Философия как учебная дисциплина.



Философия как учебная дисциплина призвана формировать гуманитарную культуру, целостное мировоззрение, высшие духовные ценностные ориентации, творческое и диалоговое мышление, должна помочь людям в их мировоззренческом, смысложизненном поиске, в осмыслении собственного существования и определении личностной жизненной позиции.

Предметом философии является взаимосвязь и соотношение единичного и общего, субъективного и объективного, конечного и бесконечного. Особый статус предмета философии, его пограничность обусловливает и специфику методов философского освоения мира.

Главным методом философского познания является метод рефлексии. Рефлексия означает критический анализ собственного психического состояния и собственной жизнедеятельности. Только философская рефлексия является основанием обретения человеком своей адекватности.

Основные методы философии - это пути и средства с помощью которых осуществляется философское исследование:

Диалектика - это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Чтобы понять суть диалектической традиции, следует обратиться к ее изначальному смыслу, к тем ее образцам, которые выкристаллизовались в античной философии. В своем истоке диалектика означала искусство ведения беседы. Диалектика есть искусство вопрошания как метода поиска истины.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Ирония — это интеллектуальная реакция мыслящего духа, которому через удивление и размышление открылась “изнанка бытия”, нечто сокровенное и который с этой новой точки зрения способен подняться над “миром мнений” и обыденности, не впадая при этом в грех гордыни. Но это как раз и означает, что мудрец отказывается проводить четкую границу между иронией, которая является манифестацией подлинного превосходства, и той иронией, которая выступает всего лишь попыткой компенсации собственной неуверенности. В последнем случае ирония сродни сомнению.

Сомнение предполагает наличие нескольких позитивных точек зрения, каждая из которых достойна того, чтобы мы в нее поверили, но которые по этой же причине лишают друг друга убедительности. Человек оказывается как бы среди различных точек зрения и, не имея возможности обрести твердую почву под ногами, опершись на одну из них, начинает проваливаться в этой непонятной, текучей среде... Средство, которое позволяет избавиться от сомнений и прийти к твердой убежденности, — это метод.”

При изучении философии бросается в глаза многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Прежде, чем приступить к изучению всего этого многообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий. Первичной, исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение — это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы. Последователи Платона —- платоники, Августина — августинцы, Маркса — марксисты и т. д. Философские школы — это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями. Например, в современной философии таким течением является неопозитивизм, персонализм и т. д. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Философские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох. В качестве примера философских направлений можно назвать материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рациокализм и иррационализм и т. д.

Существование множества философских учений, школ, течений и направлений характеризует историко-философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации. Развитие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Таким образом, трудность в уяснении того, что представляет собой философия, в значительной мере связана с тем, что философии как таковой просто нет. Реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем. Из этого нередко делаются необоснованные выводы. Первый — о том, что у философии нет единого систематизирующего начала и, следовательно, невозможна ее самотождественность. Второй — о том, что поскольку философы обосновывали противоречащие друг другу положения, которые в равной мере оказываются опровержимыми, постольку философия не способна отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельности любых философских воззрений. Подобные взгляды присущи не только неискушенному в философии обывателю, по и многим философам-профессионалам. Наиболее ярко их высказывали сторонники скептицизма (но не только они). Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предшествующие философские учения были ложными, или, по крайней мере, имели серьезные изъяны, стремились создать «единственно истинную философию». Великие философы Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше и другие — объявляли свои философские системы вершиной развития философской мысли, впитавшей все лучшее, что было у предшествующих поколений философов, дающей человечеству абсолютную истину и, тем самым, покончившими с гибельной для философии борьбой.

Еще одно понятие, на котором нужно остановиться – философская традиция. Наличие философской традиции характеризует тождественность философской мысли и показывает, что, несмотря на различие эпох, культур, государственно-национальных образований и иных факторов, философская мысль устойчива, она периодически возвращается к одной и той же проблематике и решает эту проблематику близкими средствами. В различные эпохи, в различных культурах у философов могут возникнуть довольно близкие переживания и размышления. И, хотя эти переживания они выражают на языке своего времени, с учетом достижений всей предшествующей философии и той конкретной социокультурной ситуации, в которой создается данное философское учение, мы все же отчетливо видим их идейную близость. Ярким примером такой переклички эпох является стоическая традиция — античный стоицизм — христианский стоицизм — экзистенциальный стоицизм. Философская традиция проявляется в филиации идей, то есть перехода идейного багажа одних философских учений и школ в другие. Эта филиация может иметь самый разнообразный характер. И сам факт заимствования идей может быть причиной тождественности философских учений, школ, а также причиной их различий внутри школы, течения, направления Таким образом, в традиции в какой-то мере реализуется надысторические детерминанты в философии. Наличие философской традиции, позволяющей философской мысли одной эпохи, культуры перекликаться с философской мыслью другой эпохи, культуры, приводит к выводу об относительном значении исторического фактора, позволяет выявить в философии «надысторические моменты». Правда, здесь возможно объяснение и с позиций исторического детерминизма. Суть его состоит в том, что сходные по некоторым наиболее общим характеристикам состояния общественного бытия и сознания (например, состояние кризиса всех сфер общественной жизни) создают наиболее общие предпосылки для появления близких идей в различные эпохи, продуцируют философские традиции.

Для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых, в том, что каждый значительный философ берется всегда за разрешение тех проблем, которые были поставлены и, по его мнению, неудовлетворительно разрешены какими-то конкретными его предшественниками или какой-то школой, течением. Он явно или скрыто отталкивается от тех, кто был до него. Во-вторых, такой философ всегда ведет диалог с предшествующей философской культурой в рамках всей ее истории. И, в-третьих, он чаще всего ведет диалог с философами близких ему учений (в рамках школы) или, наоборот, противостоящих его учению идей. И этот диалог является фактором, усиливающим единство историко-философского процесса, дает основание для самоотождествленности философии и, в то же время, он косвенно способствует философскому плюрализму, так как в процессе диалога формируется своеобразие того или иного философского учения.

Структура философии.

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисным элементами философии стали онтология, гносеология и этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права, методология науки, аксиология и история философии. Сегодня философия представляет собой комплекс дисциплин, в котором, кроме указанных, есть пограничные между философией и другими областями духовной жизни общества концепции. К ним относят, например, философию религии, философские вопросы естествознания, философию техники и т. д.

 

 

 

Еще одни вопрос, который позволит понять структуру философии в историческом контексте, это «Основной вопрос философии». Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система. Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия (архэ), для Сократа - проблема человека, для философов Нового времени - поиск всеобщего метода познания и т. д. А. Камю предложил таковым считать вопрос о самоубийстве (он открыл что мир абсурден, а если это так, то стоит ли в таком мире жить). Однако нет ни одной философской системы, которая, так или иначе, не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему. Идеализм также неоднороден:

• Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

• Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только моего собственного «Я» и моих ощущений.

Выводы

Философия возникла на определенной стадии развития общественного и индивидуального сознания. Она развивается в социальном пространстве и времени, имеет свою историю, что дает основание говорить об исторических и национальных типах философии, о ее вертикальной и горизонтальной преемственности. Каждый из типов философии имеет свою особенность, но это не основание для вывода, что одна философия лучше, а другая хуже. В каждом случае это будет иная философия, но всегда с претензией быть «эпохой, схваченной в мысли».

Философия не является изобретением Запада или Востока. Она не является продуктом индивидуального творчества. Это итог умственных усилий целых поколений. Для установления истины отдельный мыслитель оставляет после себя очень мало информации, но, когда все собирается вместе получается величина, достойная внимания и изучения.

Основная литература

1.    Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Симферополь: СОНАТ, 2003. – 384 с.

2.    Ратников, В. П. Философия : учебник для студентов вузов / В. П. Ратников, Э. В. Островский, В. В. Юдин ; под редакцией В. П. Ратников. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 671 c. — ISBN 978-5-238-02531-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66306.html

3.    Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.П. Коновалова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. – 216 c. – 978-5-7996-1162-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68503.html

Дополнительная литература

1.    Братникова, И. Б. Философия : учебное пособие / И. Б. Братникова. — Новороссийск : Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиал «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2016. — 67 c. — ISBN 978-586216-173-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57359.html

2.    Философия : учебное пособие / З. Т. Фокина, В. В. Памятушева, Л. Ф. Почегина [и др.] ; под редакцией Е. Г. Кривых. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. — 108 c. — ISBN 978-5-7264-0936-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/27039.html

Интернет-ресурсы:

−     Университетская электронная библиотека In Foliohttp://infolio.asf.ru/index.asp

−     Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/

−     Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - http://e.lanbook.com

−     Электронно-библиотечная система "ЭБС IPRBooks" –http://www.iprbookshop.ru

−     Библиотека учебной и научной литературы. Русский Гуманитарный Интернет Университет – WWW.I:U.RU

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 1036; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!