Творчество В. Вулф. Группа «Блумсбери». Роман «Миссис Дэллоуэй».



Вирджиния Вулф (1882 ‒ 1941) ‒ английская писательница, мастер художественной прозы, критик и теоретик литературы. Вулф была смелым экспериментатором, содействовала обновлению романа, открывая новые возможности и перспективы развития жанра. Ее творчество связано с литературой английского модернизма, его эстетическими исканиями, художественными открытиями.

В атмосфере литературных интересов прошли детство и юность будущей писательницы. Она родилась в Лондоне в семье известного литератора, философа и историка Лесли Стивена, человека радикальных взглядов и блестящей эрудиции. Один из образованнейших людей своего времени, он посвятил себя деятельности критика, журналиста и издателя. Его перу принадлежит множество статей и биографий английских писателей, философов, историков. Семья Стивенов жила в атмосфере широких культурных интересов. В их доме бывали многие интересные люди, выдающиеся писатели, ученые, художники. Вирджиния из-за своего здоровья обучалась дома. Ее классной комнатой стала богатейшая библиотека отца, где она с упоением и радостью погружалась в чтение, с ранних дней ставшее ее любимым занятием. Очень многое значило для нее постоянное общение с братьями, их школьными и студенческими друзьями.

В 1904 г., после смерти Лесли Стивена, его дети покинули родительский дом и переселились в Блумсбери ‒ так назывался район Лондона, расположенный вокруг Британского музея. В те годы здесь жили многие художники, писатели, критики. В доме на Гордон-сквер начался новый период в жизни молодых Стивенов, связанный с возникновением так называемой «группы Блумсбери», объединявшей молодых людей из среды художественной интеллигенции и начинающих свой путь в науке ученых. Сюда входили критик Джайлс Литтон Стрейчи и писатель Эдуард Морган Форстер, искусствовед Клайв Белл, ставший вскоре мужем Ванессы, журналист Леонард Вулф, с «Блумсбери» были связаны искусствовед и художник Роджер Фрай, театральный критик Десмонд Маккарти. Душой группы была Вирджиния Стивен (Вулф). Остроумная, общительная, живо всем интересовавшаяся, она всегда была в центре, притягивая собеседников своим обаянием, глубиной суждений, ироничностью.

Еженедельные встречи блумсберийцев выливались в продолжительные и горячие споры об искусстве, о путях его развития в современную эпоху. Группа не имела общей теории, программы. Это был кружок друзей-единомышленников, большинство из них училось вместе в Кембридже. Их объединял интерес к искусству, неприятие эстетических, этических ограничений традиционной викторианской культуры; их бунт ограничивался пределами «вкусаи стиля».

Блумсберийицы решительно отвергали столь характерные для викторианской эпохи лицемерие, притворную стыдливость, многословие и напыщенность. Титулы и официальные знаки отличия были преданы в их среде осмеянию. В людях ценились искренность, непосредственность, способность тонко реагировать на окружающее, непредвзятость суждений, умение понимать и ценить пpекрасное, свободно и пpocтo излагать свое мнение в беседе, обосновывать его в дискуссии. Блумсберийцы исповедовали кредо философа, преподавателя Кембриджского университета Дж. Э. Мура, сформулированное им в работе «Принципы этики» (1903): самое ценное в жизни ‒ это удовольствие, получаемое от человеческого общения и восприятия прекрасного.

В творчестве В. Вулф традиционно выделяют три периода. К первому периоду (до 1922 года) относятся ранние романы «По морю прочь» (1975), «Ночь и день» (1919), рассказы, вошедшие в сборник «Понедельник или вторник» (1921), роман «Комната Джейкоба» (1922). Во второй период Вулф создает свои лучшие и самые известные романы «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «На маяк» (1927). Третий период творчества (1928 ‒ 1941) включает романы «Орландо» (1928), «Волны» (1931), «Годы» (1937), «Между актов» (1941), повесть «Флаш» (1933), биографию известного искусствоведа и друга писательницы Роджера Фрая.

Главным эстетическим принципом Вирджинии Вулф является глубокий, тонко нюансированный психологизм, интерес к личности и утверждение прав на ее суверенность. Этот принцип она сформулировала в своей статье «Современная литература» (1919), в которой призывает к «фиксации атомов, возникающих в сознании», «мимолетных впечатлений, незначительных событий, какими бы бессвязными и неясными они не представлялись». Споря с реалистами, которые, изучая общественные закономерности, шли за типичным и общим, Вулф убеждала в необходимости обратить внимание на то, что принято считать малым, ‒ на мир души. Все ее романы ‒ об этой внутренней жизни, в которой она находит больше смысла, нежели в социальных процессах, находит своеобразный этический модус бытия и код жизни. Два плана жизни ‒ внешней и внутренней ‒ в них монтируются и чередуются, создавая прихотливый узор чувств, движений души, страданий.

Мировоззрение и эстетические взгляды Вулф формировались на рубеже столетий, когда Западная Европа открывала для себя русскую литературу ‒ Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова. Эти писатели много значили для Вирджинии Вулф. «Самые элементарные замечания о современной художественной прозе, ‒ писала она, ‒ вряд ли могут обойтись без упоминания о русском влиянии; писать о литературе, не учитывая русской, значит попусту тратить время. Если мы хотим понимать человеческую душу и сердце, где еще мы найдем их изображенными с такой глубиной?».

В романе «Миссис Деллоуэй» (1925) писательница предлагает вчувствоваться в переживания светской дамы, жены члена парламента, ведущей довольно замкнутый образ жизни. Весь долгий июньский день 1923 года Кларисса Деллоуэй хлопочет по случаю вечернего приема гостей. Сквозь призму одного дня воспроизводится жизнь героини и людей, так или иначе с нею связанных.

В этом произведении Вулф реализует свои принципы изображения человеческой личности. Она стремится передать в мимолетном мгновении бытия сложность человеческой натуры, то трепетное движение, в котором пребывают ее герои, присущую им почти неуловимую изменчивость, и вместе с тем непреходящее и вечное. Она видит свою задачу романиста в передаче свойственной жизни изменчивости, проявляющейся во всем своем многообразии и в человеческой личности.

Летним утром Кларисса Деллоуэй выходит из дома, чтобы купить цветы для вечернего приема. По мере того, как героиня продвигается по улицам Лондона ‒ от своего дома в Вестминстере до цветочного магазина на Бонд-стрит и обратно ‒ в ее сознании не прекращается напряженная работа. Из потока ее мыслей, воспоминаний, ассоциаций, внезапно рождающихся под влиянием того, что она видит вокруг себя, о чем думает, из потока ее ощущений вырисовываются контуры ее жизни, складывается представление о ее личности. В этих мыслях и воспоминаниях ‒ ее прошлое и настоящее, ее близкие: муж, дочь, их друзья; здесь же описание Лондона, улиц, суеты по случаю кортежа королевы. Все эти «мелочи», впечатления и есть жизнь, своеобразный фон душевных метаний героини. С каждой страницей образ Клариссы приобретает все более четкие очертания. И вместе с тем Вулф как бы растворяет ее и уличной толпе, в людском потоке, делает миссис Деллоуэй пылинкой большого города.

Принцип изображения множества мгновений, событий, ощущений героев становится в романе Вулф одним из основных. «Поток сознания» в романе используется для того, чтобы показать неизбежную субъективность и относительность всего, что представляется истиной героям повествования, а также с целью воспроизведения будничного течения жизни во всей разнородности событий, происходящих одновременно и независимо друг от друга (прогулка героини по Лондону, самоубийство душевнобольного). Действие фактически происходит в памяти или в подсознании персонажа, которое активизируют непредсказуемые впечатления-толчки, реально составляющие душевную жизнь.

Приемы, используемые при создании образа Клариссы, повторяются в романе и
при создании других героев. Свой «путь» по Лондону проходят муж Клариссы Ричард Деллоуэй, ее дочь Элизабет, ее близкий друг Питер Уолш (некогда влюбленный в Клариссу), неведомый ей Септимус Смит.

Смит ‒ фронтовик-доброволец. Ему пришлось познать все ужасы войны, увидеть смерть и мучения, был свидетелем гибели своих товарищей. Война убила в нем способность чувствовать, ощущать радость жизни. Женитьба на итальянке Лукреции, возвращение на родину оставило Септимуса равнодушным. Душевная боль и непрекращающиеся кошмары стали причиной приступов безумия.

Септимус ‒ единственный, с кем Кларисса не разговаривает, не общается на всем протяжении романа. Она не видит его в уличной толпе, проходит мимо. Мир Деллоуэев, связанный с парламентскими кругами и правящей верхушкой Англии, и мир Смитов, скромное обиталище которых затеряно в лабиринте лондонских улиц, несовместимы. Лишь случайно, казалось бы, Смит и миссис Деллоуэй могут оказаться на одном из перекрестков, случайно Питер Уолш заметит мчащуюся по вечернему Лондону машину скорой помощи, услышит пронзительный рев ее сирены, но так и не узнает, что в этой машине везут в клинику выбросившегося из окна в припадке безумия Септимуса Смита. Случайно гости, собравшиеся в доме, узнают о гибели какого-то безумца. Однако все эти случайности приобретают в романс Вулф глубокий смысл, своего рода символическое значение.

Судьбы Клариссы и Смита переплетаются. Их сближает присущее каждому из них непреодолимое одиночество, страх перед жизнью, стремление покончить с нею. В предисловии ко второму изданию романа (1928) Вулф писала, что Септимус Смит ‒ это вторая сторона личности Клариссы. В нем реализуется то, что она сдерживает и подавляет в себе. Именно он в момент охватившего его безумия совершает самоубийство, известие о котором освобождает Клариссу от навязчивости преследующих ее желаний покончить с жизнью.

В романе «Миссис Деллоуэй» звучит тема духовной гибели и одиночества. Она включает в свой круг всех героев романа. Мысль о пустоте жизни, тщетности надежд вновь и вновь посещает Клариссу. И все же в финале утверждается победа над «смертью духа», ее преодоление.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!