Анализ исторических данных боевых искусств и природные условия как фактор их развития



Адамян Артур

 

 

Система рукопашного боя Варфайт(Warfight) контексте современного боевого спорта

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Кишинев 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………….....................3

1. Анализ исторических данных боевых искусств и природные условия как фактор их развития……………………………………………………………........6

2. Анатомические особенности как основа боевых искусств………………………………………………………………………..........16

3. Основы и концепция системы рукопашного боя «Варфайт» ......…………….19

4. Базовая техника «Варфайт» ………………………………………………..…...23

5. Сложные элементы, и продвинутая техника «Варфайт» ……………………..37

6. Заключения ……………….……………………………………………………...43

 БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….44

 ПРИЛОЖЕНИЯ…….………………………………………………………………46

         

 

 

Введение

Данный труд служит презентацией и официальным учебно-методическим пособием к новой системе рукопашного боя – «Варфайт». Так же этот труд является прямым подтверждением того, что боевая система «Варфайт» была спроектирована именно автором данной работы.

Целью работы является анализ факторов посредством которых были сформированы древние и современные боевые искусства, а также изложение базовой техники системы «Варфайт».

В работе будут исследованы следующие особенности формирования боевых направлений искусств:

1. Исторический аспект формирования боевых систем. Где будут рассмотрены условия их зарождения. Так же тут будет изложена социально-культурная основа, влияющая на развитие боя как науки.

2. Климатические особенности. Которые будут показывать нам видоизменения под воздействием окружающей среды. Таких как температура воздуха и рельеф.

3. Биологические и антропологические особенности. С целью выявлений отличий в зависимости от структуры опорно-двигательного аппарата и других биомеханических аспектов, и особенностей. Таких как специфика строения скелета и прочих тканей.

4. Изложение боевой базовой техники «Варфайт» на основе принципов биомеханики. Эта часть работы и является базовым учебно-методическим пособием.

Рассмотренные в работе элементы должны сформировать общее представление этапов развития и историю становления современного боевого спорта. Я считаю, что необходимо иметь эти теоретические знания для более глубокого изучения боевых искусств. При составлении работы использовались как классические труды по практике боевых искусств, так и более современные работы по биомеханики и антропологий и анатомии.

Естественность движений и комфорт в исполнении, являются весомым преимуществом при ведении боя. Это способствует поднятию эффективности и повешения коэффициента полезного действия.

Анатомический фактор я по праву считаю основным в формировании любого спорта. Причин тому несколько, но основная - это безопасность. Отталкиваясь от естественности и безопасности была спроектирована наша система. Не для кого не секрет, что современный боевой спорт как правило подразумевает наличие тех или иных травм. Что в свою очередь и является причиной снижения вовлеченности в него. Разрабатывая «Варфайт», мы постарались снизить риск для здоровья к минимуму.

Касаясь темы безопасности следует отметить, что при практике «Варфайта» мы используем особые элементы экипировки. А именно среднего класса бронежилеты (с разными вариантами наполнителя, от пара-арамидного волокна, до бороне-пластин), специально спроектированные и изготовленные наручи и поножи. А также уникальный шлем изготовленный из стекловолокна (либо карбона)

«Варфайт» создавался как универсальная система обороны. Мы спроектировали единую технику, которая могла бы служить максимально эффективно вне зависимости от условий ее применения.

Одним из важнейших критериев была способность применения к различным оппонентам. Специально для этого было разработано 4 основных вида стратегии ведения боя. Так же в арсенале 10 основных видов тактик. Тактики могут быть как в базовой форме, так и смежные варианты

Нашей целью было создать систему рукопашного боя, которая соответствовала бы нескольким критериям, а именно - максимальная эффективность, высокая скорость окончания боя, универсальность, доступность и безопасность в обучении.

Многие современные системы делят свой арсенал на спортивный и уличный. У нас всё немного по-другому. Мы не видим смысла подгонять рабочую технику под спорт, скорее наоборот. Наличие экипировки позволяет наносить опасные техники, без вреда для здоровья.

При написании данной работы я так же использовал труды по нейропсихологии и нейробиологии. Поскольку при практике боевого спорта, к сожалению основной удар приходится на центральную нервную систему. 

При написании работы были изучены материалы физики. Меня заинтересовал раздел кинетической энергии. А именно специфика ее распространения. Именно эти знания помогли спроектировать особый дизайн элементов защиты головного мозга.

В работе будет высвечена роль интеллектуального взаимодействия. А также аспекты развитии интеллект в контексте боя. Если человек не обладает достаточным интеллектом для освоения системы (такое случается), то интеллект бойца будет развивается непосредственно в процессе обучения. 

Наша система - это, прежде всего способ защищать. Человек, который выбирает этот путь, встает на путь саморазвития. Простой акт уничтожения человеческого тела — это не искусство боя, это скорее то, что может сопутствовать этому, либо быть неудачным стечением обстоятельств.

Таким образом, если суммировать, то суть данной работы состоит в анализе практически всех возможных элементов формирования и становления боевых искусств. Во второй части работы последует изложения нового боевого спорта (Варфайт). Где за основы взяты современные знания о биомеханики и анатомии человека.

 

 

Анализ исторических данных боевых искусств и природные условия как фактор их развития

 

Происходящие вещи, чаще всего имеют причинно-следственную связь. Поэтому нам и следует рассмотреть, в каком историческом контексте были придуманы некоторые Боевые искусства. Таким образом, мы сможем проследить за этапами их эволюцией.

Никто точно не знает, когда именно были придуманы первые боевые искусства, тем ни менее мы можем проследить определённую хронологию их развития, а также географические особенности.

Если не принимать во внимание гимнастики и своего рода танцы, которые существовали до нашей эры, то мы начнем с 6-го века

В Азии считают, что начало боевых искусств исходит от личности по имени Бодхидхарма (Дарума, в японской версии, китайское же имя Дамо). Согласно китайским легендам в 520 году Бодхидхарма приходит в Китай, проделав путь из Индии.

Будучи 28 патриархом буддизма, он обладал определённым запасом знаний. Что вследствие привело его в Шаолиньский монастырь. Став настоятелем монастыря, он был крайне недоволен состоянием монахов. Потому как монахи просто засыпали на медитациях и не отличались особым энтузиазмом. Это была одна из причин, по которой Бодхидхарма ввел тренировки для своих подопечных.

История же нам говорит о более актуальной причине. Дело в том, что набеги разбойников в то время были явлением частым, а жертвами становились, как правило, фермы и монастыри. Таким образом, угроза из вне дала азиатским системам первый толчок к появлению.

Теперь рассмотрим сами техники, которые были введены Бодхидхармой. Помимо разнообразных физических упражнений он вводил именно технические элементы, которые далее послужили корнем для всего китайского Ушу (Кунг фу, по-японски Кемпо).

В первую очередь это “18 движений рук” что является основой стиля Шаолин цуань (Шаолиньский кулак). Практиковался он достаточно интересно, так как за основу была взята сила удара, а не резкость или скорость. Именно эта система попадёт на Окинаву (под названием «китайская рука») и даст рождение Окинав-те (впоследствии несколько стилей Окинава каратэ) но об этом речь пойдёт позже. Существовали такие упражнения как «Коридор смерти» (Комната с ловушками) и «Веник Бодхидхармы» (металлические прутики, соединённые вместе для набивки конечностей) Это нам говорит о том, что тренировки были достаточны жёстки и преследовали цель выработать физическую силу.

Далее нас интересуют «Звериные стили» «или танец пяти зверей» это полная противоположность Шаолин цуань. Поскольку акцент уже не на силе удара и выработке физически крепкого тела, а на подражании животным.

Считается, что монах увидел бой журавля со змеёй, и его вдохновила грациозность этого действия.

Таким образом, мы можем наблюдать некую первобытность боевых систем, когда человек подражает животным. Я считаю это анатомически неправильным, тем не менее такие системы до сих пор имеют место быть и считаются эталонными как в Шаолине, так и во всём Китае. Среди них Журавль Обезьяна Тигр Леопард Дракон и Змея. Тем ни, менее не смотря на низкий уровень эффективности, смотрится это достаточно артистично, и как элементы гимнастики эти системы очень полезны.

На счёт азиатского оружия говорить не вижу смысла вообще, так как в сравнении с европейскими или славянскими, они смотреться не серьезно. К тому же часть из них — это просто сельхоз инструмент (например, нунчаку, саи, тонфа и кама)! Так что это даже не смешно.

Следующий важный момент-климат и рельеф. Как мы знаем, территория Китая достаточно велика, тоже касается и бывшей Китайской империи. На западе преобладают горы и плато, на юго-востоке низменности. Климат на южной зоне субтропический, север достаточно холодный, центральная часть обладает умеренным климатом.

Разнообразие климата между севером и югом условно разделяет кунг фу на южное и северное.

Поэтому северные стили используют больше техник ног и вообще являются более активными. Южные стили более пластичные и предпочитают техники руками, в том числе элементы захватов. Поскольку тяжело активно двигаться при высокой температуре воздуха и повышенной влажностью.

Апогей развития кун-фу пришелся на время эпохи правления династии Сун (960 - 1279) и династии Юань (1279-1368)

Поскольку стилей Ушу великое множество я не имею возможности рассмотреть их все, к тому же нашей целью является проследить эволюцию и распространение.

 Распространение Ушу (Кунг фу) на Окинаве является значимым моментов в истории азиатских боевых искусств. Так как это дало жизнь целому отдельному направлению, а именно Окинавскому карате.

Здесь мы рассмотрим 19 век. Считается, что все окинавские боевые школы являются переделанным кун фу. Мы можем выделить 2 основные ветки, от которых пошли стили окинавского каратэ - это Сюритэ (Сёрин-рю) и Нахатэ (Годзю-рю, Уэчи-рю).

Последователи направления Нахатэ(Нагитэ) используют жёсткую набивку конечностей и пытаются достичь физической силы, их техники просты и достаточно эффективны. Но тем не менее школа Уэчи-рю не смотря на набивку конечностей и жёсткие изнурительные тренировки использует имитацию животных всё тех же китайских «Пяти зверей» (а именно тигр журавль дракон). Разумеется, исполнение их многим отличается, но сама идея как видно осталась и является прямым доказательство происхождения из Китая.

 Поскольку в начале 20-го века Окинавцам нельзя было носить оружие, совершенно очевидно, что школ (Додзё) боевых искусств было очень много. Теперь зная, что Окинава имеет свои школы и своих мастеров, проследим далее.

 Гичин Фунакоши создатель школы, Шотокан (Сётокан) был первым, кто сделал Каратэ японским. Родился он 1868 годы, Будучи мастером Окинавской школы, пропагандировал Каратэ он с 1921. Здесь мы можем наблюдать изменения техники, а именно то, что Окинавцы называю Японским Каратэ. Фунакоши добавил низкие стойки для ведения боя (дзенкуцу, кокоцу, киба дачи и так далее) И большое множество Ката (Формальные упражнения, похожие на танец). По мнению мастеров Окинавы, (в пример можем взять Морио Хигавона) Ката просто нужны для продления обучения (минимум 8 лет) и формальностей для иерархической системы Катарэ. С этим я полностью согласен.

Так же низкие стойки доказали со временем свою непрактичность. Тайский лоу-кик в 1960-х (на смежных соревнованиях между муай-тай и каратэ) оказался убедительным аргументом, для того что бы задуматься над целесообразностью низких стоек.

Тем не менее, Шотокан дал толчок к появлению более известной на сегодняшний день системы Кёкушин-кай 1950-х. (Создатель-Масутатсу Ояма). Для этой системы душой являлся полный контакт (кроме ударов руками в лицо) техника немного видоизменилась, если сравнивать с Шотоканом.

Далее очень интересный поворот событий произошёл в 1969 году, когда Ояма со своими учениками приехал в Таиланд.

На соревнованиях против Тайских боксеров ни проиграл ни один «Кёкушинец». Однако именно после этих соревнований у каратистов Кёкушин кай появился Лоу-кик (Mawashi geri gedan). Эта техника в корне поменяла рисунок боя, именно благодаря этой технике мы видим Кёкушинкай таким, какой он есть сейчас. Не менее важная деталь — это то, что в технику вернули Окинавский «Санчин ката» и выделили место для «Санчин дачи». Именно варианты стойки «Санчин дачи» позволяли бойцам «кёкушина» вести бой на ближней дистанции в полный контакт, что для бойцов «Шотокан» казалось дикостью.

Следующим этапом распространения было появления нескольких школ непосредственно из Кёкушина, а именно-Ашихара созданное как симбиоз Каратэ и Айкидо. Создатель - Хидеюки Ашихара, дата создания 1980 год. Для этого стиля Каратэ характерна очень строгая аттестация. Достаточно мало людей получают чёрный пояс (Уровень мастера), чего не скажешь о Корейском Таеквондо.

Куда более интересная система, была создана через год, в 1981 году. «Дайдо-дзюку» или «Кудо». Несмотря на то, что она считается Каратэ, техник самого Каратэ там не так уж много. Эта система получила еще одно название – «Универсальный стиль». Система представляет собой смешанный стиль, чем-то похож на миксфайт (MMA) только с акцентом на ударную технику, а не на борьбу.

Бойцам выдают особый шлем, который достаточно хорошо защищает голову от ударов. Это позволяет вкладываться в удар, и акцентироваться на атаках в лицо. Сама же система — это соединения ударов Каратэ, Бокса, Тайбокса (Муай тай), Кикбоксинга, и элементы борьбы Джиу Джитсу и Дзюдо. То есть и вправду универсальная система, поскольку боец может делать практически всё что захочет, не ограничивая себя традиционными догматами. Хотя, как и в любой современной системе - защите уделено мало внимания.

Теперь, когда мы закончили с Каратэ, и разобрались в распространении Кунг фу на территории Японии, нам нужно вернутся в 11 век.

Айки-будзюцу - система борьбы против вооружённых самураев была разработана Минамото Ёсимицу приблизительно в конце 11-го века и начало 12-го. Система имела чёткую цель вывести из равновесия Самурая и свалить его на пол перед добиванием. То есть это никак не самостоятельная система, а всего лишь прикладная к владению мечом. Суть в том, что от этой точки исходят японские системы, на которые не оказало влияние Кунг фу. Таким образом, мы можем сделать вывод, что Кунг-фу оказало влияние на все ударные системы боя в Японии (Каратэ), но абсолютно не задела борьбу. Из этой борьбы, предназначенной для самураев в доспехах, родилась следующая система Дзю-Дзюцу или Джиу-Джитсу.

Создано оно было приблизительно в 1532, когда Хисамори Такэноути попытался объединить системы рукопашной борьбы для самураев. Но сам создатель не известен. Для этой системы характерен принцип гибкости и податливости. Если отбросить философские утверждения, то научно это можно выразить так: изменение центра тяжести противника за счёт его натиска, для провидения неожиданного броска или удержания.

На основе Джиу-Джитсу были сформированы две другие системы — это Дзюдо и Айкидо.

Создано Дзюдо было человеком по имени Кано Дзигаро в 1882 году. Считается что, прообразом к созданию явилась живописная картина того как ветка ивы прогибается под снегом, тем самым своей гибкостью сбрасывая его себя. Главный принцип заключается в концепции того, что гибкость одолеет силу. Как бы поэтично это не звучало, к концу жизни Кано отказался от этого принципа. Он понял, что пренебрегать силой нельзя и даже выдвинул теорию, в которой смыслом было то, что слабый человек никогда не одолеет сильного человека.

Мы считаем, что цель боевых искусств как раз в том, чтобы из слабого сделать сильного!

Сама же система использовала спортивные броски и намного меньше удержаний, нежели Джиу-Джитсу и была больше спортивной, чем боевой. Тем не менее, она оказала влияние на развитие Самбо в России и Айкидо в Японии.

В 1920 было создано Айкидо. Создатель Морихей Уэсиба. Для этой системы основой является мягкость. Следует отметить, что в Айкидо отсутствуют спарринги, вся система тренировок сводится к «примерке» движения на партнёре и дыхательным упражнениям. Сам арсенал Айкидо включат в себя броски (их около 28-ми) и удержания (их около7-ми)

Идеология в этом искусстве (Айки-будо) сводится к гармонии духа и гармонии с окружающими, своего рода противовес кобу-дзютсу (искусства, где целью является убийство врага).

Хотя идеология этой системы очень интересная, я бы отнёс эту систему к декоративным. Поскольку техническая сторона с моей точки зрения недостаточно практична.

На этом мы заканчиваем анализ основных боевых искусств, в Китае и Японии. Теперь мы снова вернёмся к Шотокану.

 Так уж случилось, что человек по имени Чой Хонг Хи (Чхве Хон Хи) изучал Шотокан в Японии с 1938 года. Будучи корейцем, он смог вернутся на родину, только после как закончилась оккупация в 1945 году. Считается, что он изменил техники и добавил несколько своих, таким образом, создал свою систему под названием Таеквондо (Тхэквондо). Надо отметить то, что он был военнослужащим (Генерал), и его система до сих пор стоит на вооружении корейской армии.

Корея имеет богатую историю боевых искусств. Например, Тангсудо явно имеет китайские корни (о чём говорит даже название, которое переводится как «путь китайской руки»), Хапкидо имеет японские корни и техники схожие с Айкидо, но с добавлением элементов Таеквондо.

В древности Корейские рыцари Хваран использовали некую систему рукопашного боя, считается, что это тоже внесло вклад в развитие корейских боевых искусств.

Тем не менее, именно Таеквондо распространилось по всему миру и признана олимпийским видом спорта c 1980 года (World Taekwondo Federation)

Первой федерацией Таеквондо была ITF (International Taekwondo Federation) Основанная самим генералом Чой Хон Хи (Чхве Хон Хи). Далее с севера распространение пошло на юг Корее, так в 1973 году возникла WTF (World Taekwondo Federation). Затем последователь Хи, Парк Джунхтэ в 1990 году создал GTF (Global Taekwondo do Federation). Распространение Таеквондо(WTF) в Европе дало жизнь еще одной федерации ETF (Euro Taekwondo Federation)

 

Отличий друг от друга у этих организаций очень мало. Разница заключается в правилах спарринга и разных Тылях или Пунгсе (аналог японских Ката). По правилам WTF боец должен иметь достаточно большой набор щитков и других предметов экипировки (таких как шлем, перчатки, наголенники, протектор на грудь, итд). ITF обходится перчатками, футами (feel guard) каппой и ракушкой разумеется.

Сама базовая техника Таеквондо очень схожа с Шотоканом, но со значительным акцентом на удары ногами, который практически исключает использование рук, заставляет спарринг технику выглядеть иначе. Использование ног характерно для Кореи. Причём не только на примере Таеквондо. Местность Корее обладает множеством холмов и склонов рельефа, совершенно логично предположить, что у людей этой местности были развиты ноги, а в силу анатомических особенностей удары руками у них не так предпочтительны.

Мы можем сделать вывод, что Китай Окинава Япония и Корея развивали свои боевые искусства взаимосвязано друг с другом. Всегда можно заметить схожесть техники или общие корни.

 Далее мы переходим к Таиланду и очень древней технике бокса. На современный Муай Тай практически не оказывало влияние ни одна другая азиатская страна. Скорее наоборот тут мы наблюдаем редкое явления, когда азиатская система развивается за счёт запада.

Летописи Сиама утверждают, что первые системы ближнего боя в том регионе существовали в 15-ом веке до нашей эры, разумеется, проверить это нельзя. Тем не менее, приблизительно в 10-ом веке нашей эры образовалась очень интересная система боя без оружия под названием «Пахуют». Эта система была характерна тем, что в ней в основном применялись колени и локти. Но несмотря на это она сильно отличалась от того что мы сейчас понимаем, как Муай Тай. Основа «Пахуюта» в подражании обезьянам или богу обезьян Хануману.

Из этой системы появился Муай-Боран, полноценная система (акцентированная на использовании локтей и коленей) с базовыми техниками и наработками. И хотя история Муай Тая очень богата, для наших исследований интересен 20 век.

В 1912 году тайцы получили некое представление о европейском боксе, именно тогда Муай Тай начал становится таким, каким мы можем видеть его сейчас. В него были добавлены перчатки, изменено время раундов и поменялось судейство по европейскому образцу. Но что, на мой взгляд, важнее: техники ударов кулаками были изменены по примеру западного бокса.

Симбиоз Муай-Тая (Муай-боран) и западного Бокса привел к интересному результату. Это были первые задатки того что мы понимаем под Смешанными Единоборствами (Mixed Martial Arts). Когда Муай Тай попал в Японию 1993 году появилась компания К1, так называемый Японский кикбоксинг (Тут свою роль сыграл и Кёкушин) Тем временем в США существовал «свой» Кикбоксинг.

 Так сформировались соревнования, где бойцы могли сражаться в разных стилях по единым правилам.

Далее создавалось множество компаний подобных MMA (такие как PRIDE, UFC и подобные)

ММА (как и остальные компании типа UFC и М1) – не являются системами боя, это просто совокупность правил проведения боя. Участники же могут практиковать любую систему боя.

Тем не менее, совокупность правил и характер проводимых боев сводил техники к определенному минимуму. Поэтому не важно последователем какой школы был боец, со временем его техника полностью адаптировалась.

Так бойцы ММА теперь скорее разделяю общую школу, нежели являются представителями разных. Получается, что идея смешанных искусств потеряна и навряд ли будет реализована когда-либо. Одной из причин тому является борьба на полу (всеми любимый партер). На мой взгляд это самое плохое что когда-либо могло произойти с боевыми искусствами. Вместо того что бы вести бой множество бойцов просто ложиться на пол и занимается чем-то не лицеприятным (что уж никак не назовешь боем)  

Подобное «извращение» получило свое отдельное название «грэплинг».

Пару слов можно было бы сказать о борьбе и Самбо, но так как эти виды не влияли на общую картину развития боевых систем в мире - я считаю, что не стоит их сюда вводить. По сколку борьба вольная и греко-римская борьба всегда были автономны и не вступали в контакты с другими системами («непристойности» вроде партера не в счет)

Под конец главы можно сказать немного о боксе.

Хотя он и берет свои корни от боев гладиаторов в римской империи или даже еще раньше, эта система видоизменялась великое множество раз.

Знаменательный факт заключается в том, что в каждой эпохе был «свой» бокс.

К сожалению, данных мало об этом, но если просматривать обучающие пособия 1960-х годов, то оно кардинально отличается от того, что мы понимаем под боксом сегодня. Бокс в 19 веке был вообще непохож ни на что.

Если немного отойти от спорта, то нашему вниманию представится «уличный бокс», так называемый «Street boxing» разработка скорее гражданская, нежели спортивная. Тем не менее уличная версия так же отличается от общей спортивной (по мне так в лучшую сторону).

И хотя бокс очень неоднозначен, он всегда оставался мерилом эффективности в 20 веке. В народе говорили «если хочешь проверить свой стиль – иди побейся с боксерами»

К сожалению, у бокса есть очень серьезная отрицательная сторона. А именно чрезвычайно высокий травматизм, причем травматизм весьма специфичный.

Ввиду большой площади поверхности у боксерской перчатки и ее плотность, отдача от кинетической энергии удара рассеивается по всему головному мозгу.

Современные техники защиты в боксе просто ужасны! Из-за больших перчаток, человек просто не имеет возможности парировать удар или же хоть как-нибудь его отразить. Так бойцы вынуждены принимать удары прикрывая голову руками (по неведомой причине это называют блоком). Есть конечно шанс увернуться, но он крайне мал.

Результатом этого становиться «Dimentia pugilistica», что в переводе звучит как «боксерское слабоумие». Страдает как затылочная часть, так и кора головного мозга. Что влияет на мыслительные и когнитивные функции индивида. Постоянные сотрясения головного мозга медленно и уверенно приближают необратимые последствия.

Далее идут капельницы на восстановлении мозга и прочие не приятные последствия. В общем это плохо, это безграмотный подход к здоровью бойца, и я считаю, что это не простительно.

Мы рассмотрели далеко не все системы и не все искусства (поскольку их великое множество), но для общего вывода этих будет достаточно.

Теперь, когда мы разобрали хронологию последовательность развития и взаимосвязь боевых искусств, мы можем приступить к анализу анатомической составляющей.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!