Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 219 страница



Сообщено А. Шпеером в личной беседе.


 

349


жил и действовал. В дополнение к некрофилии Гитлер может служить также примером садистского типа личности, хотя черты садиста затме­ вает в нем всепоглощающая, неприкрытая страсть к разрушению. По­ скольку я уже анализировал садо-мазохистский авторитарный тип лич­ ности Гитлера (101, 1941а), я ограничусь здесь лишь краткими вывода­ ми. Все, что писал и говорил Гитлер, выдает его стремление властвовать над слабыми. Вот, например, как он объясняет преимущества проведе­ ния массовых митингов в вечернее время:

 

По утрам и даже в течение дня человеческая воля гораздо сильнее сопротивляется попыткам подчинить ее другой воле и чужим мнениям. Между тем вечером люди легче поддаются воздействию, которое оказы­ вает на них более сильная воля. В самом деле, каждый митинг — это борьба двух противоположных сил. Ораторский дар, которым обладает более сильная, апостольская натура, в это время дня сможет гораздо легче захватить волю других людей, испытывающих естественный спад своих способностей к сопротивлению, чем это удалось бы сделать в дру­ гое время с людьми, еще сохраняющими полный контроль над энергией своего разума и воли (134, 1933).

 

Вместе с тем, со свойственной ему махозистской покорностью, он считал, что действует, подчиняясь высшей силе, будь то провидение или биологические законы. Как-то в одной фразе он выразил и свой садизм,

 

свою некрофилию: ’’Все, чего они (массы) хотят, это чтобы победил сильный, а слабый был уничтожен или безжалостно подавлен” (134, 1933, с. 372). Садист сказал бы просто: 'подавлен''. Только некрофил мог потребовать ’’уничтожения”. Союз ’’или” в этой фразе указывает на связку садизма и некрофилии как разных сторон личности Гитлера. Однако у .нас есть убедительные свидетельства, что страсть к уничтоже­ нию была в нем сильнее, чем страсть к подавлению.

Тремя другими чертами его характера, тесно связанными между собой, были его нарциссизм, уход от реальности и абсолютное отсутст­ вие способности любить, дарить тепло и сопереживать.

 

Нагляднее всего в этой картине проявляется нарциссизм^. Все типич­ ные симптомы нарциссической личцости были у Гитлера налицо. Он интересовался только собой, своими желаниями, своими мыслями. Он мог до бесконечности рассуждать о своих идеях, своем прошлом, своих планах. Мир был для него реальным лишь в той мере, в какой он являлся объектом его теорий и замыслов. Люди что-нибудь для него значили, только если служили ему или их можно было использовать. Он всегда знал все лучше других. Такая уверенность в собственных идеях и постро­ ениях — типичная примета нарциссизма в его законченном виде.

 

 своих суждениях Гитлер опирался в основном на эмоции, а не на анализ и знание. Вместо политических, экономических и социальных фактов для него существовала идеология. Он верил в идеологию, по­скольку она удовлетворяла его эмоционально, а потому верил и в фак­ ты, которые в системе этой идеологии считались верными. Это не означает, что он вообще игнорировал факты. В каком-то смысле он был очень наблюдательным и некоторые факты мог оценивать лучше, чем многие люди, свободные от нарциссизма. Но эта способность, которую мы еще обсудим, не исключала того, что многие его фундаментальные представления имели абсолютно нарциссическую основу.

 

Ханфштенгль описывает ситуацию, в которой весь нарциссизм Гит­ лера раскрывается как на ладони. Геббельс велел сделать для себя


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!