Взаимодействие музеев и школ в России и за рубежом.



Взаимодействие музея и школы определяется общностью решаемых задач и одновременно спецификой их осуществления каждым из этих социальных институтов. Представления о цели и способах сотрудничества музея и школы менялись в зависимости от господствующей идеологии и образовательных концепций.

 На первом этапе: 1870 -1890 -е гг. - середина 1920 -х г. Общедоступные музеи рассматривались как средство внешкольного образования, прежде всего, учащихся. Речь шла о переосмыслении цели образования, во главу которого ставилась идея развития, с помощью предметного метода. Мировая педагогика дала всходы в виде мощного экскурсионного движения, появились музеи, ориентированные преимущественно на образовательные задачи - педагогические, школьные, детские. Стали формироваться традиции взаимодействия музея и школы. Выделяющаяся в качестве самостоятельного направления, культурно-просветительная деятельность музея была в значительной степени ориентирована на учащихся и учителей, подтверждением чему является организация первых экскурсий преимущественно для них. Школа служила стимулом для развития музея, став фактором становления его культурно-просветительной деятельности. Взаимодействие музея и школы, как мы видим, носило вполне гармоничный характер.

На втором этапе: 1930 - 1970 гг. Происходит формирование школоцентристской концепции музея. Музей, который снова становится средством переустройства образования, должен был в ответ на решения партии и правительства превратиться в «подлинную лабораторию политехнической школы с широкой организацией исследовательских работ, с широким доступом школьников к самому процессу собирания, подготовки и обработки материала». Взаимодействие начинает приобретать характер подчинения музея учебно-воспитательному процессу в школе: отсюда термин - школоцентризм. Предпринимаются попытки внедрения новых форм работы с учащимися. Такой, в частности, является экскурсия-урок, первое упоминание о которой относится к 1934 г. «Музейный урок - это обычный нормальный урок, отличающийся от рядового только тем, что он проводится не в помещении школы, а в музее и на музейном материале».

На третьем этапе: 1980 - начало 1990 -х гг.  На смену школоцентристской концепции музея с ее иллюстративностью и поучающей дидактикой постепенно приходит осознание его как уникального центра образования культурой, передающего научный, художественный, исторический опыт от поколения к поколению. Взаимодействие музея и школы начинает рассматриваться как равноправное сотрудничество на основе осознания и углубления их функциональных различий в рамках единой задачи - осуществить присутствие личности в культуре, создавая необходимые предпосылки для целостного и свободного развития человека.

4 этап: конец 1990 -х – 2000 -е гг. Происходит интеграция школьной и музейной педагогики в рамках единого учебного заведения.

 

Взаимодействие музеев и школ за рубежом. Успешное взаимодействие музея и школы во многом обеспечивается поддержкой их контактов со стороны государственных структур. Например, в США Американской ассоциацией музеев была обоснована программа музейной педагогики, на основе которой Государственный комитет по образованию принял национальную программу «Музей и образование». Музеи получили официальный статус образовательного учреждения. В 1994 г.  после публикации доклада о проблемах гуманитарного образования «Нация на грани риска», принимаются Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин, которые актуализируют обращение к музею.

Проблема создания системы музей - школа является за рубежом предметом государственной заботы. Принятые здесь программы делают посещение музея естественной частью учебного процесса. Но официальная поддержка и самые лучшие программы не дали бы ощутимого результата, если бы не активная позиция самого музея, стремящегося наладить партнерские отношения с учительством.

Специфика решения музейно-педагогических задач в зарубежных музеях состоит в апелляции к учителю, в расчете на которого в значительной мере работает музейный педагог. Главная функция сотрудника отдела образования (как их именуют в США или Англии) или музейной педагогики (как они называются в Германии) заключается не в проведении занятий для учащихся, как в наших музеях. Акцент делается на подготовку различного рода вспомогательных материалов (пособий для учителей, "листков активности" или "рабочих тетрадей" для учащихся, специализированных путеводителей, музейных газет и журналов, каталогов, слайдов, видеопрограмм, брошюр о музейных программах, календарей музейных событий и пр.), обеспечивающих включение музея в образовательный процесс школы и работу на экспозиции самого учителя.

Сошлемся на опыт США, страны известной своими глубокими музейно-педагогическим традициями, основанными на идее необходимости консолидации усилий музея и школы в деле образования подрастающего поколения. (Этот опыт был проанализирован З.А. Бонами (1997) и Н.Г. Макаровой (Предметный мир культуры. Музейно-экскурсионная программа для начальной школы. - Ч. 1 - Теоретические материалы, с. 7-14). Отмечая разнообразие форм работы американских музеев с учителями, авторы выделяет наиболее специфические для США, которые одновременно особенно актуальны с точки зрения развития взаимоотношений музея и школы в нашей стране.

- Очень распространены здесь так называемые учительские мастерские. В зависимости от конкретной цели они могут принимать вид установочных лекций, помогающих учителю самостоятельно проводить занятия в музее, или долгосрочных курсов, когда "учителя работают в фондах и лабораториях музея, обогащая собственные знания по той или иной проблеме и одновременно обучаясь интегрировать музейный материал в школьные учебные курсы" (там же, с.10).

- В ряде музеев организуются зачетные курсы для учителей, по окончанию которых они получают более высокий квалификационный разряд, а, следовательно, добавку к зарплате.

- Существуют программы, специально направленные на подготовку учителей-лидеров, которые в дальнейшем становятся проводниками идей музейного образования в своем педагогическом сообществе.

- Учителя имеют право на годичную стажировку в музее, ибо каждый 7-ой год работы в школе они могут использовать для самообразования.

- Практикуется организация для учителей летних курсов и летних институтов (часто совместно с университетами и колледжами), ибо музеи стараются активно использовать каникулярное время.

- Широко распространено создание совместных проектов развивающего типа, которые разрабатываются музейным педагогом вместе с учителем, а затем внедряются в школьную практику как обязательный компонент того или иного учебного предмета. Подготовка этих проектов включает в себя: курсы для учителей, подготовку печатных материалов для учителя и учащихся, подбор предметов, которые предоставляются учителю для использования в школе или в музее. Совместные проекты могут реализовываться в специальных музейных помещениях, где "учителям и учащимся доверяется использовать коллекции и ресурсы музея в качестве основного материала для учебного занятия" (там же, с. 8). Подобные совместные программы материально поддерживаются департаментами образования, которые выделяют для них специальные средства (гранты).

- Особую роль в установлении контактов музея и школы играют существующие во многих американских музеях информационно-методические центры. Они выполняют комплекс задач - от обеспечения учителя информационной и вспомогательной литературой до предоставления в аренду тематически подобранных материалов из коллекций музея, организованных по типу "музея в чемодане".

Благодаря столь интенсивной деятельности музеи США смогли «стать катализаторами и идеальными агентами позитивных изменений в образовательной системе». И с этим нельзя не согласиться.

 

 

Заключение.

Выше изложенное позволяет сделать вывод, что роль школы и музея, способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся, сохранению семейных традиций народа, воспитанию чувства патриотизма, почтения, сохранению в памяти людей, работающих и ушедших из жизни, бережного отношения к памятникам культуры, истории. Ведь школа создает социальную и культурную среду для полноценного развития личности учащихся, а музей – символ национального самовоспитания, национальной гордости, взаимодействия культур – хранит, изучает культурное наследие и создает возможность для наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека.

Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представление о мире. Школа заинтересована в получении от государственного музея квалифицированной консультации по вопросам музееведения и помощи в практической деятельности. Но и музей заинтересован в школе как в объекте своей научно-просветительской деятельности и резерве кадров для проводимой музеем собирательской работы понимания им своего места в историческом процессе.

 

Список литературы.

1. Столяров, Б. А. Педагогический контекст образовательной деятельности художественного музея / Б. А. Столяров // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001.

2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб., 2008. – 48 с.  

3. Воспитательный потенциал художественного музея : учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / Б. А. Столяров, Ю. Н. Протопопов, А. Г. Бойко ; Гос. АН РФ, Ин-т худож. образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – М. – СПб., 2010.

4. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007.

5. Горбатова, И. И. Первые шаги в мир культуры : дети и музей / И. И. Горбатова // Обсерватория культуры. – 2009 г.

6. https://www.studmed.ru/view/yuhnevich-myu-muzeynaya-pedagogika-za-rubezhom_8bcec4e8ed7.html

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!