Мифологическое мировоззрение.



Лекция 1

Тема № 1: Философия, ее предмет и место в культуре

Время: 1,5 часа

Учебная цель: ознакомить обучающихся с предметом, методами, законами и категориями философии; дать понятие о специфике философии и её месте в культуре.

Основные понятия: философия, мировоззрение, миропонимание, мироощущение, мировосприятие.

Вопросы:

1. Предмет философии.

2. Роль философии в жизни человека и общества в целом.

3. Философия как учебная дисциплина.

4. Структура философии.

Ход проведения:

Предмет философии.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (Средиземноморская - греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К. Ясперса.

В 800-600 гг. до н.э. - происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. Это получило название «осевого времени». От мифа к логосу.

В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама - Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.

Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология - учение о бытии, гносеология - учение о познании, антропология - учение о человеке, социальная философия - учение об обществе, философия истории - учение об основных закономерностях развития истории, аксиология - учение о ценностях, этика - учение о морали, эстетика - учение о красоте. В целом философию можно определить как род деятельности, направленный на изучение основных закономерностей развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

Что такое философия? Это достаточно сложный и спорный вопрос, ответов на который есть великое множество. Эти ответы дополняют друг друга или противоречат друг другу. Ясно лишь одно, что конкретно и однозначно ответить на данный вопрос нельзя, т.к. нельзя столь огромный и многоуровневый феномен загнать в строгие рамки. Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Этимология (буквальное значение, буквальный перевод) данного понятия такова: Philos (греч.) – любовь (стремление, страсть)

Sophia (греч.) – мудрость (иногда трактуется как умение, способность)

Что же такое мудрость? Можно ли приравнять смысл данного понятия к знанию? Безусловно, знание присутствует в мудрости, т.к. антоним мудрости – глупость, т.е. незнание. Итак, что же еще присутствует в мудрости кроме знания? Sophia = знание + опыт + интуиция

Давайте запишем несколько определений философии.

1. Философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

2. Философия – учение о предельных основаниях бытия мира, одна из форм общественного и индивидуального сознания.

Но из определений философии пока до конца не ясно, чем же занимается философия и что это такое?

Основные вопросы, которые всегда интересовали и всегда будут интересовать людей.

Как появился мир? человек? Как возникло человеческое сознание и каковы его возможности? Что такое пространство и время? Что такое познание? Каковы его границы? Способы познания? На сколько мир соответствует нашим представлениям? Познаваем ли мир полностью? Каковы методы познания? Что такое счастье? Любовь? Смысл жизни? Возможно ли идеальное общество?    

Итак, одна из возможностей объяснить, что такое философия – через проблемы. Однако в то же время философия – целостное знание. И те из философов, которые в своих концепциях смогли связать воедино все эти проблемы являются классиками философии. Их немного, Аристотель, Платон, Кант, Гегель и т.п.

Есть еще один вариант определения философии как особого мировоззрения. И потребность человека обрести свое место в мире реализуется именно через мировоззрение.

Давайте более подробно остановимся на этой проблеме.

Мировоззрение и его структура.

Прежде чем определять мировоззрение, следует развести понятия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», которые подчас употребляются как синонимы.

Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений. Другими словами, это восприятие мира как оно нам кажется без претензии на адекватное представление мира. Т. е. это восприятие мира на уровне органов чувств.

Достоинство мировосприятия в том, что оно является предпосылкой миропонимания и мировоззрения.

Недостаток мировосприятия кроется в его феноменально окрашенной субъективности.

Миропонимание — это особая форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на чувственный материал мировосприятия, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. С помощью этих категорий обеспечивается процесс упорядочивания информации о мире. Т.е. это способность разумного объяснения мира.

Недостаток миропонимания заключается в невозможности построить единый категориальный каркас освоения мира. Кроме того, любое чувственное восприятие, возведенное в статус понятия, есть определенная мера ограничения, огрубления, формализации, а стало быть, и какой-то невосполнимой информационной потери.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, определяющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое место, обрести смысл и цель жизни.

Главным вопросом мировоззрения является отношение человека к миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи субъекта и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного социального института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-я». Это может быть любая реальность в диапазоне от любого явления мира до другого «Я». Тогда отношения становятся субъект-субъектными.

Мировоззрение, связав человека и мир в субъектно-объектную систему, имеет свою структуру.

Первым компонентом структуры мировоззрения являются потребности человека. Потребности инициируют отношение субъекта к объекту, формируют его интерес.

Вторым компонентом структуры является знание. Знание объекта полагает необходимость и самопознания. Самопознание носит целевой характер, ибо ориентировано на объект интереса.

Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности в диапазоне от общечеловеческих до индивидуальных, включая нравственные и эстетические, правовые и политические, философские и религиозные.

Сознание (знание о мире и о себе), пропущенное через ценности, обеспечивает еще один компонент мировоззрения. Это идея как звено, связующее субъект и объект.

Итак, мировоззрение имеет в своей основе понимание. Непонимание чего-либо, например, явлений, всегда вызывает у человека страх!

Так мы перейдем к историческим типам мировоззрения, ведь первой причиной возникновения мировоззренческих взглядов человека была попытка защитить себя от непонимания.

Исторические типы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение.

Миф — это не столько сказание о жизни в слове, сколько сама жизнь.

Т.е. миф никогда ничего не означает, в нем нет означающего и означаемого. Миф – это сама реальность, способ видеть реальность. Человек видит реальность таковой, какой нам представляет ее миф. Миф есть пред-рассудок.

Все мифы имеют общую тенденцию – 1) говорят о возникновении мира; 2) о героях; 3) о том, как должен поступать человек в тех или иных ситуациях и условиях.

Какова задача мифа? Дать максимально простую и образную матрицу или схему, которая объясняет абсолютно все и предписывает поведение.

Вернемся к сущности мифа. Во всех мифах народов мира прослеживается слово Хаос (разверстая бездна) или хаос – беспорядок.

Хаос – это ситуация, когда тонут все различения, ужас неразличения охватывает все. Там, в хаосе, нет дифференциации. Что это значит для мира людей. Там царит кошмар двуполости. Хаос все поглощает, и самое страшное для человека – быть втянутым в этот хаос. Поэтому человек начинает от него отгораживаться. Как? Человек окружает себя тотемами. Тотем – универсальный индикатор, он позволяет различать людей. Эти от волка, а эти от медведя. И т.п. Тотем всегда во главе рода!

Элементы и строение мира в мифологическом сознании: человек, тотем, Хаос, род, ойкумена, пантеон (некая упорядоченная система сверхъестественных существ (герои; дети, которых убивали; предки и т.п.). Пантеон охраняет человека. Духи, от них нельзя скрыться, они отслеживают поведение человека. Хаос – постоянная атмосфера страха. Человек живет в постоянной опасности. Т.к. мир рискует в каждый момент сорваться в хаос. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо выстроить систему защиты. Это каждодневное поведение людей. Вырабатывается система запретов, правил и предписаний – табу. Помимо табу в каждодневном поведении людей присутствует ритуал, ритуальным было все. Участие в ритуале обучало человека мифу, т.е. жизни. Однако самые важные ритуалы были скрыты от непосвященных. Древний человек жил в «порубежной» ситуации, между хаосом и ойкуменой. Нарушение ритуала ведет за собой хаос, и поэтому жестоко карается. В мифе ничего нет без причины, поэтому во всех бедах всегда ищут виноватого. С силами хаоса контактируют умершие (они населяют пантеон). Магия – это рецепты воздействия на силы хаоса. Если хаос все поглощает, то значит и из хаоса может все что угодно появиться. Нужен особый дар для этого, и здесь помогают ритуалы и пантеон. Духи предков постепенно приближаются к героям, обретают героические черты. Предки становятся богами – демиургами, т.е. оболочка пантеона становится все сильнее. А, следовательно, хаос – менее опасным. Происходит постепенная трансформация мировоззрения. Из этого вырастают религии.

Религиозное мировоззрение

Есть мнение, что религия возникает с возникновением письменности. Записанный миф становится скучным, назидательным, неинтересным, отдаляется от человека, бесполезным.

На смену мифу приходит религиозное мировоззрение.

Чем миф отличается от религии? В Древней Греции была религия или мифология?

В мифе и в религии есть боги или Бог. Чем же они отличаются? Миф – боги – это сама действительность, мы в ней живем. Мир богов так близко, например, на Олимпе.

В религии миры значительно разняться. Есть этот мир и тот, потусторонний и посюсторонний, священный (сакральный) и повседневный, “земной” (профанный). Увидеть его невозможно, можно просто верить, что он есть. Вот оно, ключевое слово и ключевой компонент любой религии – вера. Религия совершенно четко осуществляет мировоззренческие функции, отвечает на все вопросы, часто однозначно (т.е. это есть единственно верный с ее точки зрения ответ).

Итак, религия (от латинского слова “благочестие”, “набожность”).

Для всякой религии характерны 3 признака: вероучение, культ, организация.

Символизм мифа заменяется сложной, порой утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип построения мировых религий — монотеизм, признание единого бога. Вторая качественно новая черта — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Религия, например, христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как существа, с одной стороны, “греховного”, погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя. На смену прозрачности мифа приходит принцип веры. Вера есть уверенность в том, на что уповаешь, убеждение в том, чего не видел. Предмет веры не самоочевиден, но сам акт веры делает его таковым. Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. Истины религии не нуждаются ни в эмпирическом, ни в логическом обосновании, ибо по определению они даны свыше. Они либо принимаются сердцем, глубинной экзистенцией человека, либо не принимаются.

Научное мировоззрение. Его черты:

- рациональная обоснованность. В науке всё воспринимается только после доказательства, которое даёт мышление опирающееся на законы логики. Научный разум стремится всё посчитать, высчитать, т.е. перевести на язык цифр. Галилео Галилео Галилей говорил так: «Книга природы написана языком математики».

- частичность. Ученый, являясь специалистом в своей области, становится заложником своей науки. Физик, который смотрит на мир, будет его видеть, в первую очередь, средствами физики, химик – химии и т.п. Очень немногие ученые способны приподняться над своей наукой, когда они это могут сделать, они становятся философами.

- неуниверсальность. Наука не способна дать полную картину мира, так как за её пределами остаётся всё нерациональное. Любовь, удача, счастье, дружба и т.п. очень плохо истолковываются средствами науки, и в научной картине мира им места нет.

Обыденное мировоззрение, его черты:

- Опора на здравый смысл, т.е. на очевидное. «Пока не увижу, не поверю». Однако, если увидел «красивую картинку», «обёртку», то сомнений нет. Реклама и мошенники этим пользуются.

- некритичность (т.е. нет постоянного системного анализа происходящего, и даже если что-то происходит «не так», это подавляется либо эмоциями, либо уверенностью в своей удаче («мне карта идёт»), или житейской избранности, безошибочности: «со всеми, только не со мной»).

- несамостоятельность, и, следовательно, управляемость (манипуируемость).

- отсутствие Творчества (с большой буквы этого слова, как производства действительно «нового»).

Обыденное мировоззрение не является ни хорошим, ни плохим. Когда мы на рынке картошку выбираем, мы же не пользуемся философией, или не смотрим её «химический анализ», мы доверяем своей житейской мудрости. Да, и не следует забывать, что большинство людей таковы.

Философское мировоззрение. Его черты.

- критичность. Р. Декарт говорил так «сомневайся во всём».

- беспредпосылочность. Изначально, у философа нет ничего в этом мире, и существование мира тоже может быть под вопросом (мы помним, философ же постоянно сомневается). Например, Р. Декарт «сомневаясь во всем» нашел все-таки что-то несомненное: «Я мыслю, следовательно, я существую». Если я буду сомневаться в существовании себя самого, тогда возникает вопрос: «А кто сомневается?». Ответ: «Я!». Вот здесь уже найдена почва для дальнейших рассуждений о мире.

- рациональность. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы.

- свобода. Несвободной философии быть не может. В истории были попытки её подчинить. Например: Ф. Аквинский сказал так: «Философия – служанка богословия». В СССР пытались сделать её «партийной», «научной», но даже в тех условиях философия вырывалась из заданного формата.

- системность и целостность. Все настоящие философы создавали великие системы, которые пытались охватить всё.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!