Модернизм часто характеризуют следующими общими признаками:



Материалы для самостоятельной работы по дисциплине

«История зарубежной литературы»

ТЕМА 1: Модернизм как феномен культуры.

ПРОЗА НАЧАЛА ХХ века.

(4 часа)

План

1. Понятие модернизма, его философская основа. Модернизм и реализм.

2. Основные художественные течения начала ХХ в. Авангардизм.

3. Поиск и утверждение новых форм художественной изобразительности в прозе ХХ в. Литература «потока сознания».

4. Особенности поэтики романа Дж. Джойса «Улисс».

5. Творчество В. Вулф. Группа «Блумсбери». Роман «Миссис Дэллоуэй».

Литература:

1. Зарубежная литература ХХ века: учебник для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский,
Н.С. Павлова и др.; под ред. Л.Г. Андреева. – М. : Высшая школа, 2003.

2. Зарубежная литература ХХ века: учебное пособие для вузов / В.М. Толмачев,
В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; под ред. В.М. Толмачева. – М. : Академия, 2003.

3. Дудова Л. В. Модернизм в зарубежной литературе / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская,
В. П. Трыков. – М., 1998.

4. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. ‒ М.: Аграф, 1997.

Понятие модернизма, его философская основа.

Модернизм (фр. moderne ‒ «новейший») ‒ искусство современности, искусство, рожденное XX веком, «стиль ХХ века» (А. Генис). Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х гг. (П. Верлен, А. Рембо), а также с публикацией книги Ш. Бодлера «Цветы Зла» (1857). Однако более принята точка зрения, согласно которой модернизм складывался в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры ХIХ в.

Модернизм ‒ общее название разнородных направлений в культуре конца
ХIХ ‒ середины ХХ в., объединенных своей противопоставленностью позитивистской картине мира, стремлением разрушить формы искусства, воспринимаемые в начале XX в. как слишком традиционные, консервативные, мертвые, и создать новый художественный язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценностей человечества.

В произведениях модернистов выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен. На содержание и направление идейно-творческих исканий и новых художественных открытий писателей воздействуют катаклизмы эпохи (войны, крушение империй, революции, быстрые темпы технического развития, урбанизация) и меняющаяся картина мира. Важную роль играют новые знания о Вселенной, изменение представлений о временной и пространственной протяженности, о человеке, его психологии и памяти, особенностях его мировосприятия.

Рождение и развитие модернизма в литературе XX в. подготовлено многими факторами, среди которых особое место занимает философия и ‒ шире ‒ традиция философствования, а также новая психология.

В 1920-е годы на Западе появился целый ряд работ, трактующих проблемы судеб культуры в современном мире: «Закат Европы» (1918 – 1922 гг.) Освальда Шпенглера, «Протестантская этика и дух капитализма» (1920 г.) Макса Вебера, «Распад и возрождение культуры» (1923 г.) Альберта Швейцера, «Бытие и время» (1927 г.) Мартина Хайдеггера, «Дегуманизация искусства» (1925 г.) и «Восстание масс» (1928 г.) Хосе Ортеги-и-Гассета.

Немецкий философ и историк Шпенглер пишет об упадке культуры стран Западной Европы, о закате тысячелетней фазы ее развития. Разграничивая понятия «культура» и «цивилизация», он определяет их современное состояние как деградацию, развивает идею об утрате высших духовных ценностей культуры в условиях рационалистической технизированной цивилизации.

Проблемам дегуманизации культуры и искусства ХХ века посвящает свои труды испанский философ Ортега-и-Гассет, выявляя исторические и психологические различия между «старым» и «новым» искусством. В «Восстании масс» философ, анализируя историческую ситуацию 1920-х годов, пишет о фронтальном наступлении «массовой культуры», противостоящей истинным художественным ценностям.

«Библией модернизма» стала книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». «Мировая воля» – слепая неумолимая сила, которая управляет человеческими судьбами. Она приобретает значение рока, судьбы, с которыми человек пытается бороться, но неизбежно терпит поражение. Скрытая и вечная сущность явлений, по Шопенгауэру, постижима не логическим, а интуитивным путем, в первую очередь через искусство.

Фридрих Ницше («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»), провозгласивший «смерть Бога» и назвавший главным творцом не обремененного культурными условностями «Сверхчеловека», узаконил для нового искусства отмену любых ограничений, включая гносеологические и этические.

Философской основой модернизма являются также интуитивизм А. Бергсона и Б. Кроче, психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга, экзистенциализм М. Унамуно, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю, феноменология Э. Гуссерля и др.

Поиски и утверждение новых средств художественной изобразительности в литературе ХХ века ведутся в условиях усиления межлитературных связей, по-новому преломляющихся традиций классики предшествующих эпох. Модернистов объединяет обостренный интерес к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания, восприятие своей эпохи как времени необратимых исторических перемен, сопровождающихся крахом верований и духовных ценностей, которыми жили предшественники.

Новая система способов изображения в литературе модернизма утверждается вместе с новым пониманием человека, когда наиболее существенным оказывается все личностное, нетиповое, выходящее за пределы социальной детерминированности. Подчеркнутый субъективизм восприятия и изображения сочетается в произведениях модернизма с игровым началом и иронией. Критерий «правды жизни» уже не является целью и не воспринимается как признак высшей художественности. «Отцами модернизма» в зарубежной литературе признаны Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Франц Кафка.

Модернизм часто характеризуют следующими общими признаками:

1) особым представлением о мире как дискретном, утратившем ценностные основания;

2) восприятием идеала как утраченного, оставшегося в прошлом;

3) ценностью прошлого при отрицании настоящего, понимаемого как бездуховное;

4) наличием героя, который ощущает себя потерянным, одиноким, может быть охарактеризован как «песчинка, вброшенная в водоворот мироздания»;

5) усложненным стилем, использованием приемов «потока сознания», «текста в тексте», фрагментации текстов, что передает образ меняющегося, лишенного целостности мира.

Модернизм и реализм. Модернизм утверждал себя как альтернатива реалистическому искусству, отталкиваясь от ведущих принципов реализма ХІХ в. (жизнеподобие, конкретно-историческое воссоздание реальной действительности, социально-критический пафос и т.д.). Модернизм стремился не описать, не воссоздать существующую реальность, как реализм, а смоделировать свою реальность, которая была бы мало связана с настоящей действительностью или даже противопоставлена ей. Писатели-модернисты пытаются найти первоосновы, в то время как реалисты воодушевлены стремлением создать общую, цельную картину бытия.

Модернизм не выработал единой поэтики и, более того, никогда не ставил перед собой подобной цели. Поэтику модернизма нужно характеризовать применительно к различным направлениям, течениям, школам, авторам.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!