Средневековый этап развития науки



НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

1. Научное познание, его сущность и специфика. Отличие познания от других форм духовного освоения действительности.

2. Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры, ее основные функции.

3. Структура и типология научного знания. Методы и основания науки.

4. Проблемы развития науки. Теоретические модели развития научного знания.

 

Вопрос I. Научное познание, его сущность и специфика. Отличие познания от других форм духовного освоения действительности.

 

Человек с самого момента своего появления на свет стремится познать мир. Делает он это разнообразными путями. Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание.

Успехи человеческого познания тесно связаны с развитием науки как одной из важнейших форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Слово «наука» означает знание, которое противоположно незнанию – отсутствию достоверной информации о каком-либо явлении, процессе или вещи.

Наука – это основная форма познавательной деятельности человека, направленная на получение, а затем и практическое использование нового знания.

Цель научного познания – постижение истины и исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе. Все это осуществляется наукой на основе обобщения и систематизации объективных фактов в их взаимосвязи. Поэтому с содержательной стороны, наука – это рациональное, систематизированное и обоснованное, эмпирически проверенное и логически достоверное представление о мире. Объектом научного познания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе.

Следовательно, наука – это сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Результат научной деятельности – система знаний, формирующая научную картину мира, которая отражает законы и закономерности, действующие в природе и обществе, дает возможность объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления. В этом качестве наука противопоставлена другим формам отражения действительности — мифологии, религии, искусству.

Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Предметом науки является не только объективный мир, но и его отражение в сознании, то есть сам человек.

Принято считать, что наука как особый вид деятельности возникла в VI в. до н.э. в Древней Греции, хотя формирование научных знаний началось в гораздо более древних обществах. Ядро современной науки — так называемая «классическая наука» — оформилось в XVI – XVII вв. В этот период на волне глубоких перемен в европейском обществе, связанных с зарождением промышленного способа производства, освобождением от диктата церкви, наука приобрела особое влияние на все сферы общественной жизни. Тогда же наука приобретала признаки не только вида деятельности, но и социального института — возникали первые научные общества, академии, стали издаваться научные журналы.

 

       Философия науки – направление современной философии, исследующее общие закономерности научно-познавательной деятельности в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Выявление роли и значимости науки, особенностей роста научного знания, характеристик когнитивной и теоретической деятельности.

       Основная проблематика философии науки: критерии и специфика научного познания, его основания и методология, проблема единства и противоречивости научного знания, задача построения целостной научной картины мира, анализ причинности, соотношения динамических и статистических закономерностей, структурные характеристики научной деятельности, проблема демаркации и обоснования науки, механизмы и процедуры научной деятельности.

 

Отличиянаучного познания от других видов познания:

1. обобщенно-понятийный характер изучения мира. Наука отражает и познает мир в абстрактных понятиях и суждениях, стремясь создать его концептуально-теоретическую модель;

2. рациональность и логичность, нацеленность на выявление законов и закономерностей, регулирующих развитие окружающего мира;

3. ориентация на изучение таких объектов, которые могут быть включены в деятельность человека, т.е. являются полезными (практичность науки). Недаром говорят: научная мысль – это технологическая мысль;

4. установка на естественность, наука исключает сверхъестественные явления и причины из рассмотрения;

5. достоверность и опора на опытно-экспериментальную проверку. Иначе говоря, научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы. Уникальный результат, который не может быть проверен и воспроизведен другими исследователями, не признается научным знанием;

6. аргументированность и доказательность, логическая упорядоченность и ориентация на критичность и самокритичность;

7. объективность и ориентация на изучение объекта самого по себе «в чистом виде». Это означает принципиальную независимость научного познания от влияния познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности научное знание не может быть субъективным;

8. особый понятийно-категориальный аппарат, язык науки, отличающийся точностью и однозначностью употребляемых терминов.

В таком виде наука сформировалась в Новое время, в XVI – XVII вв., в эпоху становления буржуазного общества и рыночных отношений. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно, причем развивалась она и как генерация знания, и как социальный институт. Первый аспект означает, что именно производство знания является главной целью и смыслом научного познания, на это нацелена вся система науки. Второй аспект означает, что отныне наука встроена в систему человеческой деятельности и общественного производства. Если раньше наука была делом любознательных одиночек, интересующихся той или иной проблемой мирозданья. Теперь же наука стала социально востребованным занятием, одной из профессий в системе общественного разделения труда. Наука оказалась прочно связанной с производством и техникой, обеспечивая их развитие через НТП.

 

Вопрос II. Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры, ее основные функции

Особенности науки как генерации знания состоят, прежде всего, в том, что

Развитие научного познания носит кумулятивный характер. Каждый исследователь опирается на накопленные предшественниками знания и опыт, переосмысливая его в соответствии с меняющимися условиями, социальными и личными представлениями и установками.

Научное познание развивается через выдвижение и проверку гипотез. Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение, она требует длительного поиска такого решения, выдвижения гипотез как различных вариантов решения. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни производится окончательный выбор одной из них или их синтез.

Процесс познания начинается с установления посредством наблюдения определенной совокупности фактов. Если в ходе систематизации накопленных фактов обнаруживается некоторая регулярность или устойчивая, повторяющаяся зависимость, то можно считать, что получено первичное эмпирическое обобщение, или найден эмпирический закон.

Как правило, наряду с фактами, укладывающимися в рамки эмпирического закона, обнаруживаются и такие факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность, противоречат ей. На этом этапе неизбежно возникает необходимость выдвижения теоретической гипотезы, которая позволила бы чисто умозрительно, мысленно видоизменить известную (принятую) реальность так, чтобы противоречащие закономерности факты вписались в некую общую схему (модель), которая должна удовлетворять требованию непротиворечивости.

Далее, при условии опытного подтверждения, из гипотезы согласно правилам логики выводятся следствия, допускающие эмпирическую проверку. Эти следствия выводятся как умозрительным путем, так и на основе применения адекватного математического аппарата.

Если тщательная эмпирическая проверка на основе проведения серии специально спланированных экспериментов не подтверждает следствий из гипотезы, то можно считать, что данная гипотеза логически опровергнута. В случае подтверждения следствий из гипотезы в принципе можно говорить о рождении новой теории.

Стандартная модель построения научного знания «вытягивается» в цепочку:

установление и накопление эмпирических фактов – первичное эмпирическое обобщение – обнаружение новых, отклоняющихся от правила, фактов – выдвижение проблемы (гипотезы, дающей адекватное объяснение) – логический (дедуктивный) вывод из гипотезы эмпирически проверяемых следствий – опытная проверка наличия предсказываемых гипотезой фактов.

Итак, теоретический уровень познания позволяет получить наиболее общее, целостное представление о связях и закономерностях, объективно действующих в определенной области реального мира. Эмпирическая же проверка обеспечивает достоверность установленного теоретического объяснения, т.е. возможность надежного прогнозирования поведения изучаемых систем. Однако нередки случаи, когда принятая теория, удовлетворяя критерию достоверности, что проявляется в правильном предсказании ранее не известных явлений, тем не менее, оказывается неадекватной действительности. Это означает, что принятая теоретическая модель реального объекта неполно отражает его внутреннюю структуру и свойства. Со временем она оказывается не в состоянии непротиворечиво объяснить более широкий круг явлений. Возникает необходимость создания новой теоретической модели, которая отвечала бы критерию адекватности природе.

Характерная особенность научного познания – систематичность. Об этом писал еще И. Кант (Критика чистого разума. – М., 1994. – С. 486). Системность означает, что совокупность знаний приведена в некий порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

Методологическая рефлексия. Это означает, что в науке изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается – в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

Воспроизводимость. Каждый научный результат предполагает возможность его многократного воспроизведения другими исследователями – при наличии необходимых условий, при которых он был получен.

Выводимость. Научное познание предполагает возможность получения нового знания в виде следствий из содержания имеющихся теоретических положений и фактов – посредством логических выводов, расчетов, методов формализации, индукции и т.д.

Доступность для обобщений и предсказаний. Научное познание организовано так, чтобы имелась возможность расширения полученного знания за пределы той области, в которой оно было первоначально получено. Тогда и предсказание понимается как выход за границы той области знаний, в которой оно было получено. Обобщение означает распространение данного результата на все явления соответствующей предметной области.

Проверяемость. Научное знание удовлетворяет требованию принципиальной проверяемости. Подтверждение возможно посредством опыта, эксперимента.

Научная методология сформулировала ряд принципов для установления научности знания. Один из них получил название принципа верификации: любое суждение имеет смысл, только если оно эмпирически проверяемо.

Принцип верификации эффективно действует в сфере естественных наук. Однако более надежное подтверждение концепций и базирующихся на них теорий обеспечивает применение принципа фальсификации, который гласит: научным может быть только то знание, которое в принципе опровержимо.

Проблемность. Научное познание отличается также тем, что решение какой-то одной проблемы наряду с полученным результатом (положительным или отрицательным) означает также появление возможности сформулировать новые проблемы. И нередко это даже более ценно, чем полученный результат. В итоге число нерешенных проблем, стоящих перед наукой, не снижается, а возрастает.

Критичность. Всякое научное утверждение по мере появления новых фактов и разработки новых теорий пересматривается, уточняется и дополняется. Так, теория А. Эйнштейна не отбросила теорию И. Ньютона, но уточнила область ее применения.

Ориентация на практику, на практические потребности общества. Именно практика является основой научного познания, его движущей силой, источником задач и проблем, средств и методов, знаний и опыта, способом проверки истинности полученных результатов и полем реализации.

 

Наука является социальным институтом, т.е. определенной организацией процесса познания, сформировавшейся на конкретном этапе исторического развития общества и продолжающей развиваться. Социальные формы организации науки разнообразны и представлены в обществе учреждениями: научно-исследовательские институты, академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т.д. Работающие в них люди заняты не только исследованиями, проектированием и проверкой выдвинутых гипотез. Они участвуют в разнообразных формах научного общения, в издание книг и другой научной литературы, читают лекции и работают с учениками. Социально-организационным формам, в которых воплощена научная деятельность, соответствуют свои особые идеалы, стандарты, установки и ценности, совокупность которых называется этос науки.

В условиях современной цивилизации наука – это разновидность социальной деятельности, которая для большого количества людей стала профессией. В силу общественных потребностей и необходимости организовывать деятельность тех, кто так или иначе связан с наукой, возникла многоуровневая и многофункциональная система научных организаций. Эту систему называют социальным институтом науки. В каждом культурном регионе и даже в каждой отдельной стране социальный институт науки имеет свою специфику, зависящую от традиций и уровня развитости страны

Даже когда исследователь работает один, то процесс познания находится под воздействием знаний и навыков, хранящихся в памяти исследователя как результат предыдущей коммуникации. Поэтому ни один ученый не работает в «научном вакууме». Все исследователи пребывают в пространстве социального института науки.

Наука выступает также особой стороной и областью культуры, всегда погружена в социально-культурный контекст, взаимодействуя с философией, искусством, моралью, мифологией, религией, политикой, со СМИ.

Наука как особый вид познавательной деятельности, как социальный феномен и как явление культуры представляет собой целостное единство.

Наука представляет собой многообразное и многостороннее общественное явление. Наука является элементом культуры. Впервые понимание культуры как системы и науки как неотъемлемого ее элемента было обосновано Н.Я. Данилевским в его работе «Россия и Европа» (1871). В ней автор рассматривает научную деятельность (в одном ряду с «художественной» «и промышленной») как культурную «в тесном значении этого слова».

Поскольку наука есть, прежде всего, знание, а понятие «культура» охватывает собой все то, что создано умом и руками человека, постольку знание вообще, и научное знание в особенности, является неотъемлемой частью всякой культуры – любого ее исторического типа и любой ее этнической формы.

Наука есть совокупный продукт всей истории человечества, «абстрактно выражающий ее квинтэссенцию» (К. Маркс). Научные знания, однажды добытые и примененные, продолжают служить постоянно. Они всеобщи по отношению ко всем способам производства и ко всем этно-национальным культурам. Особенностью научных знаний является также всеобщий способ их присвоения. Кто бы ни был фактическим творцом научной идеи, использует ее так или иначе, рано или поздно все общество, совокупное человечество в целом. Всеобщий характер научного производства и возможность всеобщего присвоения продуктов этого производства делает науку всеобщей производительной силой.

Медицина и фармация – явления человеческого общества, стало быть, и феномены культуры. С их помощью человек защищает и сохраняет свои основополагающие ценности – жизнь и здоровье. Многие инновации в медицине и фармации неоднозначно воспринимаются в обществе, отношение к ним зависит от учета культурных традиций и установок.

Зарождение медицины и фармации относится к тому моменту, когда заложенные в человеке природой инстинкты к самосохранению и облегчению страданий вошли в коллективное сознание людей и привели к воздействию воли человека на окружающую среду и на поведение самих людей.

 

Рассматривая науку как социальный институт и феномен культуры, следует тщательно проанализировать социальные функции науки:

ü познавательная функция;

ü объяснительная функция;

ü интерпретативная функция;

ü методологическая функция;

ü эвристическая функция означает развитие творческого мышления человека;

ü культурно-мировоззренческая функция;

ü саморефлексивная функция: наука помогает человеку лучше и глубже понять самого себя, свою природу и происхождение;

ü методологическая функция;

ü функция науки как непосредственно производительной силы означает постоянное практическое использование научных знаний, теорий и технологий, появление новых материалов, технических средств и новых видов деятельности;

ü функция просвещения общества, развития его сознания и кругозора;

ü социальная функция: наука разрабатывает или участвует в разработке масштабных программ социального и экополитического развития общества;

ü прогностическая функция;

ü культурная функция: наука как механизм развития культуры общества;

ü гуманистическая функция: наука помогает развитию самого человека, его лучших свойств и качеств.

 

Наука дает человечеству возможность использовать силы природы, развивать материальное производство, менять общественные отношения. Она способствует формированию научного мировоззрения, расширяет кругозор человека, освобождает ее от предрассудков и ошибок.

Наука как социальный институт стала одним из важнейших факторов социально-экономического потенциала, поэтому политика в области науки превратилась в одну из ведущих сфер социального управления. Если в конце XIX в. наука выполняла вспомогательную роль по производству, то в условиях НТР она стала важнейшим компонентом, движущей силой. Развитие науки, как правило, опережает развитие техники и производства, формируется единая система "наука – техника – производство", в которой наука занимает ведущее место. Для современной науки характерно тесная взаимосвязь с техникой, все отчетливее проявляется тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу общества, растет и углубляется ее роль во всех сферах общественной жизни.

Кроме того усиливается тенденция, когда наука из средства технического прогресса превращается в органическую часть социального и культурного развития, проявляется не только в отношении человека к природе, но и в отношении к другим людям, к обществу в целом. Наука становится органичной частью культуры также в том смысле, что она способствует развитию творческого потенциала человека.

 

Вопрос III. Структура и типология научного знания. Методы и основания науки.

При рассмотрении третьего вопроса следует подчеркнуть, что наука есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Настолько сложную, что ее невозможно охватить какой-либо одной теоретической конструкцией. Поэтому структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах, с разных сторон, по различным основаниям.

Во-первых, структуру науки, способы получения научных знаний можно представить в виде четырех, тесно связанных между собой основных частей:

1) Эмпирическая часть включают в себя информацию, полученную с помощью, как обыденного познания, так и опытным путем, посредством наблюдения и эксперимента.

2) Теоретическая часть это такой уровень развития науки, который позволяет на основе познания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы. Помимо законов, которые составляют основу теоретического знания, к этому разделу науки также относятся идеи и гипотезы. Именно с них, собственно, и начинается формирование научного знания. Каждая теория вначале выступает в качестве идеи или гипотезы, которые, благодаря новым фактам, в том числе добытым с помощью экспериментов, превращаются (или нет) в научную концепцию.

3) Философско-мировоззренческий компонент науки отражает истолкование фактов, использование теории для подтверждения существующей картины мира или же дает основания для ее критики и поддержки новых гипотез. В качестве примера можно привести геоцентрическую систему Аристотеля-Птолемея. В течение столетий вновь обнаруживаемые факты использовались для ее подтверждения, а вот, Коперник начал трактовать открытые им и известные до него факты для критики геоцентрической системы и обоснования своей астрономической концепции. В общественной жизни мировоззренческий аспект науки проявляется в подтверждении или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений, например, того или иного типа государственного устройства или различных форм собственности

4) Практический блок науки включает инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний

 

       Второй подход к проблеме структуры науки выделяет:

  1. объект (предмет) познания;
  2. субъект познания;
  3. средства и методы познания;
  4. результат познания – знание,
  5. интересы и потребности,
  6. навыки, стереотипы и установки,
  7. тексты и другие способы передачи научного знания и средств его достижения,
  8. язык науки.

                   Третий подход выделяет:

  1. наука переднего края, которая наряду с истинными включает и неистинные, но полученные научными средствами результаты;
  2. твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знания;
  3. история науки, состоящая главным образом из ошибок и отвергнутых версий.

       Четвертый подход выделяет следующие элементы структуры науки:

1. фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

2. вопросы и проблемы, возникшие из пассивного созерцания и наблюдения мира;

3. результаты первоначального обобщения опыта в понятиях и других абстракциях;

4. основанные на фактах версии и гипотезы (научные предположения);

5. законы, концепции и теории (в том числе и альтернативные);

6. философские и мировоззренческие установки и принципы;

7. социокультурные основания;

8. методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны и регулятивы;

9. традиции и стандарты;

10. стиль мышления и построения теорий.

       Пятый подход выделяет уровни научного познания:

1. Эмпирический уровень – здесь преобладает живое созерцание, или чувственное познание. Исследуемый объект отражается преимущественно на уровне фактов и явлений, со стороны внешних связей и проявлений. Эмпирический уровень, в свою очередь, включает 2 компонента: а) чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и б) их первичное осмысление, первичную понятийную обработку.

2. Теоретический уровень – это рациональное познание, когда живое и непосредственное созерцание становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Здесь на первое место выходит абстрактное мышление с его обобщенно-понятийным подходом и поиском логических связей, причин и закономерностей.

3. Основания научного знания – это совокупность теоретико-концептуальных, нормативно-ценностных, мировоззренческих и этических установок, определяющих деятельность и мышление ученых на каждом этапе развития науки. Их основная функция – организация и регулирование процесса научного исследования и взаимодействия ученых, ориентация науки на более эффективные пути, способы и формы достижения научных результатов. В свою очередь, данный уровень включает в себя: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания. В своей совокупности они выражают ценностные и целевые установки науки. Этот уровень включает основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы доказательности об обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания.

 

В рамках данного вопроса надлежит проанализировать и роль научной картины мира. Научная картина мирацелостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Научная картина мира предполагает достоверное и реальное изображение Вселенной. Учитывая тот факт, что наука – явление развивающееся, то научная картина мира неоднократно претерпевала значительные изменения.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная картина строилась сначала, с XVII в., на базе классической механики, затем электродинамики, потом – квантовой механики и теории относительности (с начала XX в.), а сегодня – на основе синергетики.

В результате усилий ученых, прежде всего естествоиспытателей, меняется образ мира, возникает его научная картина. Утверждается представление о бесконечности Вселенной, в которой Земля – небесное тело, существующее наряду с другими планетами. С эволюцией образа мира меняется и образ человека, обогащенный новым типом мировоззрения. Вместе с тем и сама наука не стоит на месте. С появлением новых теорий и открытием естественных законов расширяются возможности исследования и объяснения мира природы.

Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования и развития.

 

       Следует особо подчеркнуть и осмыслить роль и значение философских оснований. С одной стороны, крупнейшие открытия в конкретных науках способствуют интенсивному развитию философии. Однако, с другой стороны, философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Философское мировоззрение воздействует на позиции ученого, его отношение к миру и познанию. Философские идеи и принципы обосновывают идеалы и нормы науки, ее интерпретативные схемы, содержательные

 представления научной картины мира, обеспечивают включение научного знания в общую культуру человечества, формирование научной картины мира.

Роль философии как методологии для других наук предопределена универсальным характером законов, которые она изучает. Но и сама философия нуждается в достижениях конкретных наук, без знаний которых она не может существовать. Поэтому, чем выше степень универсальности и всеобщности закона конкретной науки, открытого учеными, тем он ближе к философии, тем легче философии выступать в роли методологии познания. Так, открытие закона сохранения и превращения энергии, охватывающего огромное количество явлений и процессов, предоставило дополнительные веские доводы философским положениям о бесконечности и вечности материи и движения.

       Среди принципов, философских оснований науки следует выделить важнейшие:

ü принцип познаваемости мира (гносеологического оптимизма);

ü принцип объективности;

ü принцип рациональности;

ü принцип достоверности и доказательности;

ü принцип проверяемости, верификации (любую теорию или утверждение может проверить любой ученый, проведя соответствующие эмпирические эксперименты);

ü принцип системности;

ü принцип объективного характера причинно-следственных связей (детерминизма);

ü принцип презумпции естественности (факты объясняются природными, естественными причинами, пока не будет доказано противоположное);

ü принцип точности и определенности;

ü принцип единства науки и практики;

ü принцип обобщенно-понятийного мышления;

ü принцип логичности.

 

Типология науки

Оставаясь единой системой знания, наука разделяется на множество отраслей и дисциплин. Разделение условно. Оно помогает лучше и нагляднее представить сложность и многообразие здания науки, систему взаимодействия внутри науки и науки с практикой. Первая типология – по предмету исследования:

1. естественные науки, изучающие природу;

2. гуманитарные науки, изучающие человека и общество;

3. технические науки, изучающие способы и инструменты воздействия человека на природу;

4. науки, изучающие сам процесс мышления и познания: гносеология, логика.

       Вторая типология – по методам, задачам и функциям:

1. фундаментальные науки, объясняющие мир, его процессы и явления;

2. прикладные науки – разрабатывающие способы применения результатов научного познания для решения разнообразных практических задач общества.

 

Наука обладает инструментальным характером. Каждая наука формирует свой специфический инструментарий, предназначенный для целей научного исследования. Инструментами ученого являются специально разработанные способы решения исследовательских задач — методы (от греч. meth dos — путь вслед за чем-нибудь).

В самом широком смысле метод определяют как совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности или как рациональную последовательность взаимообусловленных и согласованных познавательных операций и действий, которые выработало общество и которые позволяют субъекту достичь цели.

В основе любого научного метода лежат три основополагающих принципа — объективность, систематичность и воспроизводимость.

Наличие собственной совокупности методов является характерной чертой каждой науки. Теперь рассмотрим основные методы научного познания, их специфику в биологии, медицине и фармации.

Научное познание имеет разнообразные методы исследования – способы познания, подходы к действительности: общенаучные методы и специфические частные методы отдельных наук. В современной методологии — науке о методах и принципах научного исследования — изучаются характеристики используемых методов, закрепляемые в виде различных классификаций. Наиболее значимой является классификация методов в зависимости от степени их общности. В соответствии с этим критерием выделяют:

1) философские методы — определяющие наиболее общие подходы и принципы научного исследования, например диалектический и метафизический;

2) общенаучные методы — применяемые во всех науках. К общенаучным методам относятся: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.

3) частно-научные методы, применяемые в той или иной научной дисциплине и обусловленные природой изучаемого объекта. Каждая наука обладает также своими специфическими методами, которые вытекают из ее основных теоретических и методологических установок. Таким, к примеру, является применяемый в правовой науке сравнительно-правовой метод или практикуемый прикладной социологией метод опросов, метод эксперимента в биологии и медицине.

 

Другая типология научных методов строится в соответствии с уровнями научного познания. По этому основанию методы делят на две основные группы: эмпирические и теоретические.

Основные методы эмпирического познания – это наблюдение, измерение, описание, сравнение, моделирование, эксперимент.

ü Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира без вмешательства в них. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства. Оно может быть а) свободным, которое производится лишь с помощью человеческих органов чувств, и б) приборным, осуществляться с помощью приборов.

ü Измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру)

ü Описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки.

ü Сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

ü Моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта, например, компьютерное моделирование генома человека;

ü Эксперимент – это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы в контролируемых условиях.

 

Основные методы теоретического уровня научного познания: идеализация и формализация, аксиоматический метод, индукция и гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Во всех науках используются:

ü анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

ü синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

ü классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

ü абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

ü формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

ü аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

ü идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

ü дедукция — движение от общего к частному;

ü индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

 

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования.

Гипотеза –это всего лишь один из этапов научного познания. Важнейшую его цель составляет открытие и формулировка законов.

Закон выражает внутренне присущую природе явлений реального мира тенденцию изменения, движения развития. Всякий закон – составной элемент научной теории. Теория – это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.

 

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Итак, основной функцией науки является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о бытии. Это система понятий о явлениях и законах материального мира и духовной деятельности людей, которая позволяет предвидеть и преобразовывать действительность в интересах общества.

Содержанием науки и ее результатом является целенаправленно собранные факты, разработанные гипотезы и теории, приемы и методы исследования. Истинность научных понятий проверяется и приходится общественной практикой. Понятие науки включает в себя как процесс выработки научных знаний, так и всю систему проверенных практикой знаний, а последняя (система) формирует в совокупности научную картину мира.

Наука как форма культурной человеческой деятельности является историческим явлением. Это сравнительно поздний продукт культуры. Тысячелетиями жизнедеятельность людей осуществлялась без науки. Поколение за поколением использовало только эмпирический опыт, воспринимая мир через призму мифологии и религии. Постепенно появились крошки «наукообразных» знаний. Считается, что наука как сфера культуры сложилась в Европе только в эпоху позднего Средневековья и начала Нового времени.

 

Вопрос IV. Проблемы развития науки. Теоретические модели развития научного знания.

Важнейшей характеристикой науки является ее динамика. Развитие науки предстает как сложный диалектический процесс, имеющий определенные этапы (миф – логос – наука классическая – наука неклассическая – наука постнеклассическая). Ее основная особенность – глобальный эволюционизм, сочетающий идеи эволюции с принципами системного подхода и теории синергетики.

Этапы развития науки:

Античный этап развития науки

В эпохи древних цивилизаций (Китай, Индия, Шумеры, Африка, Америка) приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Улавливали очень разные взаимодействия в астрономии. Обрабатывались в математических таблицах знания прикладного характера, накапливались рецептурные знания об изготовлении различных технических устройств.

Для науки древности характерна синкретичность, нерасчлененность знания. Знанием чаще всего становилось умение. Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит, не было науки. Изучались то, с чем человек сталкивался в своей повседневной практике, так накапливались факты. Геометрия – измерения земельных участков. Торговля – арифметика. Но собственно научное знание начинает складываться в античной культуре.

Основные особенности античного типа научности.

ü созерцательность;

ü склонность к абстрактному, умозрительному теоретизированию;

ü принципиальный отказ от опытного (экспериментального) познания (опыт и практика – удел рабов, а умозрительное – самое престижное);

ü признание превосходства универсального (всеобщего) над уникальным, частным, единичным. Знает всё о мире тот, кто знает общее, из него дедукцией выводится частное (Аристотель);

ü превращение в объект и критического исследования самих научных (математических) идеализаций.

Средневековый этап развития науки

Приходят феодальные порядки, они меняют уклад жизни, духовные ценности, способы государственного правления и формируются две великие мировые религии (взамен многобожия): христианство и ислам. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии. Вера взяла реванш авторитета над доказательством (веры над разумом). С V по XV век – практически тысячелетие (450-1440).

Средневековая наука не отринула античное наследие, но по-своему его в себя включила. На первый план среди наук в эпоху христианства выходит теология. На развитие и уровень средневековой науки повлияло появление университетов.

Достижения в математике: создали основы арифметики на основе индийских чисел (натуральный ряд и ноль), а мы твердим, что они арабские; разработка начал алгебры (автор Аль-Харезми: трактат «аль джебер...» перешло в «алгебра»), создали основы тригонометрии.

Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков.

В химии совершенствование опытов в области парфюмерии, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта. Параллельно с химией стала развиваться алхимия. И химия не могла сбросить это бремя. Считается, что алхимия пришла из Китая – там открыли киноварь (сернистая ртуть) – красного цвета и подумали: не заменитель ли это крови. И пошли эксперименты, которые сдерживали развитие химии.

Центром духовной жизни, схоластической логики были средневековые университеты. Там преподавалась рационалистические науки: логика, риторика, серьёзный спор об универсалиях – существуют общие понятие или нет (номиналисты против реалистов). Росцелин, У. Оккам утверждали: общие понятия – просто обозначение предметов, а реалисты говорили, что эти понятия существуют изначально.

 

3. Классический этап развития науки (XVI – XVIII века). Естественные науки закрепили за собой эталон научности. Этот классический этап развития науки можно разделить на два (под)периода:

а) период механического естествознания до 30-х годов XIX века.

б) период формирования эволюционных идей до конца XIX века.

Особенности классического этапа науки

ü создание и систематическое развитие экспериментально-теоретических исследований. На этой основе сформировалось аналитическое естествознание с входящими в него точными дисциплинами (например, в физике выделилась механика, оптика). Универсальным способом задания теоретических объектов являлись процедуры простого абстрагирования и непосредственного обобщения фактического материала.

ü стремление учёных к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде и отражающей неизменный мир. Это связано с ориентацией всех наук на классическую механику, в которой мир представлялся в виде гигантского механизма, подчиненного вечным и неизменным законам. Естествознание носило механический характер, считалось, что механическая форма движения материи единственная.

ü стремление расчленить природу на отдельные участки и подвергнуть анализу каждые из них в отдельности. Это сформировало в науке характерную методологическую установку – представление о природе, состоящей из неизменных вещей, лишенных развития и взаимной связи. Эволюционные идей наступали, но в физике всё оставалось пока прежним. Этот всеобщий методологический подход в науке получил название метафизического способа мышления (антидиалектический) – всё разрознено и надо изучать все по отдельности.

ü признание независимости друг от друга субъекта и объекта познания, абсолютизация на этой основе объективности научного знания, в принципе исключающего какие-либо субъективные факторы.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!