Что может служить идеей для балетмейстера?



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (МГИК)

Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры

 

 

Итоговая аттестационная работа по теме:

« Значение изучения фольклора для сценической хореографии

(на материалах Калужской области)»

Выполнена по итогам освоения дополнительной профессиональной образовательной программы

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ТАНЦА»

в рамках очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий

 

Выполнила:

Васильева Олеся Валерьевна,

Методист по хореографии

Отдела традиционной культуры и народного творчества

Калужского областного Дома народного творчества и кино

«Центральный»

Калуга, 2020


Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Танцевальный фольклор — первооснова создания народно-сценической хореографии. Характерные черты традиционного русского танца и сценического танца. Отличия…………………………………………………………………………...4

Методические рекомендации к сценической интерпретации фольклора на основе изучения и сохранения его ведущих специфических свойств……………………......9

Историко-этнографическая характеристика традиционной народной культуры и хореографии Калужской области……………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………………...13

Список использованной литературы.…………………………………………………16

 Приложение:

· Описание танца «Веретено»……………………………………………………17

· Описание танца «Как по той по травке»………………………………..……..18


Введение

 

«Русский танец — великое богатство русского народа;

его надо изучать, бережно хранить,

обогащать и с любовью передавать будущим поколениям»

А. А. Климов

 

Изучение темы «Значения фольклора для сценической хореографии» является актуальной по многим причинам. Для успешной деятельности танцевальных коллективов всегда важен вопрос пополнения репертуара. При постановке новых номеров балетмейстер всегда находится в состоянии поиска: поиска идеи, материала, лексики. Традиционная культура — это огромный ресурс, из которого можно черпать вдохновение для создания новых постановок, пополняя репертуар качественными интересными номерами, полными эстетики, культуры и любви к родному. Поэтому я считаю, что необходимо обратить внимание руководителей хореографических коллективов на роль изучения фольклора, важность внедрения его в свои коллективы, повышать интерес людей к традиционной народной культуре, к проблеме сохранения и продолжения народного искусства.

Цель данного исследовательского проекта — подробное рассмотрение значения фольклора для сценической хореографии, а также роли традиционной культуры для руководителя ансамбля, для его участников и для творческой деятельности коллектива в целом.

В ходе написания проекта были поставлены и решены следующие задачи:

1) проанализировать характерные черты традиционного русского танца и сценического танца, их отличия;

2) выявить объекты, которые могут служить основой создания хореографических постановок;

3) озвучить методические рекомендации к сценической интерпретации фольклора.

Танцевальный фольклор — первооснова создания народно-сценической хореографии. Характерные черты традиционного русского танца и сценического танца. Отличия.

Специфика танцевального фольклора в том, что он является пластически образной формой отражения и освоения действительности. Главное выразительное средство — жест, поза, движение. Природное естество, искренность, пластическая свобода, грациозность, выразительность — всё, что необходимо для подлинного искусства традиционного русского танца. Естественные движения полные органики и здоровых человеческих эмоций. Фундаментом является национальная память, духовное родство поколений. Каждый исполнитель остается самим собой, выражает свое личностное «Я». Каждое новое исполнение представляет собой особый вариант, часто не похожий на другие.

Рассмотрим подробней особенности традиционного народного танца и сценического танца.

 

Характерные черты традиционного народного танца:

· Синкретичность (при преобладании какого-то компонента).

Из покон веков различные виды народного искусства — музыка, пение, танец, поэзия — не разделялись. Народные игрища и хороводы носили синкретический характер, т. е. определялись сочетанием и взаимодействием различных видов искусств, входящих в то или иное произведение народного творчества[1].

· Полицентрика — принципиально разные по характеру движения рук и ног. Полицентрика особенно хорошо видна у мастеров-плясунов, когда их ноги выполняют жёсткую, чёткую партию («дроби»), а руки при этом двигаются более свободно и плавно. Сочетание однохарактерных, синхронных и симметричных партий рук и ног иногда служит для создания комического эффекта в пляске.

· Полиритмия — когда два или более танцоров одновременно исполняют движения с различными ритмическими рисунками (в некоторых районах Белгородской области этот исполнительский прием называют «пересек»).В пляске двух и более человек, за редким исключением, каждый из исполнителей ритмически импровизирует, учитывая ритм звучащей песни или инструментального наигрыша, как основу общей ритмической партитуры.

· Импровизационность — один из основополагающих принципов традиционного фольклорного танца. Исполнителями осуществляется принцип импровизационности, который из чисто технического хореографического приёма переходит в категорию эстетически значимую. Как известно, импровизационность характерна не только для хореографической, но и для певческой культуры русского народа и является одной из важных отличительных черт фольклорного исполнительства.

· Кантилена хода, которая достигается за счёт «рессорности» шагов, то есть во время исполнения простых шагов в хороводе, дробей в пляске, различных танцевальных «проходок» колени танцоров не выпрямляются до конца, а остаются немного присогнутыми. Одна из причин наличия кантилены движения в русской хореографической традиции — необходимость сохранять устойчивое положение корпуса, так как при более интенсивном вертикальном движении дыхание будет затруднено, что будет мешать пению.

· Пластическое отражение ощущения действительности в данный момент времени. Исполнитель в танце выражает себя, свое настроение и мироощущение в данный момент. Исполнитель проживает свой танец здесь и сейчас. В другой раз его исполнение того же танца, под ту же песню может сильно отличаться.

Сценический вариант часто имеет ограниченный диапазон эмоций: или веселость, или лирика. Тогда как в народном танце выражается множество эмоций и их оттенков (кокетство, робость, застенчивость, бойкость и др.).

 

Однажды мне довелось присутствовать на семинаре, посвященном фольклорной певческой традиции Калужской области, который проводила Наталья Николаевна Гилярова, участвовавшая в большом цикле экспедиций по Калужскому краю. Тогда она рассказала случай из своей экспедиционной практики. В одной деревне была ими записана песня, которая представляла собой довольно подвижный вариант даже с элементами пляски. На следующий день информантов попросили вновь исполнить эту песню. Каково же было удивление всей рабочей группы, когда та же самая песня зазвучала в лирическом характере. Как чувствовали на тот момент, так и исполнили!

Характерные черты сценической хореографии:

· Ориентированность на зрителя. Подчинение законам сцены. Все рисунки и ракурсы строятся относительно 1-ой точки сцены. На сцене очень популярны фронтальные композиции. Номер подчинен законам драматургии и выстраивается в соответствии с ними.

· Подчинение законам сцены. В сценической хореографии есть четкая граница между танцорами на сцене и зрителями в зале. В отличие от народной культуры, где зрители в той или иной степени вовлечены в действо, нет четкого разграничения между зрителями и исполнителями, нет ориентированности на 1-ую точку восприятия.

· Ансамблевость. Исполнителям необходимо выполнять все движения и перемещения слаженно, синхронно.

· Авторство. Сценическое произведение придумано и поставлено балетмейстером. Исполнители лишь демонстрируют задумку постановщика, являясь своего рода «материалом» в его руках. Народный танцор выражает себя.

· Фиксированная форма произведения. В сценической хореографии текст строго закреплен, последовательность рисунков и движений заученна. Сколько бы раз ни было необходимо повторить номер, другим он не станет. В исполнении же народными плясунами всегда есть большая доли импровизации.

· Сложная лексика, рисунки, амплитудность. Для того, чтобы иметь успех у зрителя сценический номер должен быть насыщенным, ярким, поэтому, как правило, в нем присутствуют насыщенная лексика, рисунки. Сцена требует большей амплитуды движений.

В последнее время наблюдается такая тенденция в сценической хореографии как серьезное усложнение техники исполнения. То, что еще недавно было доступно только профессиональным коллективам, сейчас с успехом исполняют и любительские ансамбли. В целом наблюдается тенденция сильного усложнения техники исполнения, нацеленность на зрелищность.

 

В чем же ценность для нас приобщения подрастающего поколения участников хореографических коллективов и, конечно, широкого круга зрителей к традиционной народной танцевальной традиции? Какова роль танцевального фольклора в творческой деятельности балетмейстера?

· Национальная идентификация себя как русского, прививание патриотизма, любви к родной культуре.

· Нравственное, эстетическое воспитание детей и молодежи.

· Огромная роль в формировании репертуара коллектива (сейчас это очень актуально на разных престижных конкурсах).

· Поиск идеи и лексики для новых постановок к постановке, поиск музыкального и танцевального материала. Для фольклорных коллективов, для сценической народной хореографии. Многие хореографы, в том числе и работающие в современной хореографии, фольклор рассматривают как возможность поиска и сочинения новой лексики.

· Пополнение репертуара коллектива. Для любого танцевального коллектива всегда актуален вопрос пополнения репертуара. Балетмейстер постоянно находится в поиске новых идей, образов, лексики для сочинения нового танца. Номера должны быть интересны и иметь отклик не только у зрителей, но и у самих исполнителей, а, как известно, большинство участников хореографических коллективов — дети. Тематика номеров должна соответствовать возрасту исполнителей. Недаром в большинстве положений о конкурсах прописывается такое требование как соответствие материала возрастным особенностям участников. Где же черпать вдохновение? Традиционная народная культура в своем необыкновенном многообразии форм, образов является огромным сегментом для поиска вдохновения, поиска идей к созданию постановок. Важно понимать, что традиционная народная культура включает в себя не только танцевальную традицию, но и празднично-обрядовую, бытовую, декоративно-прикладную, и, конечно, певческую культуру народа. Все это представляет собой значимый ресурс для творческой деятельности балетмейстера и в целом танцевального коллектива.

Необходимо также отметить, что в настоящее время на многих достойных конкурсах очень выгодно и значительно просматриваются сценические произведения, основанные на традиционной народной культуре.

Что может служить идеей для балетмейстера?

1) Особенности костюма.


Крой определенной части костюма — рукава, панёвы сарафана, головного убора — может послужить идеей к созданию номера.

Ансамбль «Купава». Номер «Карачанка»

На территории Калужской области распространенными были панёвный и сарафанный комплекс. Позднее появилась «парочка» (юбка и кофта, обязательно с фартуком). Примечательно, что головной убор при этом оставляли старый[2].

2) Предмет быта/интерьера.

Существуют линейные хороводы, которые иллюстрируют собой работу ткацкого станка. Много примеров хороводов с вышитыми полотенцами.

 

3) Фрагмент/элемент обряда, праздника.

В любом народном обряде, празднике есть определенное действо, сюжет, который и способен стать драматургической основой танца.

Редким является обряд «Бабьи каши», до недавнего времени реально бытующий, зафиксированный в с. Сорокино Ульяновского района. В этот день одна из пожилых уважаемых женщин варила горшок каши, приносила его на посиделки (или обходила дворы) и угощала всех, раздавая кашу «с пальца».

Занятен обряд «Похорон масленицы», записанный в деревне Песочня Калужской губернии. В Прощёное воскресенье после обеда собирались девушки и женщины, делали из соломы куклу с руками, надевали на неё женскую рубаху и сарафан, на голову повязывали платок. Одну из женщин рядили попом. Две участницы брали «Масленицу» под руки и под предводительством импровизированного попа отправлялись в путь от одного конца деревни до другого, распевая различные песни. На обратном пути «Масленицу» сажали на палки, накрывали пелёнкой. Дойдя до конца деревни, процессия останавливалась. Куклу-«масленицу» со смехом раздевали, растрепывали и разрывали. Во время похорон пелись веселые песни.[3]

4) Игра.

Традиционная народная игра имеет свои правила, свою сюжетную линию, которая может лечь в основу танца. Важно отметить, что постановка танцевального номера на основе фольклорного материала в детском хореографическом коллективе является наиболее предпочтительным вариантом. Это обусловлено тем, что игровая тематика близка и понятна детям, а также данный репертуар соответствует возрастным особенностям участников коллектива.

В Кировском и Людиновском районах записана игра «Хороню кольцо». Водящий незаметно от других участников игры должен положить кольцо в руки кому-то из играющих, которого нужно было отгадать.

Хыраню кальцо, пыхыранею

Я па девушкам, пы молодушкам.

Я па жилинским девчатам, а па саванским рибятам.

Пал, пал перстень у калинушку, у малинушку

Ю черныю смародину.

А вам не угыдать, а мне не укызать.

Гыдай, гыдай, девица, идее кальцо дениться.

Гыдай, гыдай красныя, идее кальцо ясныя.[4]

5) Сюжет песни.

Танец всегда был неразрывно связан с песней. Известно достаточно много вариантов, где танец иллюстрирует слова песни, разыгрывается сюжет песни. Например, распространенные практически на всей территории России хороводы из цикла, посвящённого земледельческой теме: «А мы просо сеяли», «Лен» (Научи меня, мати) и т.д. Или калужский хоровод «Под белою березою», где песня и хоровод разыгрывался.[5]

 

6) Образ в основе танца: «Плетень», «Лебедушка», «Уточка», «Селезень».

 

7) Объекты декоративно-прикладного творчества.

Традиционная Хлудневская игрушка, которая живёт в Думиничском районе Калужской области, не раз становилась гостьей на сцене, благодаря танцевальным коллективам.

Заикин Н.И. приводит пример, как фрагмент вышивки, её орнамент становится идеей для рисунка танца.[6]


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!