Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 92 страница
людей потребность в этих ужасных впечатлениях, можно судить по тем миллионам долларов, которые средства массовой информации зараба тывают на продаже продукции этого типа.) Теперь уже точно известно, что многие браки не распадаются потому, что дают возможность суп ругам, подчиняя или подчиняясь, постоянно переживать и воспроиз водить такие состояния, как ненависть, скандалы, издевательства и уни жения. То есть супруги остаются рядом не вопреки, а благодаря своим схваткам. И то же самое можно сказать о мазохизме: потребность
|
|
страдать и подчиняться частично тоже определяется потребностью
возбуждении. Мазохист страдает оттого, что ему не удается самосто ятельно пережить волнение (возбуждение) и ’’выдать” непосредственную реакцию на нормальное раздражение (стимул). Однако он все же может отреагировать и взволноваться, если стимулирующий субъект превос ходит его по силе и привлекательности, а главное — способен навязать ему свою волю и заставить подчиняться.
|
|
Хроническая депрессия и скука (тоска)
Проблема стимулирования (возбуждения) тесно связана с феноменом, который не имеет ни малейшего отношения к возникновению агрессии и деструктивности: речь идет о скуке (тоске). С точки зрения логики
|
|
211
феномен скуки следовало бы рассматривать в предыдущей главе вместе
другими причинами агрессивности. Однако это было невозможно, ибо необходимой предпосылкой для понимания феномена скуки является анализ проблемы стимулирования.
По отношению к проблеме скуки и возбуждения следует различать три категории лиц: 1. Люди, способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают скуки. 2. Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в вечной смене раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но, поскольку они умеют ее компенсировать, они ее не осознают. 3. Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным раз дражителем. Это люди больные; время от времени они остро сознают свое душевное состояние, но часто они даже не понимают, что больны. Этот тип скуки принципиально отличается ot предшествующего, бихеви ористски описанного типа, когда скучает тот, кто в этот момент не получает достаточного стимулирования, однако он вполне способен на реакцию, как только скука его будет компенсирована.
|
|
третьем случае скуку не компенсируют. Мы говорим здесь об ипохондрии в ее динамическом, характерологическом смысле, и ее мож но было бы описать как состояние хронической депрессии. Однако между компенсированной заторможенностью и некомпенсированной хронической угрюмостью существует чисто количественное различие.
в том и в другом случае соответствуюпщй человек страдает от недостатка продуктивности. В первом случае, правда, есть возможность
помощью соответствующих раздражителей избавиться от данного синдрома (хотя при этом причина остается), во втором случае оказыва ется невозможно освободиться даже от симптомов.
Различие затрагивает сферу употребления слова ’’скучный”. Если кто-то говорит: ”Я подавлен”, то это относится к душевному состоянию. Если же кто-то говорит: ”Я чувствую такую тоску (мне так скучно)”, то, как правило, он имеет в виду окружающую обстановку; он хочет сказать, что окружение не дает ему достаточно интересных и развлекающих стимулов. Когда же мы говорим о ’’скучном человеке”, то мы имеем в виду личность в целом, и прежде всего ее характер. Мы не хотим этим сказать, что данный человек именно сегодня скучен, поскольку он не рассказывает нам интересных историй. Если уж мы говорим о ком-то: ”Он скучный человек”, то мы имеем в виду, что он скучен как личность. В нем есть что-то безжизненное, мертвое, неинтересное. Многие люди готовы признаться, что испытывают скуку (что им скучно); но вряд ли кто согласился бы, чтобы его назвали скучным.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!