Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке



Современное дополнительное образование ориентировано на принцип доступности. И. Н. Попова и С. С. Славин считают, что обучаться вокалом и игре на музыкальных инструментах, сегодня могут все желающие, независимо от наличия музыкальных способностей [5]. В музыкальные школы и школы искусств поступают, как одаренные дети, так и дети со слабыми задатками. Занятия по сольфеджио, хору и истории музыки до сих пор осуществляются в групповой форме, а это значит, что неизбежны проблемы в обучении у всех детей. Одаренный ребенок начинает на уроках скучать, когда «слабый» ученик не может освоить материал только потому, что ему необходим индивидуальный подход в обучении, которого он не получает. На сегодняшний день у детей чаще пропадает интерес к музыкальным занятиям, поскольку преподаватель не имеет возможности помочь каждому ребенку, и вынужден обучать по однотипному плану даже тех, у кого есть проблемы со слухом и воспроизведением звуков из-за физических особенностей. Музыкальные программы, направленные сверху, до сих пор ориентированы только на воспитание музыканта-профессионала, либо составлены методистами, не имеющими представления о специфике музыкального обучения. Большинство родителей детей, поступающих в учреждения дополнительного образования, не получают то, для чего отправляют своего ребенка учиться музыке – музыкальное воспитание и развитие. Взамен они приобретают дополнительную нагрузку на детей. Преподавателю музыкальных дисциплин на сегодняшний день необходимо научиться балансировать между потребностями государства и потребностями родителей, необходимо адекватно оценивать способности учеников и помогать осваивать программу каждому из них. [49]

Как считает Э.Б.Абдуллин, под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему [11, с.153].

Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыке представляет собой мотивированную и осознанную личностную позицию, основанную на:

1. систематизированных знаниях в области музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности, проявляющуюся в познавательном интересе к музыке;

2. в устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях и ценностных ориентациях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения;

3. умении интерпретировать музыкальные произведения с привлечением других видов искусства;

4. готовности к успешной исполнительской деятельности;

5. способности осознавать и адекватно оценивать собственные результаты в данной сфере [4, с.120].

Музыкальное образование способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение школьников с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение музыки в учреждениях дополнительного образования как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

1. формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

2. развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,

3. освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

4. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений, в том числе, в слушании музыки.

Опыт эмоционально-ценностного эстетического отношения является звеном эстетического сознания, т.к. чувства связаны с личной мотивацией, доминантой потребностей. Такой опыт в младшем школьном возрасте можно получить в общении с музыкой через включение детей в различные виды музыкальной деятельности [6].

Ценностно-ориентированная деятельность предполагает участие школьника в качестве полноправного субъекта педагогического процесса, поскольку сопровождается напряженной эмоционально-психической работой его сознания. Это означает, что на этапе целеполагания, в соответствии с требованиями, исходящими от ценности, учащийся решает, для чего совершать данную деятельность. Далее, на этапе осознания происходит поиск решения: что необходимо делать для реализации данной ценности. Затем, на этапе осмысления субъект ищет смысловое решение освоения ценности: как совершать данную деятельность. Если некоторые из этапов в процессе освоения ценности будут пропущены, то это приведет к механическому принятию чужих стереотипов мышления или поведения; деятельность утратит свой творческий, осознанный характер. В отношении художественно-эстетических ценностей вообще и музыкальных ценностей, в частности, в школьном музыкальном образовании как раз превалирует именно такое механическое принятие, которое, естественно не формирует у учащихся эмоционально-ценностное отношение к музыкальной деятельности.

Именно из согласованности мыслей, чувств и поступков мы делаем вывод о наличии определенного отношения. Так как отношения характеризуются внутренней согласованностью, то закономерно предполагать их тесную взаимосвязь с поведением [9].

В основу постановки задач обучения музыке положены различные аспекты формирования опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к внеурочной музыкальной деятельности:

1. формирование эмоционального отношения;

2. формирование осознанного отношения;

3. формирование деятельно-практического отношения [12].

В структуре эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности можно выделить следующие компоненты:

1. когнитивный – отражает осознание ребёнком значимости эмоционально-ценностного отношения к музыке как важному виду искусства и необходимой человеческой деятельности. Ценностное отношение имеет содержание и форму проявления этого содержания. Содержательная сторона ценностного отношения – воплощенное в нем осмысляющее отношение субъекта к объекту, отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту. Другими словами, речь идет о мировоззрении субъекта, ибо мировоззрение субъекта и есть не что иное, как система ценностей. В.Н.Мясищев подчеркивал сознательность отношений, их смыслообразующий характер. Отношение предполагает, по его словам, осознание личностью определенных явлений как ценных или не ценных, выработку определенных представлений о них, а, следовательно, проникновение в смысл, в сущность этих явлений, т.е. делает познание и оценку необходимым актом формирования ценностных ориентаций [14].

2. эмоционально-оценочный – включает эмоциональное отношение ребёнка к музыкальной деятельности, проявляющееся в устойчивости эмоционального переживания, интеллектуальной отзывчивости и удовлетворенности от процесса освоения различных видов музыкальной деятельности, способности давать осмысленную оценку произведениям музыкального искусства, высказывать своё суждение. Собственно задача музыкального образования и состоит в том, чтобы в процессе самоопределения в культуре учащийся на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими и другими ценностными системами, осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой. В свою очередь, достаточно высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента позволяет человеку избирательно относиться к окружающим явлениям, проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную ценность (для себя), но и объективную (для всех), то есть ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, в том числе и музыкальной деятельности.

3. продуктивно-рефлексивный – связан с проявлениями поведения школьников в процессе музыкальной деятельности, отражает направленность школьника на практическую реализацию сформированных ценностей на внеурочных комплексных занятиях по искусству в виде творческой инициативы, активности, музыкального и художественного самовыражения, проявление способности к самоанализу и самооценки своих достижений в области музыкальной деятельности [13].

Особенностями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к внеурочной музыкальной деятельности являются:

-непосредственность,

-интуитивность,

-целостность,

-активность,

-эстетизированность,

-преобладание эмоционально-чувственного характера переживаний над рационально-логическим осмыслением [15].

Основными методическими принципами организации и реализации современного урока музыки в учреждениях дополнительного образования являются:

1. принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности деятельности;

2. принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;

3. принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;

4. принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;

5. принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;

6. принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур [16].

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на приобретение и углубление знаний, умений и навыков, связанных с музыкальным искусством. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении посредством слушательской деятельности.

В программе музыкального образования школьников предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности. В слушательской деятельности — это умения:

1.воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

2.характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

3.выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в слушании музыки приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются:

- применение интегративного полихудожественного подхода к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки;

- использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»;

- обеспечение субъектной позиции младшего школьника в процессе музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного смысла музыкальных произведений.

Исходной точкой педагогического процесса на занятиях музыки является работа по развитию восприятия музыки. В этой связи, чрезвычайно важное значение приобретает выбор репертуара как важнейшего фактора воспитания эмоционально-ценностного отношения к классической музыке, при подборе которого необходимо ориентироваться на приоритет таких требований, как художественная ценность, доступность, яркость средств музыкальной выразительности.

Повысит интерес к музыке можно через чтение стихов, показ слайдов и танцевальные номера. Все это облегчат восприятие музыкального материала. При проведении урока учителю необходимо учитывать и развивать в себе конструктивные личностные установки [5].

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

1. поощрение самостоятельных мыслей и действий ребенка.

2. уважение точки зрения ученика. Учитель не должен подавлять ее своим мнением;

3. способствовать максимальному раскрепощению детей на уроках, с целью полностью выявить творческие способности ребенка.

4. творить и играть иногда вместе с учащимися – в качестве рядового участника процесса;

5. больше внимания уделять организации творческого процесса создания атмосферы для поддержания этого процесса – это важнее чем достижение конечного результата;

6. поддерживать на уроках преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у школьников – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса [17].


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!