Сущность взаимодействия музея и школы.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                               ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ,

                                      ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

 

           Кафедра «Изобразительное искусство и культурология»

 

 

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Профиль образования: Художественно-эстетическое образование

 

 

                                      Контрольная работа

                      по дисциплине «Музейная педагогика»

         на тему: «Формы сотрудничества музеев со школами»

 

                                                                              Выполнила: магистрант

                                                                                  группы 20ЗНПХм1

                                                                                      Лобанова И.А.

                                                                   Проверила: доцент Г.Н. Рябова

 

 

                                                       

                                                   Пенза, 2021

 

 

                                                    Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность взаимодействия музея и школы……………………………………5

2.Основные формы, методы и средства связи школы и музея…………………8

3. Взаимодействие музеев и школ в России и за рубежом……………………..11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

                                         

 

 

Введение.

Для современного человека музей должен входить в стиль жизни и пространство личностного развития, а посещение музея должно стать привычной деятельностью. Мы часто слышим от профессионалов о том, что музеи России обладают уникальными образовательными возможностями, которые система образования не использует или использует не в полную силу. Почему так происходит? Я бы сослалась на то, что у широких групп школьников не сформирован интерес к тому, чтобы сознательно изучить музейную коллекцию. Возможно, нужны специальные программы на телевидении, более интересные, чем музейные экскурсии. А может быть, для формирования интереса школьников нужно существенно изменить музейную среду. Ведь уклад российского музея сегодня не слишком привлекателен для школьников, потому что в нем почти все - запрещено. Нельзя громко разговаривать, делиться впечатлениями, бегать, сидеть на полу... Кстати, сесть на стул зачастую тоже нельзя, да и негде. В музейных зданиях мало пространств для дискуссий, нет аудиторий, где можно было бы обсудить что-то с друзьями после осмотра экспозиции или поработать с группами детей – не говоря уже о том, чтобы на базе музеев проводить занятия для школьников.

В дискуссии об отношениях школы и музея часто используются выражения, которые все понимают по-разному. Почему все-таки возникает столько трудностей во взаимодействии музея и школы? Оказывается, что трудно понять друг друга. Музейные работники считают, что задача учителей – привести детей в музей. Дальше - отдать детей в их руки и отойти, уж они лучше знают, как работать с детьми в музеях, а школьная программа их мало интересует – это работа школы. Школьные учителя, прежде всего, – предметники. Они рассматривают ресурсы любого музея как предметную среду по теме своего урока. А музейные педагоги зачастую подменяют работу в метапредметном пространстве музея самой простой формой: экскурсионным обслуживанием, вливанием дополнительного содержания в уже имеющиеся у школьников знания об истории, технике, искусстве.

Сколько бы мы ни говорили о том, что ребята должны ориентироваться в метапредметной среде – этого пока не происходит. А между тем именно музей – с его разнообразнейшими коллекциями и возможностью устанавливать новые связи между предметами, идеями и эпохами - мог бы стать для школьников и педагогов пространством снятия предметных ограничений. Музейные работники – это группа людей, которые являются держателями нашего культурного наследия, системы наших культурных кодов. И в этом смысле – хранителями наших традиций и нашей истории. В преодолении разрыва между школой и жизнью, между знаниями и компетенциями, музей мог бы сыграть огромную роль: в нем работа ребят – в том числе проектная – обретала бы новый креативный импульс.

Сегодня «музей-школа» - это улица с односторонним движением. Важно, чтобы возникло движение по другой стороне улицы: чтобы музейные педагоги шли в образовательные учреждения и устраивали там выставки. Важно, продумать встречное движение. Одной из сторон такого движения должны стать сами школьники. И музей и школа продолжают видеть ребят только в роли «пассивного просвещаемого», а не активного партнера.

 

Сущность взаимодействия музея и школы.

Современная система образования – является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

Социальное партнерство можно рассматривать как социокультурный фактор социальной действительности и как социокультурный механизм социализации личности школьника. Его необходимость в настоящее время не вызывает сомнений, но сохраняется неразрешенной проблема развития реального социального партнерства, продуктивного и взаимовыгодного, в частности, школы и музея, в развитии гражданско-патриотических качеств у школьников подросткового возраста.

Бесспорным является факт, что для сотрудничества учителя и ученика в образовательном процессе как своеобразного партнерства в решении образовательных задач (обучающих, воспитательных, развивающих) необходима мотивация педагогического сообщества. Так и в социальном партнерстве школы и музея необходима мотивация педагогов, которые выбирают формы совместной деятельности целесообразно потребностям и интересам учащихся, задачам воспитания юных граждан.

Можно констатировать, что социальное партнерство системы образовательного учреждения строится чаще на основаниях стадии «переходного уровня», когда школа периодически учувствует в социальных контактах, носящих фрагментарный характер социального взаимодействия и создающий иллюзию партнерства, что может стать препятствием для развития полноправного и полноценного социального взаимодействия школы и музея как партнеров.

Взаимодействие социальных партнеров обладает рядом признаков: оно предметно, понятно противоположной стороне, ситуативно и носит субъектно – субъектный характер, участники партнерства должны использовать одни и те же символы самовыражения, которые могут отражать обмен идеями, импульсами и чувствами.

Исследование обнаружило, что большинство педагогов не выделяют особенностей социального партнерства школы и музея в образовании школьников, не осознают необходимость совместно принятых решений в их взаимодействии (договорных, организационных и др.); не видят социальное партнерство явлением современной социальной действительности; не понимают назначения социального партнерства школы и музея как социокультурного механизма в процессе формирования гражданско-патриотических качеств личности школьника подросткового возраста.

Вместе с тем в музейной педагогике признается, что идеальной образовательной средой для реализации комплекса задач гражданско-патриотического воспитания школьников является музей. Рассматривая музей в системе социального воспитания, ученые отмечают, что он располагает богатым социально-воспитательным потенциалом; позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность; создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Сотрудничество музея и школы представляется в виде разноуровневой пирамидальной системы. Самой низкой стадией развития партнерства выступает знакомство, когда равноправные участники вырабатывают общие цели, ценности и ресурсное обеспечение сторон; эту стадию можно рассматривать как создание ситуации социального партнерства. Предполагается вынесение на всеобщее обсуждение вопросов о необходимости и сущности сотрудничества музея и школы: какие формы сотрудничества будут более эффективными? что думает о развитии сотрудничества каждая из сторон? как организовать сотрудничество, чтобы ребенок мог проявить способности и инициировать себя в системе социального партнерства?

Вторую стадию партнерства музея и образовательного учреждения называют стадией социального действия. Когда проектируется образовательная модель социального партнерства. Эту стадию можно назвать стадией «мотивированного содействия», когда совпадают мотивы и школы и музея, когда они взаимно начинают реализовывать цели своей деятельности, т.е. начинают свои партнерские отношения.

Завершающей стадией выступает собственно партнерство (его можно назвать «действенным партнерством»), которое предусматривает долговременные взаимоотношения сторон, основанные на добровольном и совместном участии и взаимной ответственности. Именно здесь партнеры испытывают максимальное доверие к инициативам друг друга, заинтересованность личного вклада в общественное дело. Школа разрабатывает программу развития образовательного учреждения как документ – перспективу на социальное сотрудничество с социокультурными учреждениями, где прописываются все компоненты модели социального партнерства школы и музея.

Бесспорно, музей и школа – это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка. Общество переживает цивилизационный кризис и интеграционные процессы мирового сообщества, а музей как хранитель и транслятор культурного наследия дает возможность увидеть мир многогранным, сохраненным, устойчивым в своей культуре.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!