II. Логика и динамика восстановления приходской жизни



Глава 2. «Паломничество» или «воцерковление»: о разных типах православных приходов на примере трех церквей северо-восточного Подмосковья (Ксения Сергазина)
Глава 3. Приходская жизнь в «самом православном» городе Рязанской области — двадцать лет перемен (Ольга Сибирева)
Глава 4. Восстановленный сельский приход: специфика и структура (Елена Демидова)
Глава 5. Портрет одного молодежного прихода при университете: храм Святой мученицы Татианы города Омска (Ольга Свешникова, Ирина Пучкова)
Глава 6. Приходы и монастыри Русской православной церкви: скрытая сила российского общества (Роман Лункин)

III. На этнической и конфессиональной границе

Глава 7. Общинная и приходская жизнь казаков Северного Кавказа: православие как фактор идентичности (Ирина Бабич)
Глава 8. Приход церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Казани: возрождение религиозности и этносознания кряшен (Ирина Семенова-Тян-Шанская-Байдина)

IV. Типы общинной и приходской идентичности

Глава 9. Режимы православной социальности в современной России: прихожане, паломники, сетевики (на примере о. Залита) (Жанна Кормина)
Глава 10. Православные приходы в городском пространстве Бреста: от образов к типологии (Ольга Бреская)
Глава 11. Приход Св. Николая Чудотворца в ожидании настоятеля: к вопросу об инициативе мирян в Церкви (Роман Поплавский)
Глава 12. Реформа и возрождение в двух московских православных субкультурах: два способа сделать православие современным (Александр Агаджанян)

V. Грамматика церковноприходской культуры

Глава 13. От восстановления храма к созданию общины: самоограничение и материальные трудности как источники приходской идентичности (Детелина Тошева)
Глава 14. Об отношениях между священниками и мирянами: послушание и благословение (Кати Русселе)
Глава 15. Категории «вины» и «смирения» в системе ценностей церковно-приходской субкультуры (Борис Кнорре)
Глава 16. «Сакральный индивидуализм» и община в современном русском православии (Иван Забаев)

Summaries
Cведения об авторах

 

 

Сведения об авторах

 

Александр Агаджанян – профессор, центр изучения религий РГГУ, Москва;

 

Ирина Бабич ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН, отдел Кавказа;

 

Ольга Бреская – доцент, Европейский гуманитарный университет, главный редактор журнала «Перекрестки», Вильнюс;

 

Елена Демидова – аспирантка Института этнологии и антропологии РАН, Москва;

 

Иван Забаев – доцент, кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет);

 

Борис Кнорре – доцент, кафедра истории философии, факультет философии НИУ ВШЭ; участник проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России»;

 

Жанна Кормина – зав.кафедрой гуманитарных наук, факультет социологии, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург; 

 

Роман Лункин – ведущий научный сотрудник, центр по изучению проблем и общества, Институт Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву;

 

Ирина Пучкова – доцент, кафедра философии, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург;

 

Кати Русселе (Kathy Rousselet) – ведущий научник сотрудник, C.E.R.I (Centre d`Etudes et recherches internationals); 

 

Ольга Свешникова – доцент, кафедра культурологии, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург, приглашенный исследователь Центра изучения Восточной Европы (Forschungsstelle Osteuropa an der Universitat Bremen), Университет Бремена;  

 

Ирина Семенова-Тян-Шанская-Байдина – доцент кафедры славянских языков Университета города Кан – Нижней Нормандии, лаборатория ERLAS Кан, Франция;

 

Ксения Сергазина – доцент, центр изучения религий РГГУ, Москва;

 

Ольга Сибирева – социологи религии, сотрудник Информационно-аналитического центра «Сова», Москва;

 

Детелина Тошева (Detelina Tocheva) – научный сотрудик, Max Plank Institute of Social Anthropology (Халле, Германия);

 

 


[1] Эмпирический материал собран в ходе систематического изучения следующих церковных приходов: Высоко-Петровского монастыря, храма Всех Святых в Красном селе, храма мц. Татианы при МГУ, храма свт. Николая в Голутвине и храма Царевича Димитрия в Первой Градской больнице. Задействованы также результаты исследований церковно-приходской жизни в Московской, Вологодской, Тверской, Кировской, Владимирской, Костромской и Нижегородской областей.

[2] Свешников Вл., прот. Основы христианской этики. М., 2000. С. 196.

[3] Петр (Мещеринов). Мучение любви или… (Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Мучение любви") // Киевская Русь - http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/1262/ (21.12.2010).

[4] Там же.

[5] Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечерни в день Рождества Христова // Официальный сайт Московского патриархата. 07.01.2011 - http://www.patriarchia.ru/db/text/1381148.html

[6] См., подробнее: Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия // Социальная реальность. 2007, №9. С. 5 – 26.

[7] Свешников Вл. Основы христианской этики. М., 2000. С.195. Эта книга представляется нам достаточно репрезентативной в плане иллюстрации эмических понятий-концепций, свойственных церковно-приходской субкультуре, так её автор, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников - известный духовник, оказавший влияние на церковно-приходскую жизнь Москвы, пользующийся большим уважением и доверием среди столичных православных верующих, по крайней мере, в 90-е и начале 2000-х. Прот. Владислав много лет читал курс лекций по нравственному богословию в Московской духовной академии и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). Его труд, будучи издан, сразу стал учебным пособием для российских духовных школ, в особенности, для ПСТГУ.

[8] См.: Биллингтон Дж. Икона и топор. М., 2001. С. 96 – 97. Подробно об особенности русского благочестия и мирянской этики проанализированы в трудах русского мыслителя Георгия Федотова.

[9] Учение об искаженности «грехом» человеческой природы и воли понималось по ходу христианской истории по-разному, заметим, что сегодня, по крайней мере, в русской церковной традиции оно актуально. Помимо труда прот. Вл. Свешникова, можем предложить для ознакомления с этим вопросом базовые на сегодняшний день книги по церковной этике и богословию, напр., «Православное нравственное богословие» архим. Платона (Игумнова), Догматическое богословие иер. Олега Давыденкова или прот. Михаила Помазанского (Platina, California, 1992), а также церковно-аскетическую литературу: «Приношение современному монашеству» свт. Игнатия (Брянчанинова), труды архим. Лазаря (Абашидзе) и архим Рафаила (Карелина).

[10] Свешников Вл. Основы христианской этики. М., 2000. С.196.

[11] Он отмечает, что «изначально идея послушания просто описывает соотнесение своей воли с волей Бога (или, что во многом то же самое, – соотнесение дел и веры), с тем, чтобы прийти к спасению. Однако с какого-то момента точно так же, как это, по мнению Вебера, совершилось в протестантизме, данная категория соотнесения воль получила свой референт внутри мира. Так или иначе, в монастырских уставах и в монастырской практике послушание и труд стали если не синонимами, то по крайней мере сопряженными понятиями». См.: Забаев И. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия // Социальная реальность. 2007, №9. С.19.

[12] Интервью с преподавателем культурологии в институте Ипполитова-Иванова. Москва, 1999 год // Личный архив автора

[13] Интервью с прихожанкой Высоко-Петровского монастыря. Москва, 2008 год // Личный архив автора.

[14] Свешников Вл. Основы христианской этики. М., 2000. С. 199.

[15] Там же. С. 198

[16] Там же. С. 196.

[17] Там же. С. 196.

[18] См. подробнее там же, С. 169 – 217.

[19] Шмеман А. Дневники. 1973 – 1983. М., 2005. С. 76 – 77.

[20] Пример обращения в одном из рапортов Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ // Личный архив автора.

[21] Забаев И. Основные категории хозяйственной этики… С. 20.

[22] Деловой христианин, или почему православные бывают похожи на дохлых рыбок? // Нескучный сад.31.07.07. (см. Интернет-версию на сайте «Православие и мир» - http://www.pravmir.ru/article_2196.html).

[23] Комментарий к записи в живом журнале «Через воцерковление к психологическому выгоранию, а может и психбольнице» // Дневник автора в Li.Ru. 13.12.2009 - http://www.liveinternet.ru/users/boris_knorre/post116563556/.

[24] Там же.

[25] Свешников Вл. Основы христианской этики. М., 2000.С.196.

[26] Там же. С. 179 – 180.

[27] Игнатий Брянчанинов, еп. Приношение современному монашеству // Игнатий Брянчанинов, еп. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1995. С. 46.

[28] Свешников Вл., прот. Основы христианской этики. М., 2000. С. 179.

[29] Пестов Н.Е. О покаянии // Православие и мир. 31.03.2009 - http://www.pravmir.ru/article_3974.html (доступ 16.12.2010). (Н.Е. Пестов – классик церковного благочестия, живший в XX веке, его произведения сегодня пользуются популярностью у российских верующих, широко растиражированы в электронных и печатных церковных изданиях).

[30] Свешников Вл., прот. Основы христианской этики. М., 2000. С. 180.

[31] Роман (Матюшин), иером. Это знают все наверняка // Песни русского воскресения  http://pesni.voskres.ru/poems/proma221.htm (доступ 17.12.2010).

[32] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. III. М., 1997. С. 138. См., также: Лазарь (Абашидзе), архим. Грех и покаяние последних времен // Православие и современность. Электронная библиотека -  http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lazar/sin/3.html.

[33] См., подробнее «перечень грехов» в брошюре архим. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» (М., 1997), популярной в упоминаемых нами церковных приходах. 

[34] Холмогорова Н. Confessiones (откровения о личном церковном опыте) // Кальма-Кари. Возвращение из города мертвых. Дневник в Живом журнале. 08.09.2007 - http://nataly-hill.livejournal.com/663200.html#cutid1 (доступ 28.12.2010)

[35] Холмогорова Н. Там же.

[36] Холмогорова Н. Confessiones… // Кальма-Кари. Возвращение из города мертвых… - http://nataly-hill.livejournal.com/661432.html#cutid1 (доступ 28.12.2010)

[37] Холмогорова Н. Там же.

[38] Интервью с прихожанином Высоко-Петровского монастыря. Сентябрь, 2005 года. Личный архив автора. Разумеется, беседы проходили не в формате исповеди, которую диакон совершать не мог, а в частном порядке. Однако данный случай говорит о том, что лица, не имеющие необходимой для духовничества священнической степени, тоже могут выступать в роли «духовников - старцев».

[39] Интервью с прихожанином Высоко-Петровского монастыря А. сентябрь, 2005 года. Личный архив автора.

[40] Кураев А., протодиак. Крепостное право от владыки Евлогия // Дневник протодиак. Андрея Кураева в Живом журнале. 08.10.2009 - http://diak-kuraev.livejournal.com/38624.html (доступ 15.12.2010).

[41] В частности, такие подписи характерны при деловых обращениях прихожан Высоко-Петровского монастыря и храма царевича Димитрия при Первой Градской больнице. Подобная же форма принята в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата //Личный архив автора.

[42] Рекомендация использования данной формы была получена в ходе личного опыта работы в Отделе религиозного образования и катехизации.

[43] Из публичной беседы с настоятелем храма царев. Димитрия прот. Аркадием Шатовым 27.02.2010 // Личный архив автора.

[44] Петр (Мещеринов). Мучение любви или… (Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Мучение любви") // Киевская Русь - http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/1262/ (доступ 10.12.2010).

[45] См.: Белановский Ю. Еще о расцерковлении. Кого винить и что делать (комментарии к записи в Живом журнале) // Дневник в Живом журнале. 24.11.2010 - http://belanovskyy.livejournal.com/419143.html (доступ 25.12.2010). То, что расцерковление - явление не единичное, начинают признавать уже и сами представители церкви. Однако серьезного отношения к этому вопросу пока не наблюдается, например, отсутствует статистика по тому, кто был в церкви и покинул её… См. также: Белановский Ю. Оправдание веры // Православие и мир. 24.11.2010 - http://www.pravmir.ru/opravdanie-very/ (доступ 26.12.2010).

[46] Заметим, что приоритетность «жизни будущего века» прописана в Основах социальной концепции РПЦ. В разделе XVI. 4., где констатируется, что «современная международно-правовая система основывается на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих сообществ перед религиозными ценностями», отмечено, что «Церковь в то же время не может положительно воспринимать такое устроение миропорядка», обосновывая это неприятие тем, что «в центр всего ставится помраченная грехом человеческая личность». См.: Основы социальной концепции РПЦ // Официальный сайт Московского Патриархата - http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (доступ 20.12.2010).

[47] Игнатий Брянчанинов, еп. Приношение современному монашеству // Игнатий Брянчанинов, еп. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1995. С. 45.

[48] Особенно наглядно об уязвимости человеческого доброделания написано в книгах: «Лествица», «Невидимая брань», «Душеполезные поучения аввы Дорофея» - литературе сугубо монашеской, но получившей популярность и среди верующих мирян в России, переведенной неоднократно на русский язык. Стоит добавить, что немалой популярностью сегодня пользуется «Добротолюбие» - компендиум аскетических писаний монахов.

[49] Холмогорова Н. Confessiones…  // Кальма-Кари. Возвращение из города мертвых… - http://nataly-hill.livejournal.com/658396.html#cutid1 (доступ 11.12.2010).

[50] Там же.

[51] Из личной беседы со священником Высоко-Петровского монастыря Дмитрием Лином. 15 апреля 2010 года // Личный архив автора

[52] Я хуже всех. И это хорошо? // Нескучный сад. 2009, №3 (Интернет-версия статьи размещена на сайте газеты «Татьянин День» - http://www.taday.ru/text/207122.html. Доступ 20.12.2010).

[53] Там же.

[54] Там же.

[55] Там же.

[56] Холмогорова Н. Confessiones…  // Кальма-Кари. Возвращение из города мертвых… - http://nataly-hill.livejournal.com/661078.html#cutid1 (11.12.2010).

[57] Петр (Мещеринов), игум. Проблемы воцерковления // Сайт Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре - www.cdrm.ru/project/29-11-07/ig-petr.htm (доступ 16.02.2009).

[58] Шатов А. Как добровольцам избежать профессионального выгорания // Сайт Милосердие - http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=78&id=10402 (доступ 17.01.2010).

[59] Там же…

[60] Выступление прот. Аркадия Шатов на круглом столе XVIII Международных Рождественских образовательных чтений // Личный архив автора.

[61] См.: Филатов С. Танцующее православие. Вологодский опыт // Russian Review. 2009, февраль (№37) - http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition37/01-dancing-orthodoxy--filatov.html

[62] Например, при Театре камерной сцены был организован домовый храм и церковный приход во главе с игуменом Даниилом (Ишматовым), который стал духовником многих актеров этого театра, православными верующими был создан православный театр «Глас», деятельность которого также санкционируется духовником священником храма Троицы в Серебренниках Георгием Докукиным. Театр делал постановку драмы, написанной архимандритом Иоанном (Экономцевым), долгое время возглавлявшим Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ.

[63] См. подробнее: Розанов В. Метафизика христианства. Темный лик // Интернет-библиотека Электронные издания произведений и биографических и критических материалов

 http://www.magister.msk.ru/library/philos/rozanov/rozav020.htm (доступ 05.12.2010).


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!