Творчество великих живописцев



 Антуан Ватто, родившийся в 1684 году упоминался как основоположник и крупнейший мастер стиля рококо в изобразительном искусстве. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, - "галантное празднество" или, по меткому выражению из стихотворения Валерия Брюсова, «век суетных маркиз», где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. Картины Ватто, хоть и красочны, но  крайне искусственны (любовные театральные сцены), и  под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи.

 

Антуан Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ не позволяет сделать определённых выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок  более свежим и легким. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты.

 

Рисунок Ватто всегда лёгок, динамичен, его линии – прихотливы и мелодичны. Ватто первым обозначил рокайльную цветовую гамму: избегая контрастных сочетаний и локальных цветов, он предпочитал богатые, сложные и утончённо-изысканные созвучия оттенков, делал многослойные лессировки, создавал особую мерцающую фактуру. Несмотря на неприятие и непонимание со стороны многих современников и ближайших потомков

Сейчас творчество Антуана Ватто признано одной из вершин искусства XVIII века; как рисовальщик и колорист он опередил своё время – влияние Ватто ощутимо не только в живописи его соотечественников Буше и Фрагонара.Самыми известными картинами Антуана Ватто являются: «Жиль», «Меццетен», «Капризница», «Отплытие на остров Цитеру», «Лавка Жерсена».

 

Картина «Жиль», написанная в 1719 году – это история не о персонаже комедии масок, не о самом Пьеро как таковом. Это – история об актёре, «ряженом под Пьеро» и его человеческом одиночестве вне сцены. Актёры на втором плане веселы, они улыбаются и балагурят. Жиль – одинок. Его печальное растерянное лицо как бы говорит: я не знаю, кто я вне этого костюма, вне сцены. И, видимо, оттого так безвольно опущены его руки.

История стиля "рококо"

Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего

рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-

официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем

убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во

французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления

короля-Солнца

История стиля "рококо"

Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего

рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-

официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем

убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во

французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления

короля-Солнца

натуралистично

выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент.

Встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты:

Элементы стихии и Времена года.

 

 

 

 

Меццетен с картины Антуана Ватто – это один из персонажей итальянской комедии дель арте. Он не столь широко известен, как Пьеро, другой частый гость в творчестве Ватто. Психологически Меццетен – его полная противоположность. Пьеро печален, Меццетен брав. Пьеро беззащитен – Меццетен коварен и кого хочешь обведёт вокруг пальца. Пьеро вечно страдает от одиночества и неразделенной любви, а Меццетен – дамский угодник и интриган, каких поискать.

  Правда, на картине Ватто у Меццетена есть и кое-что общее с вечно отвергаемым Пьеро. Знатоки полагают, что Меццетен под гитару поёт песню о своей горькой неразделённой любви. Эта ситуация подаётся художником с замечательной иронией, исключающей всякий мелодраматизм: в глубине полотна, в кустах мы видим чью-то спину. Вероятно, это и есть предмет воздыханий Меццетена. Приглядевшись, мы поймём, что это, скорее всего, статуя. Посмотрев на Меццетена мы сразу можем заметить характерные для рококо черты – беззаботность, мягкость и пластичность поз, а также выражение лица, которое даёт нам понять о печали Меццетена.

 

 

Франсуа Буше , родившийся в 1703 году писал аллегории, мифологические и жанровые сцены. Он также знаменит своими пасторальными пейзажами и портретами мадам де Помпадур. Буше работал в декоративно-прикладном жанре: разрабатывал декорации для спектаклей, эскизы для шпалер, расписывал фарфор. Чувственность, жизнерадостность, легкость и даже легкомысленность, изящный колорит (в основе которого - светлые оттенки розового и синего), округлость и асимметричность линий, смелые композиционные решения и динамичный мазок наполняют движением даже самые спокойные, безмятежные картины Франсуа Буше. Самыми известными картинами в творчестве Франсуа Буше являются: "Купание Дианы", "Портрет мадам де Помпадур" и "Геркулес и Омфала".

«Портрет мадам де Помпадур» по праву является известным произведением Франсуа Буше, ведь госпожа де Помпадур любила стиль рококо, а Буше считала гениальным художником. Не мудрено, что именно ему она доверяла писать портреты. С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре. Из-за банного этикета, который ввела мадам де Помпадер, Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.

    

 

Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит. А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. Если в чем-то Буше и можно упрекнуть за этот портрет, то это сделала в частных письмах сама маркиза: «Он рисует меня красивой, но не слишком-то похожей». Что ж, холодный и трезвый ум – это именно то, что позволило мадам де Помпадур остаться в истории.

Несомненно, многочисленные портреты мадам де Помпадур часто изображалась на полотнах Франсуа Бурже, и являлись эталонными, а также значимыми в карьере Буше. Но у него также есть ещё одна картина, узнаваемая многими: портрет мадам Бержере - один из интереснейших в творчестве мастера. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Предполагается, что это одна из трех жен Бержере де Гранкура - коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше, или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. Произведение построено на сочетании мягких серебристо-оливковых тонов, характерных для живописи XVIII века

 


Портрет мадам Бержере , 1766    
Портрет маркизы де Помпадур, 1756


Жан Оноре Фрагонар последний из плеяды великих художников рококо. Забегая вперёд, можно сказать, что стиль рококо нашёл во Фрагонаре своё высшее выражение и – свой конец. Художник стал прямым наследником французских виртуозов рококо двух предыдущих поколений – Антуана Ватто и Франсуа Буше. Фрагонар не стремился перенять меланхолическую утонченность и психологизм Ватто, но с лихвой компенсировал их своей заразительной, искрящейся жизнерадостностью. Он уступал Буше в декоративности, зато выигрывал в экспрессии и изобретательности живописи. То, что его истинное призвание – картины игриво-эротического характера, Фрагонар понял почти сразу. Однако официальная карьера требовала проявить себя в серьёзном жанре. С этой целью он написал картину «Корез и Каллероя», но потом всё же раздумал становиться академиком.

Стиль Фрагонара – лёгкий, утончённый, праздничный – находит множество поклонников. Фаворитка короля маркиза Дюбарри заказывает ему «Любовные приключения» – серию из нескольких огромных картин. Фрагонар принимает заказы на портреты и пейзажи. Но не они становятся знаковыми вещами художника. Более всего Фрагонар знаменит своими пикантными сценами – галантными («Поцелуй украдкой», «Качели») или откровенно эротическими («Стянутая рубашка», «Девушка с собачкой», «Задвижка»).

 

 

Поцелуй украдкой» Фрагонара - это блестящая вариация любовного сюжета. Девушка стремительно выбежала из залы, где собралось общество, чтобы взять свой шарф, и в ту же минуту, еще не успев опомниться, оказалась в объятиях возлюбленного. В выражении лица героини читается недоумение, заметно, что она еще не переключилась с атмосферы раута, идущего в гостиной. Она буквально застигнута врасплох. И эту атмосферу неожиданности, ощущение внезапности мгновения Фрагонару великолепно удаётся запечатлеть.

 Живописная манера, в которой выполнен «Поцелуй украдкой», совсем не характерна для Фрагонара. Его творческим почерком никогда не была подобная «гладкопись» - скорее наоборот. Фрагонар всегда работал очень быстро, его кисть была легкой и стремительной, и многие из его работ казались современникам незавершенными, эскизными – как, например серия «фантастических портретов», называемых еще «экспрессивные головы» По всей видимости, эта манера письма, которую поздний Фрагонар пытался усвоить и применить, связана с новыми художественными запросами в искусстве Франции, когда доминирующим направлением стал неоклассицизм с его приоритетом четких линий и реалистической передачи фактур. Фрагонар понимает, что стиль рококо, с которым он сроднился, уходит в прошлое, но мужественно пытается модифицировать своё искусство в соответствии с актуальными веяниями.

 

 

 

«Качели» – не просто самое известное, а поистине знаковое произведение Жана Оноре Фрагонара. Мы произносим «Фрагонар» и подразумеваем «Качели» – и наоборот. Тем удивительнее, что писать картину на этот пикантный сюжет заказчик поначалу предлагал совсем другому художнику.

  Один из богатейших финансистов Франции барон Сен-Жюльен однажды захотел сделать приятное своей любовнице. Прямо в их тайное гнёздышко для свиданий он пригласил художника, как раз находившегося в зените славы. Нимало не смущаясь неприличием ситуации, Сен-Жюльен стал излагать идею: «Хочу, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. Ну, а меня разместите на холсте так, чтобы я мог лицезреть ножки этого очаровательного создания!»

  Габриель Франсуа Дуайен буквально оцепенел от вопиющей непристойности предложения,но он заметил, как к месту была бы на картине взвившаяся в воздух туфелька, а ловить её бросились бы амуры. Но тут же спохватился: нет, это противоречит его принципам! Он намеревался хлопнуть дверью, как вдруг его осенило: ведь можно переадресовать заказ Фрагонару. История расставила приоритеты так, что имя и творчество Дуайена теперь известны разве что знатокам, в то время как «Качели» Фрагонара воспринимаются как настоящий символ французской культуры.

  Много лет назад Фрагонар уже писал галантную сценку под названием «Качели». В то время он был учеником Франсуа Буше и стремился во всём подражать своему блестящему наставнику. Сравнивая ранние и поздние «Качели», можно увидеть, как возросло мастерство Фрагонара, насколько изощрённее стали его композиционные возможности, виртуознее кисть, изысканнее колорит.

  На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Некто неопределённого возраста – возможно, слуга или даже муж кокетки – тянет за верёвку, раскачивая качели, а с другой стороны, за живой изгородью притаился её счастливый любовник. Пикантность ситуации не только в том, что он наблюдает изящные ножки, белые чулки и даже красную подвязку на одном из них, но и в том, что раскачивающий качели о присутствии рядом возможного соперника даже не догадывается. Куст шиповника надёжно скрывает его от посторонних глаз, а стоящий на пьедестале скульптурный амур приложил палец к губам, выражая этим своё полное содействие влюблённым. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей».

  Всё здесь проникнуто эротическим током стиля рококо. И всё подчинено характерным для рококо причудливо изогнутым линиям: пенится кружевами бело-розовое платье, напоминающее облако, изящно изгибаются ветви деревьев и даже туфелька, похоже, летит по витиеватой рокайльной траектории. Мы произносим «рококо» – и сразу же рисуем в уме «Качели». Мы говорим «Счастливые возможности…» – и подразумеваем «Фрагонар».

 

 

Заключение

Стиль рококо несомненное имеет значимое место в истории искусств и многие незаслуженно оставляют его в тени барокко. Проанализировав сходства и различия стилей рококо и барокко можно заметить схожесть обоих стилей, но уж точно рококо не может быть «временем испорченного вкуса». Вычурность и кричащие цвета сменились мягкостью, элегантностью и некой кокетливостью.

Рококо стал двигателем моды и этот стиль прославляли такие известные личности как маркиза де Помпадур, Людовик XV, Оноре Фрагонара, Франсуа Буше и Антуан Ватто. Почти все эти исторически значимые личности сыграли огромную роль в развитии и, к сожалению, угасании стиля рококо. Они сделали рокайль стилем, которым не был блеклым на фоне барокко.

Для себя я выделила причины, по которым мне импонирует этот стиль; благодаря рокайлю в наш обиход внедрилось множество вещей, элементов декора и способов написания картин, что является одной из причин. Хоть в наше время между элегантным рококо и современным минимализмом многие выберут второй стиль, рокайль всё же имеет право не только на существование, но и на использование его в нашей окружающей среде.

 

Список источников

1. Рококо. — Текст : электронный // Живопись мира : [сайт]. — URL: https://www.zhivopismira.ru/press/rococo.php (дата обращения: 14.06.2021).

2. Значение слова РОКОКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ. — Текст : электронный // РОКОКО : [сайт]. — URL: https://slovar.cc/enc/bse/2036914.html (дата обращения: 14.06.2021).

3. РОКОКО́. — Текст : электронный // Большая российская энциклопедия : [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/3513647 (дата обращения: 14.06.2021).

4. История стиля "рококо". — Текст : электронный // Смекни! : [сайт]. — URL: https://smekni.com/a/216114/istoriya-stilya-rokoko/ (дата обращения: 14.06.2021).

 

5. Рококо.Литературная энциклопедия. — Текст : электронный // Gufo.me : [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia/%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BE (дата обращения: 14.06.2021).

6. Екатерина, Пигасова Основная тематика рококо – РОКОКО: истоки, эстетика и характерные черты стиля / Пигасова Екатерина. — Текст : электронный // ЛедянойПоход.РФ : [сайт]. — URL: https://xn--d1aabrhohbai1e3f.xn--p1ai/raznoe/osnovnaya-tematika-rokoko-rokoko-istoki-estetika-i-xarakternye-cherty-stilya.html (дата обращения: 14.06.2021).

7. Арт-новости, знания, энциклопедия. — Текст : электронный // artchive : [сайт]. — URL: https://artchive.ru (дата обращения: 14.06.2021).

8. Антуан Ватто — мастер галантной французской живописи. — Текст : электронный // Very Important Lot : [сайт]. — URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/antuan-vatto-biografiya-tvorchestvo-kartiny-khudozhnika (дата обращения: 14.06.2021).

9. Стиль рококо и барокко в архитектуре: чем отличается, история, характеристики и примеры. — Текст : электронный // InteriorHi : [сайт]. — URL: https://inthi.ru/arhitektura/barokko-i-rokoko (дата обращения: 14.06.2021).

10. История появления стиля рококо. — Текст : электронный // Великая французская революция : [сайт]. — URL: http://larevolution.ru/books/rokoko.html (дата обращения: 14.06.2021).

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!