Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 49 страница




 

164


ли любой внешне несчастный случай на деле результатом неосознанной мотивации агрессора? Такой ход рассуждений должен был бы снизить число случаев непреднамеренных агрессивных действий. Однако такой подход был бы догматическим упрощением ситуации.

 

Игровая агрессия

 

Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, лов­ кость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели

 

никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Фехтование, стрельба из лука или сражение на мечах развились из потребности поразить врага, но сегодня они полностью утратили эту свою функцию

и превратились в виды спорта. Например, сражение на мечах

дзэн-буддизме доведено до подлинного искусства, которое требует огромной ловкости, полного владения своим телом, а также полной концентрации. Все эти качества необходимы еще в одном искусстве, которое внешне не имеет ничего общего с боевым, а именно в церемонии чаепития. Мастер дзэн в сражении на мечах не испытывает ненависти

 

желания убить или ранить. Он просто точно выполняет свои движения,

если противник его оказывается убит, то это лишь оттого, что он ’’неудачно выбрал место”*. И если представитель классического психо­ анализа будет утверждать, что в основе подобного убийства может лежать неосознанный мотив бойца (ненависть и желание уничтожить противника), то я скажу: это его дело, однако подобная аргументация свидетельствует лишь о том, что ее^ носитель не имеет ни малейшего представления о духе дзэн-буддизма*.

 

Лук и стрелы тоже когда-то были оружием защиты и нападения, а сегодня это чистое искусство^. И в западных культурах мы наблюдаем тот же самый феномен в отношении к фехтованию и сражению на мечах, которые также стали видами спорта. И хотя здесь отсутствуют духовные аспекты боевого искусства дзэн, все равно оба эти вида спорта исключа­ ют намерение нанести вред сопернику. Здесь уместно вспомнить, что

 

у первобытных народов соревнования по борьбе в первую очередь служили демонстрации ловкости и мастерства, а выражение агрессив­ ности отходило на второй план.

 

Агрессия как самоутверждение

 

Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять

 

самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова ’’агрессия”: в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает ’’шаг”, а ad — ”на”), т. е. получается что-то вроде ’’двигаться на”, ”на-ступать”). Aggredi — это непереходный глагол, и потому он напрямую не соединяется с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody ’’нападать кого-либо”.

 

первоначальном значении слова ’’быть агрессивным” означали нечто вроде '^двигаться в направлении цели без промедления, без страха

сомнения**.

 

*Из личной беседы с ныне покойным д-ром Д. Т. Судзуки.

 

^См. инструктивную книжечку Херригела ’’Дзэн в искусстве стрельбы из лука”.


 

165


Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение

 

наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрес­ сивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужс­ кие гормоны нередко вызывают агрессивность. При этом следует учиты­ вать, что главное различие между мужчиной и женщиной заключается

 

их разных функциях во время полового акта. Анатомические и физиоло­ гические особенности мужчины обусловливают его активность и способ­ ность к вторжению без промедления и без страха, даже если женщина оказывает сопротивление. Поскольку сексуальная способность мужской особи имеет важное значение для продолжения жизни рода, неудивитель­ но, что природа снарядила самца особенно высоким потенциалом агрес­ сивности. Многие исследователи приводят вроде бы убедительные под­ тверждения этой гипотезе. В 40-е гг. было проведено много исследований для установления связи между агрессией и кастрацией самца, или между агрессией и инъекцией мужских гормонов кастрированным самцам*. Один из классических экспериментов описал Биман. Он доказал, что взрослые самцы мышей (25 дней от роду) после кастрации в течение какого-то времени вели себя более миролюбиво, чем до кастрации. Когда же им делали после этого инъекцию мужских гормонов, они снова начинали драться. Биман также показал, что мыши не переставали быть драчливыми после кастрации, если им после операции не давали возмож­ ности успокоиться, а, наоборот, натравливали их на обычные стычки (23, 1947). Это говорит о том, что мужской гормон выполняет роль стимуля­ тора агрессивного поведения, но вовсе не является единственным услови­ем, предпосылкой, при отсутствии которой агрессия вообще исключена.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!