Понятие материала, техники, приёма в искусстве.



При работе с искусствоведческой литературой следует различать понятия материала, техники, средства и приёма в искусстве.

Изобразительный материал (от лат. materia – вещество, начало, сырье) – один из основных компонентов техники и технологии работы художника, с помощью которого непосредственно воплощается при использовании изобразительных средств и приемов его творческий замысел. Выбор художником материала (бумаги, картона, холста, красок, пастели, угля, туши, фломастера, дерева, глины, ниток и др.) зависит от художественной идеи, метода и вида искусства.

Изобразительное средство - один из основных компонентов техники и технологии работы художника, связывающий его творческий метод с используемыми материалами и приемами их обработки. К изобразительным средствам относятся: точка, линия, штрих, пятно, плоскость, объем, форма, пропорции, свет, цвет, пространство. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура) определяют характер практического применения изобразительных средств. В каждом виде искусства изобразительные средства имеют свою специфику, проявляют себя по-разному в зависимости от применяемых материалов.

Техника, технология (от гр. techne – искусство, мастерство) – система материалов, инструментов и приемов работы художника – все, что связано непосредственно с материальным воплощением его творческого замысла. Индивидуальные особенности техники художника называются манерой. Когда техника сложна и требует специального оборудования и производства, говорят о технологии обработки материала, например технологии художественной керамики, вышивки, обработки дерева, художественной обработки стекла, чеканки и т. д. Техниками живописи являются, например, акварель, гуашь, масляная живопись.

Приём в искусстве – это способ использования той или иной техники. Например, в технике «акварель» выделяют приёмы «работа по сырой бумаге», «работа по сухой бумаге», «заливка», «смывание» и т.д.

 

Символ и канон в искусстве.

Символ – материальный предмет, действие, речевой текст, изображения, звук и др., которые имеют значение, отличное от своего непосредственного содержания.

Слово «символ» - древнегреческого происхождения. Одна из версий его появления такая. В Древней Греции существовало понятие наследственной дружбы, которая связывала представителей двух разных родов. Но как узнать друга через несколько поколений и десятки или даже сотню лет? По линиям излома одной пластины, расколотой пополам. Эти половинки и назывались словом «символ». В происхождении слова ощутим мотив объединения: двоичного  разъединённого – в единое, в котором, тем не менее, сохраняется самостоятельность частей.

Символ - это синтез знака и образа.Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы – SOS или сирена скорой помощи, и т.п. Знак, как правило, однозначно указывает на определенное явление и не предполагает различных вариантов понимания. Зато символ принципиально многозначен, и он не просто обозначает, а в определенной мере раскрывает, представляет ту реальность, на которую указывает.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания.

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства Причастия; цветы лилии или ириса - символ Богоматери. Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная религиозная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas - суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты, которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины "Суета сует" говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта - штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stillife) - тихая (безмолвная) жизнь.

Любой символ, как изолированный объект, имеющий физическую, биологическую реальность, но его смысл и значение ими не ограничиваются. Символ отсылает того, кто его воспринимает, к другой реальности.

В той или иной степени символизм присутствует в любом художественном произведении. Сама культура предстает как смысловой мир, определяющий способ мироощущения людей, выражаясь и в знаках, и в символах. С помощью символа человек ищет способ передачи информации средствами, превосходящими возможности языка (например, гербы, эмблемы, знамена, ордена, полумесяца или образы, голубь мира). Помимо наглядно-образной формы они передают абстрактные идеи и понятия. Причем, формы материальной культуры могут со временем меняться, но символы сохраняются, иногда даже на протяжении тысячелетий. Смысл символа чаще всего является многоуровневым, в него могут быть включены различные историко-культурные представления, знание которых облегчает понимание этого смысла. Иногда символы утрачивают свое первичное значение, трактуются по-новому в силу изменения смыслового наполнения.

Канон (от греч. kanon - правило, предписание) - свод положений, имеющих догматический характер. Канон в изобразительном искусстве - совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения. Каноном называется также произведение, служащее нормативным образцом. Системы канонов, связанные с религиозными предписаниями, господствовали в искусстве Древнего Востока и средних веков (церковно-догматические каноны, «подлинники» в иконописи).

Для античности и Возрождения характерны попытки рационалистическим путем найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения человеческой фигуры. Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играла каноническое художественное мышление, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов.

Канон стал одной из существенной категории классической эстетики, определяющих целый класс явлений в истории искусства. Обычно он означает систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные конструктивные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получивший название «Канон».

 Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначения меры стиля ораторской речи. В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. В нём закреплялся многовековой духовно-визуальный опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный мир

Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п.

Искусство Нового времени, начиная с Возрождения, активно отходит от канонического мышления к личностно-индивидуальному типу творчества. На смену коллективному опыту приходит индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видение мира и умение выразить его в художественных формах.

 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!