Раздел третий - мифологический



Религия в произведении

Несмотря на то, что комментируемый текст относится к литературе художественной, религиозный вопрос, который особенно обострился в Средние века, не мог не отразиться в произведении про жизнь в Средневековье, хоть и был немного упрощен для облегчения восприятия текста читателем. В книге представлено противостояния языческого скандинавского и католического христианского миров. Мифы и легенды обоих религий воплощены в книге. Представители обеих религий представлены в «Зонере из Вильхельмины».

Принадлежность к определенной религии проявляется в речах персонажей. Так, например, после победы скандинавские викинги всегда восславляют Одина, а стражи-христиане приветствуют людей, славя Иисуса Христа. Но, конечно, из-за повествования от лица ярого язычника в книге есть негативные высказывания, направленные в адрес христиан. Автор не имел цели оскорбить верующих и призвать людей вернуться  к язычеству.

Но, как уже было сказано, в книге показано не только противостояние людей, но и конфликт религиозных миров. Сам мир, в котором происходит повествование, является смесью реальных исторических событий Средневековья и религиозных мифов и легенд того времени. Только так Зонер мог очутиться в обители скандинавского бога мести Видара в Ландиви, и одновременно с этим встречаться со Свеном Вилобородым - известнейшим конунгом Дании.

Это отражается на религиозных верованиях. Только поэтому жрецы и священники в книге умеют исцелять людей, ведь это было частью религиозной традиции, следовательно частью этого мира. Возможно, что для людей этой эпохи этот мир как раз и был настоящим, и показанное в книге реально происходило в сознании людей.

Мифы и легенды

Существа

Большинство чудовищ, мифических мест и народов, как уже говорилось, взято из мифов и легенд народов, с которыми встречается Зонер. Это было сделало для передачи «духа» и «виденья мира» этими народами. Многие существа лишь упоминаются в тексте, но каждое из них имеет свою смысловую нагрузку. В этом разделе представлено большинство из них.

Драург – в скандинавской мифологии оживший в виде скелета мертвец. Упоминания присутствуют в различных эддах, в которых иногда предстает близким родственником вампиру. В саге – оживший скелет.

Маргюг(а) – в скандинавской мифологии морское существо в виде уродливой женщины с рыбьим хвостом, появляющееся на свету только перед штормом. Первое упоминание найдено в «Королевском зерцале» Магнуса Лагабета при описании чудес Гренландии. В книге же агрессивное морское чудовище, охотящееся в стае на одинокие корабли, живет во всех северных морях.

Тараск – дракон французского фольклора. Наполовину зверь, наполовину рыба, больше быка и длиннее лошади, с зубами острыми, как мечи, и со всех сторон покрытый чешуей. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского тараск водился в округе города Нерлук, где питался людьми. Горожане не раз пробовали избавиться от него, но все попытки были тщетны, пока в городе не появилась Святая Марта, которая помогла местным с победой над драконом. С тех пор тот город называется Тараскон и в нем ежегодно проходит карнавал в честь победы над чудовищем. В произведении сам тараск не отличается от фольклорного существа, только лишь область проживания этого вида увеличилась до границ Франции, а само существо перестало быть единственным в своем роде.

Хульдра – существо скандинавского фольклора, выглядящее как красивая девушка с хвостом, который она скрывает. По легендам они настолько обворожительны, что мужчины могли влюбиться в них с первого взгляда и брали их в жены. Они могли жить счастливо всю жизнь, но если муж разлюбит хульдру и уйдет от нее, то она начинает постоянно появляться перед ним в образе ужасной девы и так до самой смерти. В произведении хульдры представлены более кровожадными существами: очаровывая своей красотой, они заводят мужчин в одинокие места, где убивают их и наслаждаются мужским мясом, что для них – деликатес. Но некоторые из хульдр перебороли свои инстинкты и спокойно существуют в мире людей, но скрывают свою принадлежность к мифическим существам, ведь у народа отношение к хульдрам одно – желание немедленно убить их.

Бикорн, или Двурог – существо французского средневекового фольклора. Представляет из себя наполовину корову, наполовину пантеру с двумя рогами на голове. В основном упоминается во французских сатирических баснях, в которых питается терпеливыми мужьями. В «Зонере из Вильхельмины» лишь упоминается как монстр, поверженный главным героем на территории Франции.

Упыри – в славянской мифологии живые мертвецы или же подверженные проклятьям живые. В большинстве народов упыря можно отличить от человека лишь по всегда красному лицу и по заостренным зубам. Обитают повсеместно на кладбищах и лесах, выходя на охоту ночью. Питаются преимущественно человеческой кровью, чем похожи на западноевропейских вампиров. Во вселенной книги они ничем не отличаются от мифологических собратьев, хотя в произведении лишь упоминаются.

Волколак – человек-оборотень, превращающийся в волка. В славянской мифологии по виду их почти невозможно отличить от обычных волков, но они могут выдать себя поведением, похожим на человеческое. Как было сказано выше, их основная особенность – возможность становиться волком на неопределенное время. В мифологии есть несколько способов превращения людей в животных, которые можно объединить в группы: осознанное превращение при помощи колдовства, превращения против воли другими силами и произвольное превращение.

Во вселенной Зонера из Вильхельмины волколаки – полулюди-полуволки, способные менять свое обличье в зависимости от ситуации: в обычной жизни они простые люди, ну а когда же волколаки попадают в чрезвычайную ситуацию, они становятся чем то средним между человеком и волком, что заметно усиливает их, как и воргенов из мира World of Warcraft. Также в созданной автором вселенной присутствует целый народ, заметная часть которого является волколаками. Это лютичи, чье самоназвание «вильцы» по одной из теорий произошло от волков. В реальной истории во многих соседствующих с ними племенами славян ходили слухи об оборотнях в их (лютичей) народе. Жрецы лютичей также использовали в качестве головного убора голову волка, что, наверняка, помогло мистическим слухам о необычной особенности народа расползтись.

Боги скандинавского мира

На протяжении всего повествования персонажи саги довольно часто обращаются к своим богам, преимущественно к языческим скандинавским. В данном разделе представлены боги, которые упоминаются в произведении, их краткие описания и, самое главное, причины, по которым герои обращаются к ним.

Один Всеотец – верховный бог в скандинавской мифологии, прародитель человечества и богов, предводитель асов, одного из родов богов в скандинавской культуре. Необходимо заострить внимание на уровень почитания Одина скандинавскими викингами. Один – бог войны, властитель Вальхаллы – чертога великих воинов, которых он поведет в последний бой во время Рагнарека. Для обычного скандинавского викинга попасть в Вальхаллу было величайшим достижением, ведь пасть во время конца света – высшая слава. Также не стоит забывать, что до Рагнарека Вальхалла – лучшее место отдыха для воина. Поэтому, чтобы попасть туда, викинги были готовы потратить всю жизнь, восславляя Одина путем кровопролития своих врагов, и, в конце концов, умереть в бою, тем самым дать валькириям принести себя в чертоги Одина.

Хель – дочь Локи, богиня смерти и царица Хельхельма – мира бесславно умерших. После ее рождения сам Один назначил ее властительницей нижнего мира, где она сидит на ложе болезни в своем дворце – Эльвиднир. Во время Рагнарека Хель поведет свое войско на битву с асами на Нагльфаре – корабле, построенном из ногтей мертвецов. Для скандинавов, а особенно викингов, Хельхельм подобен аду в разных религиях. Поэтому никто не хотел там оказаться, а если и оказывался, то выбраться оттуда было невозможно. Из-за страшного образа самой богини и ее царства в разговорах упоминания о ней могут быть лишь в отрицательном ключе. В «Зонере из Вильхельмины» он возникают в основном в качестве ругательства или оскорбления.

Тор – бог грома, защитник Асгарда, родного мира асов, вооруженный Мьельниром – легендарным молотом, выкованным карликами Броком и Синдри. Он совершил массу подвигов во имя Асгарда, а во время Рагнарека убьет Йормунганда – мирового змея, что оплетает Иггдрасиль – древо жизни, на котором стоят все девять миров. Но этот подвиг станет для него последним, ведь в бою падет и он сам. Тор для обычного скандинава представлял собой икону мужества и силы, воины старались походить на него. Не удивительно, что в произведении о викингах упоминается Тор и его молот. Герои восхваляют аса и просят его о помощи в битве.

Видар – бог мести и безмолвия. Сын Одина, за смерть которого во время Рагнарека убивает Фенрира – громадного волка, сына Локи. Не мудрено, что во время свершения мести именно у Видара скандинавы просили благословения. Зонер также его просил, ведь он делает то, что сделает Видар в будущем – мстит за своего отца.

Хеймдаль – страж Бивреста - радужного моста, что ведет в Асгард. Он и днем, и ночью охраняет этот путь от йетунов и прочих чудовищ. Орлиное зрение и чуткий слух помогают ему в этом сложном деле, как и стены его дворца – Химинбьёрге, стоящего перед радужным мостом. Также Хеймдаль владеет рогом Гьяллархорном, протрубив в который, он созовет всех асов на битву во время Рагнарека.

Фрейр – бог света, воплощение солнца у скандинавов. Ван, который остался в Асгарде, номинально в качестве заложника, входил в триаду верховных правителей этого мира. Его почитали как бога плодородия, и в большинстве своем молитвы и восхваления Фрейру несли желания обильного урожая.

Источники:

1. С. Стурлусон «Сага об Олаве, сыне Трюггви».

2. А.Ф. Гильфердинг «История балтийских славян» Москва 1855г.

3. Гельмонд «Славянская хроника» Москва 1963г. стр. 36-41.

Интернет сайты:

1. https://www.bestiary.us Дата обращения: 21.04

2. http://www.laconlife.ru Дата обращения: 16.04

3. https://fiord.org Дата обращения: 10.02

4. http://old-earth.narod.ru Дата обращения: 18.03


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!