Основные формы, методы и средства связи школы и музея.



Совместную  деятельность  школы и  музея рекомендуется проводить в нескольких направлениях [1]. Ведущий специалист в области музейной педагогики Б. А. Столяров рекомендует организовать два блока (секции);

1) Школа – музей в образовательной деятельности.

2) Музейная педагогика в школе. В его рекомендации входят в основном экскурсии и деятельность музея. Учителя школы должны быть готовы к совместной деятельности с сотрудниками музея.

Сотрудничество между школой и музеем целесообразно начать с составления программы и использовать её в учебном процессе прежде всего для воспитания учащихся в духе уважения к культурному наследию.

В аспекте сказанного выше на школу возлагаются следующие задачи:

- Пробудить у учащихся интерес к образцам изобразительного искусства, народного прикладного искусства, скульптуры и других видов искусств;

- Формировать у учащихся знания, умения и навыки на примере образцов искусства в области истории, литературы, общество ведения и др.;

- Привить учащимся чувство гордости и уважения к духовным ценностям;               - Довести до сознания учащихся понимание духовного богатства как комплекса духовных и материальных культурных ценностей;

-  Направить познавательную деятельность учащихся на изучение культурных ценностей, созданных человечеством, духовного наследия узбекского народа и общечеловеческих ценностей;

-  Воспитать культуру посещения музеев, осмотра и изучения музейных экспонатов, представляющих современную и древнюю эпохи;

- Формировать духовность, индивидуальные способности личности, творческий подход к окружающей действительности.

Использование материалов музея в процессе изучения общеобразовательных предметов, посредством организации передвижных выставок, исторических документов, образцов прикладного искусства, репродукций картин художников, во-первых, воспитывает у учащихся уважение и чувство гордости к духовному наследию; во-вторых, развивает у них художественный вкус, способность к размышлению, зрительную память, творческое воображение, эстетические чувства, так как познание действительности начинается с чувственного восприятия, которое является источником художественного мышления. Разумеется, при изучении основ наук в школе нет возможности постоянно проводить уроки в музеях. Поэтому целесообразно организовать курсы повышения квалификации учителей при музеях для того, чтобы они вооружились методикой использования музейных материалов в условиях школы. Возможности использования музейных материалов в школе при изучении школьных дисциплин, в особенности гуманитарных предметов, безграничны. Ведущее место в этом отношении занимает литература. Писатель так же, как и художник, отражает действительность в образах, только литератор создаёт образы в словесной форме, а художник – красками и специальными приёмами: выбор сюжета, композиция, колорит (цветовая гамма), использование освещения через созданные образы не только воссоздаёт действительность, но и воздействует на чувства. Идея, выраженная в художественной форме, оказывает более сильное влияние, поэтому целесообразно отбирать высокохудожественные произведения. При знакомстве учащихся с произведениями искусства, будь то литература или другой предмет, речь не идёт о детальном подробном анализе. В этой связи необходимо соблюдать следующие требования:

- Реализация поставленных перед школой учебных и воспитательных целей при отборе содержания художественных произведений;

- Соответствие отобранных образцов искусства развитию познавательной деятельности учащихся;

- Соответствие изучаемой теме;

- Отобранные произведения должны быть высокохудожественными;

- Использование произведений искусств должно быть последовательным и постоянным.

Классификация современных форм музейно-педагогической деятельности:

1) базовые формы; 2) синтетические формы; 3) немузейные формы; 4) формы организации аудитории при музее.

Базовые формы - это исторически сложившиеся формы: лекция, экскурсия и консультация, в которых музейный предмет или музейная экспозиция являются неотъемлемой частью музейно-педагогического процесса.

Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их  общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

Названия со словом "школа" ("школа в музее", "музейная школа" и др.) появились в музейной практике в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Эта новая музейно-педагогическая форма является и формой организации постоянной аудитории при музее, и перспективной формой освоения основ музейной культуры для детей. Школа в музее - это синтез формы (школьный урок) и музейного содержания (использование музейных предметов или урок в экспозиции) для разновозрастной аудитории, характеризующийся регулярностью, продолжительностью (от месяцев до 2-4 лет), сезонностью (летние школы). Базовая аудитория - дети начальных классов, которые начинают знакомиться с музеем, однако открыты школы и для старшеклассников, и даже для беременных женщин [20;84].

 Музейная школа выступает как новая, перспективная, статико-динамичная, групповая, познавательная форма с достаточной активностью аудитории. Работа школы в музее носит регулярный характер (с определенной периодичностью), формируя, таким образом, мотивированную постоянную аудиторную группу.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!