Предупреждение и исправление ошибок 3 страница
Интервью — заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами — опрашиваемыми. Оно может проводиться по жесткому плану, в определенной последовательности и границах информации.
Беседа — вопросно-ответная форма общения исследователя с респондентом или их группой, которая хотя и проводится по плану, но допускает различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материалы опроса протоколируются исследователем.
Обработка результатов очень ответственный этап исследования. Оценка может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспекте. Количественная обработка материалов может осуществляться методами математической статистики — науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.
1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
У любого человека, занятого трудовой деятельностью, есть три пути для овладения мастерством.
Первый — идти путем проб и ошибок, учиться профессии на основе сугубо личного опыта, самому «изобретать велосипед».
Другой путь — использовать не только свой, но и опыт других людей — коллег по профессии, родителей, соседей.
Наконец, третий путь — использовать исторический опыт человечества, закрепленный и представленный в научной, учебной, популярной литературе. Первые два пути не требуют большого времени на подготовку к профессиональной деятельности, но они чреваты грубыми промахами, ошибками, просчетами и низкими результатами.
|
|
Третий путь — единственный, который ведет к профессиональной грамотности, компетентности, образованности. Подлинным хранилищем непреходящих ценностей в любой профессии является ее теория. Она впитала в себя весь исторический опыт человечества в данной области, она непрерывно развивается и обогащается современной информацией, она раскрывает закономерные связи и обусловленности процессов и явлений данной сферы и представляет возможность предвидеть будущее. Масштабы этого предвидения зависят от уровня и степени подготовленности специалистов.
Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).
Теоретические знания — высшая форма научных и профессиональных знаний, и они представлены в научной, научно-методической, учебной литературе адекватно составу и уровню подготовленности «потребителей^ (студенты, аспиранты, преподаватели, ученые).
|
|
Владение теорией физической культуры определяет уровень и степень образованности студентов и специалистов, а также уровень их профессиональной компетентности. Строго говоря, специалист не может решать задачи на высоком профессиональном уровне, если он не владеет достаточным объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками, понятиями и категориями, но и уметь уточнить, дополнить или углубить их за счет обобщения результатов своей практической деятельности, осмысления ее с позиции теории познания и теории физической культуры.
Важнейшее значение для специалистов и студентов имеет методика физической культуры, и в частности методика ее видов (компонентов): неспециального физкультурного образования (физического воспитания), физической рекреации, спорта, двигательной реабилитации. Известны случаи, когда великие спортсмены в ранге чемпионов и рекордсменов мира ■ Олимпийских игр, перейдя на тренерскую или преподавательскую работу, не смогли добиться заметных результатов. Это прежде всего объясняется тем, что они не владели теорией и методикой физического воспитания, спортивной тренировки. Как говорится, они строили учебно-тренировочный процесс «под себя», не учитывая того, что каждый из них был уникален, индивидуален и неповторим по своим физическим, интеллектуальным и волевым способностям, а их ученики не были похожи на них.
|
|
С другой стороны, выдающимися тренерами современности зачастую становились люди, не имеющие в прошлом громких спортивных титулов (Б. Кулагин, А. Гомельский, В. Растороцкий и др.). И это объясняется тем, что они постоянно изучали теорию и методику, искали и находили пути их углубления и совершенствования, постоянно обращались к учебникам, монографиям не только по тематике своего вида, но и по общим вопросам теории и методики физической культуры, педагогики, психологии, биомеханики и другим наукам.
Большая компетентность, широкая эрудиция в вопросах совершенствования человека позволяли великому тренеру В.И. Алексееву добиваться выдающихся успехов в области тренировки в спринте, метании копья, толкании ядра, метании диска, в барьерном беге, прыжках. Больше того, он готовил чемпионов и рекордсменов мира не только среди мужчин, но и среди женщин. В.И. Алексеев хорошо разбирался в вопросах педагогики, психологии, биомеханики, биологии, философии. Он имел солидную личную библиотеку, постоянно изучал опыт тренеров в различных видах спорта, всю жизнь совершенствовал средства и методы обучения и тренировки. Он оставил после себя богатейшее творческое наследие, которое войдет в золотой фонд теории и методики спортивной тренировки и будет изучаться его последователями.
|
|
Теория и методика раскрывает как общие, так и конкретные цели, задачи, принципы, методы обучения движениям и физической тренировки, раскрывает взаимосвязи нагрузки и отдыха, учит методам планирования и контроля за педагогическим процессом. Она раскрывает практически все стороны и способы совершенствования человека. Она создает все необходимые предпосылки для профессионального роста и совершенствования специалиста, формирования и утверждения его престижа, успехов и материального благополучия.
Глава 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД КУЛЬТУРЫ
2.1. Определение понятия «культура»
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни ее определений, а значит, нет ни одного адекватного. Из всех подходов к ее определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:
Культура — творение человека, то, что не создано в таком виде
природой.
Культура — это мера и способ развития человека.
Культура — это качественная характеристика деятельности челове
ка и общества.
Культура — это процесс и результат хранения, освоения, развития
и распространения материальных и духовных ценностей.
Каждый из этих подходов может быть основой для определения понятия «физическая культура».
В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее материалов и процессов в интересах развития человечества, освоении и использовании природных ресурсов.
Во втором подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа
развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идет о разносторон
нем или, более того, всестороннем его развитии (интеллектуальном, фи
зическом, психическом и других сторонах его совершенствования). Чело
век развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов.
Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудо
вая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является про
дуктом этих видов деятельности. Выпадение хотя бы одного из них будет
свидетельствовать о глубоких психических сдвигах, о ненормальности ин
дивидуума. : -■*•■■• '■-. • ■- f••-.<- л-"., - «W, .,,.. 1"|-'..* —
Качественная характеристика деятельности человека свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность (она может быть и антигуманной, и криминогенной, враждебной обществу, и разрушающий), а ее способы, качество, степень разумности, полезности для человека и общества в целом характеризуют степень ее культурности. Качество деятельности человека проявляется в его профессиональном мастерстве, в общении, одежде, поведении, эрудиции и т.п.
Наконец, хранение, распредмечивание, создание новых и распространение духовных и материальных ценностей ведет к тому, что каждое новое поколение людей стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и ее результатами. Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами — это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей — естественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.
Культурные, человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И поэтому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние способности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.
Иначе говоря — потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность. Вынужденные действия «из-под палки» не могут рассматриваться в качестве деятельности.
К числу наиболее общих социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей,| техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему человеку.
Реальный процесс удовлетворения потребностей человека весьма сложен, противоречив и ему свойственны постоянные трудности, проблемы. Всестороннее и гармоническое; физическое, интеллектуальное, духовное развитие является естественной целью любого нормального человека. Оно, так или иначе, лежит в основе всех видов его двигательной и психической деятельности, составляет ее базу в целом и основу конкретных видов деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной, игровой и любой конкретной профессиональной деятельности).
Отсюда можно предположить, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоническом развитии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности.
Весь комплекс потребностей формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и кончая глубокой старостью. На их формирование и развитие огромное влияние оказывает детский сад, семья, школа (начальная, средняя, высшая), армия, труд и трудовые коллективы, различные общественные организации (клубы, секции, команды, группы), весь быт и вся личная и социально-общественная жизнь человека. Естественно, чем выше культура человека и его окружения (социального и природного), тем выше, разнообразнее и шире эти потребности.
2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой — результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей.
В течение всей жизни у людей естественным путем развиваются одни и те же физические качества и двигательные навыки. Другими словами — идет процесс естественного, «докультурного» развития, под которым понимается как сам процесс изменения форм и функций человеческого организма, так и результат этих изменений. Основой его как у животных, так и у человека является естественная потребность в движениях, которая присуща всему животному миру.
По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает («потребляет»), является носителем культуры (в той мере, в какой он развит духовно и физически) и создает новые культурные ценности. Это в полной мере относится к физической культуре как виду культуры. Освоение, «потребление» физической культуры в прямую, непосредственно, или через знание ее теории проявляется в результатах этой деятельности — в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей, «владельцем» которых он является. «Оп-редмеченная» в них физическая культура предоставляет человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на новом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных сил и для дальнейшего развития и распространения куль туры физической.
В процессе своей деятельности по преобразованию природы и окружающей среды человек выступает в целом, всей своей биологической и социальной сущностью. Он не только воздействует на окружающий мир, но и сам является субъектом и объектом собственного развития как физического, так и интеллектуального, нравственного, психического. Его деятельность позволяют ему, с одной стороны, демонстрировать, реализо-вывать свои духовные и физические качества, с другой — раскрывать потенциальные возможности его в умениях, навыках, физических способностях. В процессе деятельности определяются и развиваются адаптационные возможности человека, реализуются резервы функционирования его организма. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека. По природе, по сути своей человеческий организм — чудесная и удивительная система, саморазвивающаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающаяся. Однако сам человек, как социальное существо, зачастую, вместо того чтобы содействовать, ускорять развитие своего организма, беспредельно расширять его возможности, губит его, ограничивает его потенциальные возможности, сокращает свою жизнь. Как правило, животные всегда доживают отведенный им природой срок (исключая смерть от ран, отравления, инфекции). Человек же, пожалуй, единственное существо, которое не доживает данного ему природой срока. Он убивает себя, медленно, но систематически и постоянно, своим образом жизни, неправильным питанием, нерациональной организацией и проведением отдыха, пьянством, курением, употреблением наркотиков. Одним словом — действует некультурно по отношению к себе.
Культура, как было сказано ранее, является мерой и способом развития человека, она представляет собой качественную характеристику его деятельности, направленной не только на преобразование внешнего мира, но и самого себя, своей духовной и физической, телесной сущности.
Для специалиста в области физической культуры чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной и природной среды, но и на развитие самого человека, на формирование его физического облика. Культура — не только сторона духовной жизни. В процессе культурной деятельности человек формирует себя и физически, во всем многообразии форм двигательной деятельности. В этом и заключается процесс развития природных задатков в человеческие физические способности, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности.
В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из ее главных задач — активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.
Используя закономерности естественного развития человека, она своими средствами и методами добивается новых качественных результатов, формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Физическая культура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является одним из важных средств формирования в полном объеме его культуры. С одной стороны, от духовной культуры она получает и перерабатывает идейно-теоретическую и научно-философскую информацию. С другой — она обогащает культуру, науку, искусство, литературу социальными ценностями в виде теорий, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения.
Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека — физические качества, двигательные возможности. Духовное воплощается в результатах проектирующий и моделирующий деятельности, в теоретическом обосновании целей, задач, содержания методов и т.п. Поэтому физическая культура представляет собой сложное социокультурное явление, которое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики и в этой части принадлежит общественному сознанию. Конечным результатом является всесторонне и гармонически развитая личность, способная принести пользу обществу и наслаждаться многообразием своих собственных видов деятельности.
Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной культуры, поскольку создает общественные потребности и побуждает к поискам, открытиям в области науки, методик, технических средств. Она увеличивает потребности общества в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым она способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Все это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества. Она обогащает культуру общества информацией уникальной, т.е. такой, какую невозможно получить ни из какого другого источника. Это, например, относится к деятельности человека в экстремальных условиях (в сфере спорта, в космосе). Без ежедневных систематических физических упражнений в космических полетах, без тренажеров и гимнастических приборов человек в космосе не в состоянии сохранить длительное время здоровье и работоспособность. В сфере физической культуры возникли теория «пульсовой стоимости» двигательной деятельности человека, осуществляемой в умеренном режиме и на пределе возможностей, определено значение максимального потребления кислорода (МПК) в процессе двигательной деятельности, методы кардиолидирования, повышения работоспособности с использованием гипоксемии, теория переноса по навыкам и качествам и многие другие теоретические положения и методы. Они широко используются в медицине, профессиональной подготовке космонавтов, специалистов различных профессий, военнослужащих (моряков, танкистов, десантников, разведчиков и т.п.).
Дата добавления: 2021-04-07; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!