III. Этап. Усвоение новых знаний (25 мин)



Цель: Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний.

Организационная форма: фронтальная, индивидуальная (доклад ученика).

 

Слайд №3-4 (автопортреты художника и основные события его жизни).

· У. – Вспомнив особенности реализма в русской живописи, мы обратимся к творчеству Валентина Александровича Серова.

· У. – Серов был самым молодым русским портретистом рубежа XIX-XX веков, что не помешало ему стать эталоном поведения в искусстве и своим творчеством перекинуть мостик от реализма XIX века к новой живописи.

· Доклад ученика: биография В.А. Серова (5-7 минут).

Слайд №5 (фотография картины «Девочка с персиками» с краткой информацией и выделением деталей: лицо, персики и листья, блюдо и т.д.).

· У. – Валентина Серова считают одним из первых русских живописцев, в творчестве которых проявились черты импрессионизма. Исследователи обычно говорят, что у Серова это был своеобразный «период увлечения». Первой работой художника в этой живописной манере стала картина «Девочка с персиками», которую он написал в 1887 году. После творческой поездки в Италию и набравшись там впечатлений, он посетил усадьбу в Абрамцеве принадлежавшую меценату С. И. Мамонтову, где он был частым и любимым гостем. В это самое время он увидел уже подросшую 12-ти летнюю дочку Верочку С. Мамонтова, и им овладела мысль написать с нее картину «Девочка с персиками», как бы в новой творческой трактовке, не похожей на другие работы.

· У. – Серов работал над этой картиной больше месяца и по его признанию испытывал некоторые трудности желая оставить свежесть колорита красок и ему это не сразу, но удалось. Сегодня картина Девочка с персиками находится в Третьяковской галерее.

· У. – Какие чувства у вас вызывает полотно? Что привлекает ваше внимание?

· Д. дают свои ответы.

· У. – Давайте обратим внимание на детали картины. Яркий свет «валит» в комнату через окно, за которым открывается знаменитый абрамцевский парк. Он буквально насыщает пространство картины, проникая всюду, играет разноцветными пятнами на всех предметах – даже на блюдце на заднем фоне. На блузе девочки, свет играет совершенно особым образом, порождая поразительное сверканье сиреневых и голубых тонов и делая блузку похожей на какой-то драгоценный камень, на перламутровую раковину. Общий голубоватый тон картины холоден, но Серов уравновешивает, смягчает его – листьями и бархатистыми фруктами, лежащими на столе, звучным пятном красного банта, смуглым лицом героини этой работы.

Слайд № 6 (фотография «Феба лучезарного» с краткой информацией и выделением деталей: треугольная композиция, цвета и т.д.)

· У. – Скажите пожалуйста, кто-нибудь из вас был в Тульском музее изобразительных искусств?

· Д. – Да.

· У. – Тогда вы должны узнать данную работу. Она называется «Феб лучезарный (Гелиос)». Может кто-то из вас помнит, чем она так особенна?

· Д. – Это единственный пример росписи потолка в творческой деятельности Валентина Серова.

· У. – Абсолютно верно! В 1887 году Валентин Серов, тогда еще молодой малоизвестный художник, был приглашен помещиком Николаем Дмитриевичем Селезневым в село Архангельское. Магнат доверил ему роспись плафона для одного из залов дома. Сведения о том, принадлежала ли идея сюжета В. Серову, или его заказчику – нет. Картина писалась на холсте круглой формы масляными красками. В центре размещена золотая колесница с восседающим на ней богом солнца – Гелиосом. Он крепко держит поводья, правя белоснежной четверкой коней, взирая вниз на землю – свои владения. Его голову обрамляет ореол лучей, пронзающих небо и облака.

· У. – Какие детали нам дают понять, что здесь изображен Гелиос?

· Д. дают свои ответы.

· У. – Действительно, одна часть небосвода мерцает звездами – там царит ночь, а другая символизирует уходящий день. Это ярко демонстрирует переход дня по мере движения сверкающей колесницы бога солнца. На тондо представлена треугольная композиция. Две спутницы Гелиоса – олицетворение утренней и вечерней зари. Преобладающие в изображении — нежно-золотистые, сине-голубые, розовые, коричневые и серые тона образуют воздушность неземной торжественной процессии.

· У. – Необходимо отметить, что в 1905 картина, была повреждена вследствие пожара усадьбы. Второе рождение ей даст художник Игорь Грабарь. В 1925 году холст был доставлен в Тульский музей. А в 1948 году произведение проходило полноценную реставрацию в Национальной художественной мастерской. В Тулу «Гелиос» возвратился спустя 9 лет. Сегодня картина является одним из самых значимых экспонатов Тульского музея изобразительных искусств.

Слайд №7 (фотография портрета княгини З. Н. Юсуповой с краткой характеристикой и отмеченными деталями)

· У. – Одним из лучших парадных портретов, написанных Серовым на заказ, является «Портрет графини З.Н. Юсуповой». Светская дама, аристократка до кончиков пальцев. Платье выдает изысканный вкус и неукоснительное следование моде. Княгиня могла бы украсить самый взыскательный модный журнал начала двадцатого века. Обратите внимание, что интерьер комнаты словно создан специально для портрета - настолько он гармонично дополняет модель. Собачка на портрете не случайна. Она неотъемлемая часть парадных портретов со времен итальянского Возрождения. Сама княгиня мила и любезна. Взгляд ее рассеян. Взгляните на ее правую руку, лежащую на коленях. Тонкая, бледная, точеная. Серов с особым тщанием выписывал эту деталь, так элегантно раскрывающей характер графини Юсуповой. Для создания портрета ему понадобилось 80 сеансов.

 

Слайд №8 (фотография портрета Иды Рубинштейн с краткой информацией и отмеченными деталями)

· У. – Последней работой, на которую мы обратим внимание является «Портрет Иды Рубинштейн». Ида Рубинштейн – одна из наиболее таинственных танцовщиц двадцатого века. Именно ей удалось привнести наготу в строгие правила балета. Танцовщицей восхищались многие мужчины, обладающие самым высоким положением в обществе.

·  У. – Посмотрите на картину, какие чувства она у вас вызывает?

· Д. дают свои ответы.

· У. – Современниками картина тоже была принята весьма неоднозначно, и многие критики выдавали комментарии вроде «Тело стальное и худощавое, напоминает кузнечика. Обаяние девушки, изображенной на полотне, очень странное, красота граничит с уродством, а очарование является ядовитым».

· У. – И действительно, обратите внимание на неестественно прямые линии рук, ног, спины, которые нарушают академические каноны живописи, но подчеркивают тонкость и изящество модели. Перспектива в картине также сломана, поэтому фигура танцовщицы и правда сливается со стеной. Серов даже нарочно усиливает это впечатление, выбрав одинаковый цвет для тела и фона. Затейливая прическа балерины напоминает нимб. Поворот головы, сложная и, одновременно, очень гармоничная поза – ссылка на работы мастеров Возрождения. Удивительным образом, используя эстетику живописи модерна, Серов деликатно раскрывает образ Иды Рубинштейн, ее артистическую природу, наигранную печаль и легкую, едва заметную иронию.

 

IV. Этап. Закрепление полученных знаний(5-7 минут).

Цель: закрепление полученных знаний и умений.

Организационная форма: фронтальная, письменный опрос (тест).

 

Слайд №9 (вопросы для проверки полученных знаний).

У. – А теперь давайте посмотрим, что вы запомнили о творчестве Валентина Серова. На слайде представлены вопросы, на которые вам необходимо ответить.

Вопросы:

1) Кто из художников оказал большое влияние на развитие таланта В.А. Серова?

2) Чей портрет написал художник в картине «Девочка с персиками»?

3) Сколько персиков изображено на картине «Девочка с персиками»?

4) В каком обществе художников состоял В.А. Серов после Товарищества передвижников?

5) Одним из лучших парадных портретов, написанных Серовым на заказ, является …

У. – Все закончили? Отлично! А теперь проведем взаимопроверку.

 Правильные ответы к вопросам появляются на слайде:

1) Кто из художников оказал большое влияние на развитие таланта В.А. Серова? (И.Е. Репин и П.П. Чистяков).

2) Чей портрет написал художник в картине «Девочка с персиками»? (Веры Мамонтовой, дочери С.И. Мамонтова)

3) Сколько персиков изображено на картине «Девочка с персиками»? (Четыре)

4) В каком обществе художников состоял В.А. Серов после Товарищества передвижников? («Мир искусства»)

5) Одним из лучших парадных портретов, написанных Серовым на заказ, является … («Портрет графини З.Н. Юсуповой»).

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!