Классификация малых социальных групп.



Вопрос1 Позитивизм как направление социологии и его основные постулаты.

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - одно из наиболее распространенных направлений в мировой философии, возникшее в середине 19 века благодаря О. Конту и Г. Спенсеру, получившее широкое распространение в естествознании и ставшее методологической основой социологии при ее зарождении.

Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма:

1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к мистике, трансцендентному и т.п.;

2) обобщение методологии научного познания, новых методов, техники, процедуры, возникающих в отдельных дисциплинах.

Основатели позитивизма и социологии считали, что социальная жизнь может и должна быть улучшена, оптимизирована на основе познания и использования объективных социальных закономерностей, открытых методами науки.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)

• Теологическая — в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

• Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

• Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для научной революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным

 

Вопрос2 Социологический проект О. Конта.

Огюст Конт (1798-1857) -- мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» - достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу Естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира - научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира.

Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества - рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.

Вопрос3 Учение о социальной статике и социальной динамике. О. Конт о критериях научности, методах анализа общества и поведения людей.

Социальная статика - это социологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения элементов общества, сохраняющиеся при всех исторических условиях.

Социальная статика - это изучение общественного порядка. Конт видел общество как единое целое, стабильность и функционирование которого обеспечивается тремя элементами - государством, семьей и религией.

Задачей социальной статики является систематическое изучение взаимосвязей между компонентами социальной системы и факторами, обеспечивающими социальный порядок, изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями социальной системы. Как и многие иные социологи, Конт начинает анализировать «социальную статику» именно с семьи, рассматривая ее как основную ячейку социального организма.

Согласно О. Конту семья действует как стихийный источник нравственного воспитания, естественная основа политической организации. Переломный момент семьи, ее распад сравним с гибелью всего общества. Семья является первичной, естественно развивающейся, основанной на силе чувств формой объединения людей, из которой вырастают более широкие сообщества: племя, люди и т. д. Человек приобретает свои социальные качества преимущественно в семье.

Как самая устойчивая ячейка общества, семья выполняет важнейшие функции: социализация, сохранение культурного наследия, координация устремлений разных поколений, обеспечение баланса между традициями и инновациями. Конт воспроизводит консервативные аргументы о положении и роли женщин в семье, обосновывает неравенство между мужчинами и женщинами.

Социальная динамика - это законы развития и деформации существующих социальных систем. Социальная динамика подразумевает, что эволюция разума человека является основой всего исторического развития социума. Развитие общества представляется в виде перехода от одной стадии развития человеческого сознания к другой стадии.

 Здесь имеет место быть проявление «закона трех стадий».

Эти стадии соответствуют формам социальной структуры, политики, экономики:

• теологическая;

• метафизическая;

• позитивная.

Теологическая стадия обычно разделяется на три периода:

• фетишизм; с ним люди приписывали жизненные свойства многим внешним объектам, которые были неодушевленными, и видели в них богов. На данном этапе абсолютно все явления рассматривались в качестве результата деятельности и влияния сверхъестественных сил. многобожие (Греция и Рим); оно смогло дать жизнь фиктивным существам, вмешательство которых объяснило абсолютно все, что происходило (Зевс, Гера, Юпитер). Гармония формируется между средневековым государством и определенной религией. монотеизм; он повлиял на формирование гармоничного порядка в обществе, создание эффективных и очень важных, но консервативных институтов. Но, стоит отметить, совершенство разума человека в какое-то время все равно должно было столкнуться с некой догматической системой богословских теорий, которые охватывали практически все структуры системы общества. Важно, что порядок здесь становится тормозом самого прогресса.

• Для метафизической стадии характерно разрушение старых правил, верований - основ общественного порядка, некой реформации, просвещения. Стоит отметить, что это привело к упадку самой власти, снижению влияния правящих классов и даже религии. Современное общество, которое полностью погружено в анархию, замечает необходимость в формировании новой идеологии, которая сможет заменить ложные, придуманные доктрины и осуществить интегрируемую социальную роль. Хотя и в таком разрушении можно найти положительные черты (человек становится свободным, формируются новые экономические и политические нормы, правила, принципы, идеалы и т. д.). Но «метафизический дух» считается проявлением существующих сомнений, имеющегося эгоизма, моральной развращенности и, можно сказать, политического беспорядка.

• Последней в классификации Конта идет эпоха позитивизма. Сущность «позитивной» эпохи, которая, по мнению Конта, зародилась в 1800 году, отражается в сильной трансформации всех мыслительных направлений и ориентаций. Основные черты позитивизма: распространение и расширение науки, формирование позитивной теории, новых концепций. Вообще, индустриальная система способна заменить военную, которая характерна больше для богословской эпохи. Важно, что гармоничное и единообразное существование и развитие всех компонентов жизни точно гарантирует применение многих научных достижений. Причем применяться они будут только на благо всего человечества. Интересно, что такая «позитивная» эра имеет следующие характеристики: альтруизм побеждает над эгоизмом; растут социальные чувства людей; создается легкая и приятная жизнь; происходит довольно бурное развитие материальной культуры социума; формируется справедливость и наступает мир. Итак, человеческая мысль может сосредоточить свое внимание не на сверхъестественном и не на понятном и полном объяснении с помощью каких-то абстрактных категорий, а только на законах, которые представляют наблюдаемые связи каких-то определенных явлений.

 

 

Вопрос4 Современные представления об объекте и предмете социологии. Структура социологического знания. Законы и функции социологии.

Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений.

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования.

Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск.

Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

В социологии выделяются три структуры социологического знания.

• Первая структура – это макро- и микросоциология. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в обществе в течение длитель­ного времени. Основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изме­нений.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет их исследо­ваний – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значе­ния, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происхо­дящие в нем перемены.

• Вторая структура социологии представлена фундаментальной теоретической и прикладной эмпирической наукой. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня. Она предполагает получение нового знания, описание, объяснение и понимание процессов социального развития. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи с другими науками: философией, историей, психологией, культурологией и др. Концепции это­го уровня отличаются высокой степенью абстракции.

Прикладная эмпирическая социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием и формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления, предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей и т.д., т.е. осуществляет практическую реализацию теоретической социологии.

• Третья структура состоит из общесоциологических теорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований. Общесоциологические теории вырабатывались на основе на­блюдений, умозаключений и обобщений различных сто­рон общественной жизни. Для их построения требуются точные, конкретные данные о социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные получают с помощью методов эмпирических исследова­ний (опросов, наблюдений, экспери­ментов и др.).

 Собранные эмпирические факты обрабатываются и обобщаются, после чего формулируются первичные теоретические выводы о конкретных явлениях соци­альной жизни. Общесоциологичес­кие теории и эмпирические исследования должны быть не­разрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится нежиз­неспособным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач.

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития.

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

Вопрос5 Понятие социальной группы в системе социологического знания.

Социальная группа — это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные.

• Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

• Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

 

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

 

• Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

• Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

 

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов — ингруппы и аутгруппы.

• Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

• Аутгруппа — это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

• Референтная группа — это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

 

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

• Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

• малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

• пространственная близость членов группы;

• устойчивость и длительность существования:

• высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

• интенсивность межличностных отношений;

• развитое чувство принадлежности к группе;

• неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

 

• Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

• сочетание интересов индивида и общества;

• общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

• предметную — решение той задачи, ради которой он создается;

• социально-воспитательную — сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

• пол — мужчины и женщины;

• возраст — дети, молодежь, взрослые, пожилые;

• доход — богатые, бедные, зажиточные;

• национальность — русские, французы, американцы;

• семейное положение — женатые, холостые, разведенные;

• профессия (род занятий) — врачи, экономисты, управленцы;

• место жительства — горожане, сельские жители.

 

Вопрос6 Классификация социальных групп.

Социальные группы можно разделить на:

• Неформальные (неофициальные) группы, которые возникают по инициативе самих участников, объединяющихся вокруг какой-то цели. Они не имеют общих норм поведения, контроля и т. п. и приближаются к социальному кругу.

• Формальные (официальные) группы. Их создают для решения каких-то задач: учебные, военные, рабочие, научные и т. п. Отличаются наличием лидера, цели, плана работы, системой статусов и ролей, а также социального контроля и тем самым превращаются в элемент социальной организации.

Именно в формальных социальных группах имеют место быть ценности солидарности: взаимная поддержка, согласование действий и т. п. В них формируется чувство принадлежности к группе, когда индивид сознательно разделяет людей вокруг на «наших» и «не наших».

Социальные группы различают по численности.

• Малые группы – небольшие объединения до нескольких десятков человек, которые хорошо знакомы и регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом. Отношения в малых группах характеризируются неформальностью и могут иметь личный характер. Примеры малых групп: школьный класс, кружок рукоделия, коллектив сотрудников в одном кабинете.

• Большие группы — где непосредственные личные контакты между всеми без исключения членами – невозможны. В этом случае отношения в основном подчиняются формальным правилам. Примеры больших групп: студенты университета, рабочие завода, армия.

Также социальные группы разделяют в зависимости от характера взаимодействия:

• Первичная группа – в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, группа сверстников и т.д.). Первичная группа осуществляет социализацию человека, выступая связующим звеном между ним и обществом.

• Вторичная группа — имеет признаки формальной группы. В этих группах акцентируется на умение каждого участника выполнять определенные функции, не уделяя особого внимания личным характеристикам.

 

 

Вопрос7 Квазигруппы. Классификация мнимых групп: аудитория, толпа, социальные круги.

Ква́зигруппа— социологический термин, которым обозначается отличающаяся непреднамеренностью социальная группа, в которой между членами отсутствуют устойчивые связи и социальная структура, нет общих ценностей и норм, а взаимоотношения имеют односторонний характер.

Квазигруппы существуют непродолжительное время, после окончания которого они или окончательно распадаются, или под воздействием обстоятельств превращаются в устойчивые социальные группы, нередко являясь их переходным типом.

Мнимые общности — человеческие множества, в которых при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т. п., воплощается мнимая солидарность («квазигруппы»). К ним относятся:

• Массы — множества людей со сходными, однотипными, но не солидарными действиями: люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие — паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие — следование моде) и т. д.

• Агрегации — совокупности людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т. д.

• Социальные категории — статистические совокупности индивидов, выделенные по схожим социальным признакам: пожилые, холостяки, подростки, женщины, инвалиды и т. д. Поэтому у них есть второе название — «номинальные группы», в отличие от групп реальных.

Контактные общности — совокупности людей, в которых воплощается реальная, но как правило кратковременная, солидарность — это так называемые «диффузные группы». Могут быть как достаточно социально однородными (гомогенными), так и разнородные (гетерогенные).

Их разновидностями выступают следующие:

• Толпы — скопления людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (демонстранты).

• Социальные аудитории — одноразовые, достаточно кратковременные человеческие множества (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия (лектора, певца, актера и т. п. с публикой, слушателями, зрителями и т. п.).

 

 

Вопрос8 Отличительные черты малой социальной группы.

К отличительным признакам малой группы относят:

— пространственное и временное соприсутствие людей. Оно дает возможность установлению личных контактов, которые включают в себя все стороны общения: информационную, интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (способность воспринимать человека человеком);

— наличие постоянной цели совместной деятельности. Она может выступать в виде ближней перспективы, то есть быстро реализуемой цели по времени и значимой для группы; в виде вторичных целей - более длительных по времени и выводящих на интересы других групп; в виде дальней перспективы. Цели совместной деятельности способствуют сплочению группы;

— наличие в группе организующего начала. Оно может быть представлено в виде лидера, руководителя, а также распределено между членами группы, и лидерство может носить ситуативно-специфический характер. То есть роль лидера в определенной ситуации принимает на себя один из членов группы;

— разделение и дифференциация персональных ролей. Каждый член группы вносит свой вклад в совместную деятельность;

— наличие эмоциональных отношений между членами группы. Они влияют на групповую активность, формируют внутреннюю структуру межгрупповых отношений;

— выработка специфической групповой культуры, т. е. норм, правил, определяющих поведение большинства членов группы.

Классификация малых социальных групп.

9. Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Представления о числе членов малой группы колеблется между двумя и семью. Также считается, что если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний.

Допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т. д. Распространены классификации деления малых групп на:

1) первичные и вторичные;

2) формальные и неформальные;

3) группы членства и референтные группы.

 Деление малых групп на первичные и вторичные было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделение группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей. Позднее Ч. Кули предложил определенный признак – непосредственность контактов.

Деление групп на формальные и неформальные было предложено Э. Мэйо. Согласно Э. Мэйо формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В формальной группе также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее.

Существуют также понятия формальной и неформальной структуры группы, тогда различаются не группы, а тип, характер отношений внутри них. Классификация групп на группы членства и референтные группы была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов малых группой разделяет нормы поведения, принятые другой группой, на которую они ориентируются. Те группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами.

Социометрия .

10. Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником Фрейда — Джекобом Морено (1889-1974). Согласно теории Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей. Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие макро- и микроструктуры. Именно с этой целью должна применяться социометрическая методика, с помощью которой можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения.

Термин «социометрия» буквально означает «социальное измерение», социометрическая методика предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности. Имея характер опроса, социометрия существенно отличается от анкетного опроса и интервью тем, что вопросы касаются эмоциональной сферы отношений людей.

Социометрическая процедура

Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой и тому подобное. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.

Например, «С кем Вы хотели бы вместе готовиться к экзамену?» или: «Кого бы Вы пригласили на день рождения?» И т.д. Успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека та или иная деятельность, чем теснее и продолжительнее общение она предусматривает, тем сильнее считается критерий выбора. Чаще всего в социометрическом исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они добираются таким образом, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности — в труде, учебе, отдыхе, дружбе и тому подобное.

Кого из членов группы Вы пригласили на день рождения?

С кем из членов группы Вы выполняли общая задача (производственное, учебное)?

С кем из членов группы Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность — в большей или меньшей степени. Чаще всего количество выборов ограничивается тремя.

Результаты социометрии

Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых индексов.


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!