ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ



Политические и правовые представления древнеиндийского об­щества формировались вместе с зарождением государства в III тыс. до н.э. На их развитие заметное влияние оказали два фактора:

1) религии Древней Индии: политеизм в значительной мере определил религиозную и идео­логическую терпимость к иной точке зрения => Это обстоятельство появление двух традиций в ин­терпретации государства и права – религиозной(брахманизм и буддизм) и светской(с ростомроли прикладных знаний о полити­ке, значения царского законодательства, содержащего рекомен­дации по эффективному управлению государством для достижения практической пользы);

2) варно-кастоваяструктурадревнеиндийской общины, оп­ределявшая политический и правовой порядок, обусловила высокую степень разделения политиче­ских ролей и функций между различными варнами,каждая из кото­рых должна следовать предписаниям дхармы – закона, состоящего из набора общественных, культовых и семейных обязанностей, установленных богами для каждой из них. Дхарма входит в со­став ритыосновного справедливого закона, направляющего жизнь Вселенной.

 

А) концепция государства и права в брахманизме

 

Целостные представления о государстве и праве в Древней Индии возникают в ведийский период (2-я пол. IIтыс. до н. э. – сер. Iтыс. до н.э.). Арийские племена, покорившие коренных жителей Индо­стана (дравидов) в середине I тыс. до н.э., принесли с собой брах­манизм, ставший мировоззренческой основой политических и пра­вовых воззрений.

Политико-правовыеположениябрахманизмаизложены:

Ø в Ведах зна­ние») – священных книгах ариев;

Ø в Упанишадахсидеть около [учителя]»)– сборнике поучений, заклинаний, молитв, ритуалов;

Ø в Дхармашастрах – сборниках религиозно-моральных наставлений, из­ложенных в стихотворной форме (наиболее известны среди них – Законы Ману).

 

Согласно Ведам в основе всего живого лежит вечный закон – рита,который определяет источник развития, устанавливает порядок в обществе, предписывает правила поведения.

Установление и поддержание порядка достигается благодаря делению общества на четыре наследственные варны:

Ø брахманы (жрецы-управленцы);

Ø кшатрии (воины);

Ø вайшьи (земледельцы, торговцы и ремесленники);

Ø шудры (неквалифицированные работники).

Нерадивое исполне­ние дхармы влекло за собой рождение в более низкой варне, а старательное следование своим обязанностям служило рожде­нию в более высокой варне. Так действовал закон возмездия (карма).

Наиболее известным религиозно-законодательным сводом правил являются Законы Ману.

В Законах Ману политическая теория брахманизма основана на ряде догматов:

Ø божественный источник власти правителя (а потому сопро­тивление его власти есть смертный грех);

Ø принуждение как главный способ обеспечения установлен­ного порядка;

Ø верховенство религиозного закона над царским законода­тельством, что явилось обоснованием политической гегемо­нии брахманов в обществе.

Государствов Законах Ману, существует в форме дес­потии.

Смысл государственного управления сводился к эффективному поддержанию установленного богами порядка с помощью уме­лого использования наказания.

Исходя из этого, назначение власти пра­вителя (кшатрия, контролируемого брахманами) – побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела

Впервые в Законах Ману государство не ограничивается только правителем, но называются его структурные элементы:

Ø царь;

Ø советник;

Ø страна;

Ø крепость;

Ø казна;

Ø войско;

Ø союзники.

Политическая гегемония жрецов проявлялась в понимании места и роли права:

1. Религиозная и правосудная законность выступают в нерасчлененном виде и реализуются в дхарме царя.

2. Неразрывная связь права с ритуалом. Все поступки человека (накопление имуще­ства, его передача, пользование им) совершаются для того, чтобы обеспечить жертвоприношения. Преступление же рассматрива­ется как грех, требующий искупления специальными обрядами.

3. Принцип верховенства религиозного закона над светскимвы­страивает иерархическую структуру форм законодательства, ко­торые различаются по юридической силе. Высшей юридической силой обладает священный закон,затем следует закон дхармыи, наконец, закон для отдельного человекав конкретной ситуации.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!