Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков



Отдельную специфическую группу составляют методы проверки знаний, умений и навыков у школьников.Мы уже упоминали, что без «обратной связи» дидактический процесс теряет смысл, поэтому очень важно, чтобы учитель мог реально оценивать результаты своего труда. В эту группу методов входят: текущие наблюдения, устный и письменный опрос; выполнение и анализ проверочных практических заданий, проектов, творческих работ; самоконтроль учащихся.

Текущие наблюдения позволяют учителю верно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков учащихся. Преимуществом этого вида контроля является его систематичность.

Устный контроль включает методы индивидуального и фронтального опросов, а письменный — самостоятельные работы, в том числе и творческие. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного-двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации о знаниях учащихся.

Выбор методов обучения изобразительному искусству.

Рассмотрим общие причины (условия, факторы), определяющие выбор методов обучения.

В первую очередь должны быть учтены следующие.

1. Цели и задачи обучения. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Программное содержание. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

3. Возрастные особенности учеников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста учащихся. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы должны меняться.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления, как нам уже известно, необходимое условие успешного сотрудничества учителя с классом.

5. Индивидуальные и личностные особенности учеников. Гуманный учитель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, раскрыть свою индивидуальность.

6. Условия обучения. К ним кроме рассмотренных выше - материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических - относятся и отношения, которые складываются в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается учебно-воспитательный процесс, получили название педагогических ситуаций.

7. Средства обучения. Методы обучения становятся средствами, когда выступают компонентами учительного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства обучения, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации - необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам обучения относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь; мимика, движения и т.д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Всем известно, например, какие послабления делаются для больных детей. Невыспавшийся, нервничающий ученик требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. д.

8. Уровень педагогической квалификации. Учитель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие - гораздо более низкая эффективность обучения, чем она могла бы быть при использования разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время обучения. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы обучения. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые - это увещевания и постепенное приучение. Единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности, нет. Некоторые педагоги считают, что времени недостаточно, а поэтому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов обучения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), учитель должен быть уверен в ус пехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

На уроках изобразительного искусства необходимо использовать различные формы и методы работы по развитию наблюдательности и развитию умения «читать» художественные произведения.

Для развития наблюдательности используются следующие методы:

-наблюдение явлений, передающих общее содержание произведения;

-беседу о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;

-рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;

-рисование только на основе восприятия литературного или музыкального произведения;

-рисование с натуры картин, описанных в произведении.

На уроках и внеурочных занятиях обращается внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности.

Наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО:

-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, викторина, выставка);

-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские,…);

-использование ИКТ;

-использование игровых форм;

-диалогическое взаимодействие;

-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации,.);

-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные,.);

-интерактивные методы обучения (частично-поисковый, творческий…);

-использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);

-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»);

-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);

-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);

-деятельностный подход в обучении.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании обучающихся, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

В 1 классе это совместно индивидуальная деятельность. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Знакомясь с основными и дополнительными цветами, обучающиеся раскрашивают и в конце урока собирают сказочную поляну (хоровод цветов, снежинок…). Работа сопровождается сказкой о мире красок…

Во 2 классе результатом индивидуальной работы могут стать панно «Этот прекрасный мир», «Сказочная страна» (украшение бабочек, птиц, рыбок, человечков).

К 3 классу формы организации более разнообразные: «Художник и театр», «Художник и город».

В 4 классе выполняются коллективные композици: «Праздничный букет», «В русской избе», «Русские праздники». На этапе урока – показ рисования предметов и элементов, учитель предлагает ребятам попробовать себя в роли учителя. Роль ученика выполняет учитель. Такое общение эффективно для формирования самооценки учащихся, развития речевой культуры. Оценивая учителя, исправляя ошибки, ученик оценивает себя, при этом воспитываются такие черты характера, как инициатива, смелость, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, стремление помочь, взять на себя часть интересной работы, ответственность, уважение к себе и другим.

 

Приведем пример урока изобразительного искусства в 3-м классе. Ребятам предлагается попробовать свои силы в создании мультипликационного фильма по народной сказке “Репка ”. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа отвечает за определённую операцию для достижения общей цели. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы. Это творчески-поисковый процесс, где учитель является организатором. Возможно, на следующем уроке учитель будет наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли учитель должен руководствоваться лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».

Эффективность данного направления заключается в формировании адекватной самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе в рамках знакомых приемов рисования.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!