма.

Жизнь - это иллюзия, смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская "наука о бессмертии" стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосистских монахов

В это же время - в конце VI - начале V вв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551 - 479 гг. до-н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших.

Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению

От мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. 0т нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты., Идеал женщины - покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии.

Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: в III в. до н.э. - магнитный прибор, прародитель компаса, на рубеже нашей эры - водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф. .

Активно развивалась астрономия. Уже во И тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил.

Значительных успехов достигла и медицина.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др.

 

Культура Древней Греции

Крито-микенская культура

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры III - II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка,

она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов.

Дворцы Крита были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности "игры с быками" - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э.

Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э.

Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес).

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо) и приспособили ее для передачи своего языка

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век. и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

 

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени.

Они рассказывают о происходившей в XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы - дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас - вазы, расписанные геометрическим орнаментом, а также терракотовые и бронзовые статуэтки.

Гомеровский период был бесписьменным

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

 

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей.

В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры.

Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных.

На зарождение и развитие науки. в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона.

На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В архаический период происходит формирование античного полиса - города-государства гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины. Спарта, Коринф, Аргос. Фивы.

Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Собственниками земли могли быть только граждане полиса. Основным экономическим принципом полиса являлась идея автаркии (самообеспеченности).

Каждый гражданин данного полиса независимо от происхождения обязан был отбывать военную повинность. В зависимости от размера имущества он служил либо в сухопутных войсках, либо во флоте.

Основной формой хозяйственной деятельности жителей Греции было земледелие.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!