Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 89 страница



 

Наблюдения повседневной жизни показывают, что человеческий ор­ ганизм (так же точно, как животный) нуждается не только в некотором минимальном отдыхе, но и в некотором (хоть минимальном) количестве волнения (возбуждения). Мы видим, что <1еловек жадно ищет возбужде­ ния и непосредственно реагирует на него. Перечисление стимулов и раз­ дражителей не имеет смысла, этот список практически бесконечен.

 

Отдельные индивиды (и целые культуры) отличаются друг от друга только с точки зрения основных способов и приемов стимулирования возбуждения (волнения). Катастрофа, убийсггво, пожар, война и секс

 

— вот одни источники волнений, но, с другой стороны, такими источни­ ками являются любовь и творческий труд. Греческая трагедия наверняка была для зрителей не менее мощным источником эмоций, чем садистс­ кие представления в римском Колизее (хоть и каждый на свой лад). Различие это очень важно, хотя до сих пор ему не уделялось достаточно­ го внимания. И я считаю, что стоит немного остановиться на этом вопросе, пусть и придется для этого сделать некоторое отступление.

 

 литературе по психологии и нейрофизиологии понятие ’’стимул” означает почти исключительно то, что я здесь называю словами ’’про­ стой стимул”. Когда человеку грозит опасность, он реагирует прямо

 

непосредственно, почти рефлекторно, — ибо эта реакция происходит на основе его нейрофизиологической организации. То же самое относит­ ся и к другим естественным потребностям (голод, жажда и в какой-то

 

‘Я должен выразить благодарность доктору Хиту с кафедры психиатрии Тюленского университета (Новый Орлеан, шт. Луизиана), который показал мне несколько ’’кататонских” обезьян.

 

благодарен доктору Д. Е. Шехтеру за предоставленную возможность воспользоваться его рукописью.


 

208


мере — секс). В этом случае человек реагирует (reagiert), но не. воодушев­ ляется (agiert), т. е. не проявляет активности, выходящей за рамки ’’минимальной нормы” (которая нужна, чтобы убежать, напасть или прийти в состояние сексуального возбуждения). Можно даже в этом случае сказать, что при таком типе реакции реагирует не сам человек,

 

его мозг или весь его физиологический механизм, который выполняет эту функцию за него.

Однако часто остается без внимания тот факт, что существуют еще и другие способы возбуждения, другие стимулы^ которые вдохновляют человека, заставляют его трепетать. Таким источником воодушевле­ния (вдохновения, восторга) может стать, например, ландшафт, музыка, прочитанный роман или встреча с любимым человеком, новая идея или удачные стихи. Любой из этих объектов вызывает у человека не простые,

сложные эмоции; они требуют такой реакции, которую можно назвать **сопереживанием*'. В этом случае от нас ожидается такое поведение,которое демонстрирует активный интерес к ’’своему объекту”, стремле­ ние открывать в нем все новые грани (при этом он уже перестает быть просто объектом), а происходит это по мере того, как мы все более пристально и внимательно всматриваемся в него. И мы сами перестаем быть пассивным объектом, на который воздействует раздражитель (сти­ мул) и который ’’пляшет под чужую дудку”. Вместо этого мы сами проявляем свои способности и свое отношение к миру. Мы проявляем творческую активность.

 

Таким образом, простой стимул вызывает к жизни влечение, т. е. здесь можно сказать ’’меня влечет”, а вдохновляющий стимул мобилизу­ ет стремление, т. е. такую реакцию, в ходе которой человек активно устремляется к определенной цели.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!