Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 217 страница
*Весьма красноречивое проявление его ’’орально-садистского”, эксплуата торского характера.
По свидетельству Шпеера, в Берлине застольные разговоры были столь же скучными и тривиальными. Гитлер ’’даже не пытался избегать частых повторов, которые ставили слушателей в неловкое положение”.
1941—1942 гг. в застольных беседах с генералами, происходивших в его штаб-квартире, Г итлер всеми силами старался произвести на своих гостей впечат ление своей эрудицией. Беседы эти состояли из его длиннейших монологов, касавшихся буквально всего на свете. Это был тот же Гитлер, который в свое время разглагольствовал перед подонками в Маннергайме. Теперь его слушали руководители немецкой армии. К этому времени он стал более уверен в себе, его кругозор в результате многолетнего чтения, несомненно, расширился. Но сужде ния не стали глубже. И в принципе изменения эти были вполне поверхностными.
|
|
|
|
347
ся мир для того, кто умеет использовать это чувство... Красота должна властвовать над людьми... Когда закончится война, я хочу посвятить пять или десять лет размышлениям и литературной работе. Войны приходят и уходят. Остаются только ценности культуры...” Он заявлял
|
|
своем желании положить начало новой эре терпимости и одновремен но обвинял евреев в том, что с помощью христианства они посеяли нетерпимость (216, 1965, с. 168).
Вытеснение деструктивности
Рассуждая таким образом, Гитлер, пожалуй, на сознательном уровне
не лгал. Он просто входил в свои прежние роли ’’художника” и ’’писа теля”, ибо так никогда и не признал своей несостоятельности в этих областях. Однако такого рода высказывания имели еще одну, более важную функцию, имевшую прямое отношение к ’’стержневым” свойст вам его характера. Функция эта заключалась в вытеснении мысли о соб ственной деструктивности. Прежде всего в форме рационализации. Вся кое разрушение, которое производилось по его приказу, имело рацио нальное объяснение: все это делалось во имя спасения, процветания
|
|
триумфа немецкого народа и с целью защиты от врагов — евреев, русских, а затем англичан и американцев. Он просто повиновался биоло гическому закону выживания. (’’Если я и верю в какую-нибудь божест венную необходимость, то это необходимость сохранения видов” [216, 1965, с. 84].) Иначе говоря, отдавая разрушительные приказы, Гитлер был убежден, что намерения его благородны и что он просто исполняет свой ’’долг”. Но он упорно вытеснял из своего сознания собственное стремление к разрушению, избегая таким образом необходимости глядеть в лицо подлинным мотивам своих действий.
Еще более эффективным способом вытеснения являются определен ные реактивные образования. Явление это хорошо известно в клиничес кой практике: человек как бы отрицает какие-то черты своего характера, развивая в себе прямо противоположные качества. Примером реактив ного образования было вегетарианство Гитлера. Не всякое вегетариан ство выступает в такой функции. Но у Гитлера это, по-видимому, было именно так, ибо он перестал есть мясо после самоубийства своей пле мянницы Гели Раубаль, которая была его любовницей. Как показывает все его поведение в тот период, событие это вызвало у него острое чувство вины. Даже если исключить высказывавшиеся в литературе предположения, что он сам убил ее в припадке ревности к одному еврейскому художнику, — для этой версии нет доказательств, — все равно есть основания винить в этой смерти Гитлера. Он держал ее взаперти, был необычайно ревнив и в то же время с увлечением ухажи вал за Евой Браун. После смерти Гели он впал в депрессию и устроил своеобразный поминальный культ: ее комната оставалась нетронутой, пока он жил в Мюнхене, и он посещал ее каждое Рождество. Отказ от мясной пищи был, несомненно, искуплением вины и ’’доказательством” его неспособности к убийству. Возможно, тем же объясняется и его нелюбовь к охоте.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!