Особенности рококо: его колорит, и основные мотивы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Севастопольский Государственный Университет»

Кафедра «Истории Искусств»

Реферат на тему: «Стиль рококо в истории искусств»
Выполнила студентка группы Д/б -20-1-о Дубицкая Анна Сергеевна Проверил преподаватель:  
Попкова Мария Дмитриевна  


Содержание

Введение………….………………………………………………………….……3

Происхождение рококо…………………………………………………..…...4-5

Особенности рококо: его колорит и основные мотивы…………….…...5-6

Стиль шинуазри ……………………………………………………………........7

Социальные предпосылки стиля……………….……………….……………....7

Преобладающие черты и сюжеты………………….…...……………….….…..8

Рококо в живописи, скульптуре и графике………………...…………….....8

Рококо в интерьере……………………………………………………………9-11

Отличие рококо от барокко………………………………………………...…..12

Маркиза де Помпадур…………………………………………………………...13

Творчество великих художников эпохи рококо…………………………....14

Антуан Ватто………………………………………………………………..14-16

Франсуа Буше……………………………………………...………………17-19

   Оноре Фрагонар……………………………………………………..….20-24

Заключение..………………………...……………………………….................25

Список источников информации ……………………………...…………25-26

 

Введение «Искусство есть в существе своём движение и начинается от желания лучшего: хочется лучшего, чем данное»  М. Пришвин История искусства невероятно богата и своеобразна: начиная с аскетичности и строгости средневековых обликов, продолжая пёстрым и кричащими сюжетами в эпоху Возрождения , и подходя к современному, спокойному и лаконичному минимализму, мы можем отслеживать не только как история искусств развивалась, но также понять что являлось значимым во времена рококо История рококо не является исключением, ведь она также имеет свои истоки развития, «законодателей» эпохи, а также характерные особенности, которые использовались не только в живописи, но были широко распространены в моде, ли­те­ра­ту­ре, му­зы­ке и интерьере того времени. Одни высмеивали рококо, называя этот стиль «временем испорченного вкуса» и считая, что этот стиль не имеет права на отдельное от барокко существование, другие были поражены его изяществом и кокетливостью, что привлекло к созданию многих известных архитектурных и живописных шедевров. Стиль рококо для многих был как бы «убежищем» от суровой реальности того время, в идеалистический мир театрализованной игры, что являлось спасением для знати того времени.    

 


 


Происхождения стиля рококо

Рококо, возникший  во Франции в начале XVIII века, и ставший визитной карточкой эпохи Людовика XV, часто так и называе — стиль Людовика XV. Изначально, термин рококо использовали с негативным оттенком так как в то время был распространен другой стиль – барокко. В XIX в. стиль рококо правомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Действительно, Рококо хронологически следует за барокко, но и внутренняя суть, и внешние проявления этих стилей совершенно различны. Стиль возник в рамках тяги аристократии к созданию идеализированного мира. Если сравнивать барокко и рококо, то в эпоху барокко знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству. Но в эпоху рококо, французская знать в начале восемнадцатого века просто устала все время находится в такой тяжеловесной обстановке, поэтому вельможам захотелось легкости и веселья, но с учётом того, чтобы вечный праздник всегда подчеркивала все та же роскошь. Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца

 Название рококо является составным словом из двух других: «барокко» и «рокайль». Непосредственно сам термин рококо вошел в употребление лишь в начале XIX века. Французское слово «rocaille» переводится как ракушка, коралл, обломки скал. У многих сразу же возникает вопрос: «А почему именно «ракушка»? Дело в том, что первые элементы этого стиля появились в декоре парковых гротов — их декорировали камнями, обломками скал, морскими раковинами. На этом фоне возник характерный элемент декора — рокайльный завиток. Изначально, рококо появился в декоре, а визитной карточкой стал самый яркий элемент декора – завиток в виде морской раковины, а позже появились изящные орнаменты и различные S- и образные завитки.  А типичный орнамент называется рокайль — это слово легло в основу термина «рокайльный». Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель («хрящ») и ормушль («ушная раковина»).

Хочется отметить, что эпоха рококо – это стремление к свободе и непринуждённости, освобождение от канонов и требований, то есть уход от стиля барокко, который на тот момент находился в расцвете. Эта эпоха зародилась на почве декаданса феодально-дворянской культуры.       

Своего наиболее полного выражения он достиг во Франции, где последний век «старого порядка» был в то же время веком пышного цветения аристократического искусства, вызывавшего восхищение и подражание дворянской Европы. Это было искусство, отмеченное печатью высокого мастерства, изумляющее своей грацией и изяществом, однако идейно опустошенное, болезненно-хрупкое, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни; как в башне из слоновой кости, оно замкнулось в узких пределах будуара и спальни. Триумфы рококо при одновременной деградации классицизма ясно свидетельствовали о том, что духи былого величия и героизма отлетали от дворянского искусства. Люди того времени «погружались» в идеальные и выдуманные миры, чтобы отдалиться от всего происходящего на тот момент: повсеместная разруха, финансовый дефицит, конфликты

 

Особенности рококо: его колорит, и основные мотивы

Хоть и стиль рококо был зарождён во Франции ,а популярность заполучил в Италии, в декоре всё же встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты: элементы стихии и времена года, а также   натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Китайские отклики неспроста обрели некую славу в рококо, ведь в это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. На европейский рынок попадают изделия из лака, фарфора, шелка, что формирует вкус к экзотике. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. Это приводит к появлению дешевых подделок лаковых изделий и бело-синего китайского фарфора династии Мин в европейских странах. Вначале они достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно все больше отходят от оригинала и создают стиль шинуазри. В интерьерах стали появляться передвижные ширмы, которые позволяют визуально изменять пространство, лакированная мебель китайских мастеров, гобелены с изображениями людей в китайской одежде, цветов и пагод.

Шинуазри —это ветвь стиля рококо, для которого характерно не только излишество, но также экзотика. Французский подход к помпезной классике смешасля с причудливыми китайскими мотиувами и получился этот новый стиль. Красивое французское слово шинуазри в переводе с французского на русский звучит не слишком лестно — «китайщина». Эта стилистика стала популярна в XVIII веке во Франции, а затем и во всей Европе. На фоне увлечения фарфором возник интерес к китайской изобразительной традиции. Расписные китайские ширмы, шёлк ,фарфор ,мебель с золотыми инкрустациями – всё это покорило европейские сердца. Основная и единственная проблема заключалась в том, что все диковинные вещи стоили запредельно дорого, и позволить их себе могли лишь единицы. Не жалея мириться с такой несправедливостью, европейские мастера начали пытаться повторить китайские товары. Тогда и зародился стиль шинуазри.

 

Цветовая гамма состояла в основном из нейтральных оттенков: белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого, но всё же один цвет, который является самым ярким из них – золотой, выбивался из общей нежной картины и приносил некую тяжеловесность общей картине. Типичное сочетание цветов в стиле «рококо»: белое с зеленым, розовым или голубым.

 Одной из причин камерности «стиля рокайля» является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка; этимологически термин «скальный» также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля и носит деструктивный характер. Главная его отличительная особенность это стремление к декоративной эффектности, при этом абсолютно не учитывается целесообразность форм и частей сооружения.

На самом деле прологом к стилю послужило творчество Антуана Ватто, рисовавшего свои картины в самом начале восемнадцатого века. И хотя уже с середины столетия Францию захлестнула мода на классицизм с его античными симметричными орнаментами, рококо уверенно продержался в некоторых гостиных до начала нового века.

В те времена также существовала профессия рокайльщика, чья особенность заключалась в украшении окаменелостями, но в основном ракушками, фонтанные чаши и искусственные гроты. Данное ремесло именовалось как «рокайль». Некоторые рокайльщики настолько преуспели в своей деятельности, что особо удачные элементы оформления перекочевали из садов в интерьеры комнат Но официальное признание для стиля рококо пришло намного позже и вдохновителем направления считают Жана Мейссонье. Именно в его картинах начали появляться асимметричные формы

Стиль Рококо царил во Франции почти шестьдесят лет, оказав большое влияние на европейское искусство. Он дал миру прекрасных мастеров живописи: О.Фрагонара, Ф.Буше, А.Ватто. Темы живописи Рококо – прекрасные дамы и кавалеры, легкий флирт, кокетство, сцены соблазнения. Появился новый жанр живописи – пастораль, изображавший жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. Правда, и пастухи, и пастушки были облачены в бальные платья и вместо выпаса скота занимались чтением, игрой на свирели или легким флиртом. Как и в живописи Барокко были популярны мифологические сюжеты, но круг мифологических героев был, преимущественно, ограничен богиней любви Венерой, нимфами и амурами. И чтобы не говорили впоследствии, период рококо во Франции недаром называли временем Купидона и Венеры.

Социальные предпосылки стиля

Меньше всего дворянство заботилось об интересах государства. Оно жаждало наслаждений и только наслаждений. Оно стремилось превратить свою жизнь в непрекращающийся праздник, не оставляющий места для размышлений и забот. Моральная распущенность становится бытовым явлением — все боги сброшены, безраздельно царят лишь Вакх и Венера. «После нас хоть потоп!», восклицает официальный представитель этого общества. В большом ходу эпикурейские теории, возводящего гурманство в философский принцип, видящего счастье в чувственной любви.

«Давайте петь и веселиться,

Давайте жизнию играть;

Пусть чернь слепая суетится:

Не нам безумной подражать!»

 

Вектор развития стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», - сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни - праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене - померк. Рост общественного влияния женщины, «феминизация» культуры, успехи женщин в самых разнообразных отраслях искусства - об этом свидетельствует вся Европа XVIII столетия. На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи - женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку, что несомненно отображается в образах у художников на их полотнах.

Преобладающие черты и сюжеты

В тематике рококо преобладает культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность. Также играет роль малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века".
Не осталась в стороне и эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!