Дополнительные рекомендуемые Интернет-ресурсы 1 страница



Материалы к курсу лекций по истории.

 

Первая неделя. 4-17 сентября. Лекция 1. “Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России”.

Разбираемые вопросы:

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Религии Древнего мира. Возникновение мировых религий.

 

Доводимые до сведения студентов материалы:

 

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотен тысяч лет.

Пo материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный. В свою очередь каменный век делится на несколько эпох: древнекаменный век, или палеолит (примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный. или мезолит (примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменный век, или неолит (примерно от 7 до 4 тыс. лет. до н.э.). меднокаменный, или энеолит (примерно 3 - начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовый век - примерно 2 начало 1 тыс. до н.э., железный век - примерно с середины 1 тыс. до н.э.

В свою очередь, палеолит подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний).

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (отгреч. synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрении

Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости . Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе, Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища).

Особым видом поселения являются римские террамары (от лат. terra - земля) - укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений - мергель, вид ракушечника.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.

В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень). Менгиры (от бретонского men - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от бретонского crom - круглый и lech - камень). Кромлехи - культовые сооружения. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями верования в первобытном обществе основывались на анимизме (от лат. anima - дух, душа) - наделении природных явлений человеческими качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от греч. mageia - волшебство), представляющая собой ряд символических действии и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Разновидностью магии является фетишизм (франц. fetiche - идол, талисман) - вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных,, так и сделанных человеком. )

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства.

Для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства.

Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство.

Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

Неолит (8-3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением перехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходу к производящему хозяйству, т.е. основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий; второе общественное разделение труда - выделение ремесла из сельского хозяйства - содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сельскохозяйственные культуры.

Скотоводство превратилось в важную отрасль хозяйства, хотя оно было распространено неравномерно. В период неолита были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы.

Первым производством СТАЛО гончарное ремесло.

Увеличение количества сельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда способствовало расширению обмена, сначала возникшего на границе земледельческих и скотоводческих племен.

Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности вели к возникновению государства.

Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками:

 

Культура Древнего Египта

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью".

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено - средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - "ка", т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребениям

В 3 - 2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Однако "самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса . Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь - около 55000 мтирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 - 3 тонны. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи "чудес света".

Позднее, во 2 тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня)- это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон - это живое подобие Солнца.

Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Как воплощение божества почитались некоторые животные. растения, предметы.

Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало "угодный богу Атону". 0днако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Иероглифы - рисуночное символическое письмо - были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами.

Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самой большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м

Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства - это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 - 1801 гг. до н.э.), стелла вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити - одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые.

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия.

Развивалась математика. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и плугом. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний - скотоводства, садоводства и виноградарства.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность - вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность.

Для Египта характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию - в честь Александра Македонского (356-323 до н.э.), Египетское жречество приветствовало нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога - Сараписа. в котором слились черты важнейших божеств греков и египтян. Город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. Город, построенный архитектором Дейнократом имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. В городе был построен знаменитый Александрийский Маяк.

 

Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

IV - III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат - возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура.

В Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Древнейшая культура Двуречья - шумеро-аккадская

Именно шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы - о "Золотом веке"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов: они разработали и записали первый календарь замледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись.

Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись - это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как иерографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792 - 1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви. Нергал - бог смерти, Ирра - бог воины, Вильгч - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым.

Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его "жилище", где. как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. 

Сохранилось много памятников шумерской литературы - они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт.

Особенностью ассирийского искусства были беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости:

Вавилон этого периода был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью была Вавилонская башня - одно из семи "чудес света". Это был грандиозный семиярусный зиккурат высотой 90 м. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как "висячие сады" Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!