Меры длины и веса в произведении



Введение

Данная работа тесно связана с сагой в жанре скандинавского фэнтези «Зонер из Вильхельмины». Действия произведения происходят на рубеже
10-11 веков, во вселенной, где, несмотря на существование мифических сущностей, ход истории мало отличается от нашего. Главный герой, Зонер – скандинав, которому, в силу сложных обстоятельств, приходится странствовать по Северной Европе средневековой эпохи. Во время своих приключений он встречается с народами, историческими личностями и мистическими существами. Основная задача этой работы - сделать подробный комментарий, рассказывающий о местах, исторических героях, мифологической части мира в реальном мире и о том, как было перенесено в сагу.

Подход к реальной истории в произведении

«Зонер из Вильхельмины» - неисторическое произведение. Это доказывает даже название, ведь в одиннадцатом веке нигде не было города под именем Вильхельмина. Это имя присвоили городу Вольгсье в семнадцатом веке в честь королевы Швеции. Так что автор названием саги подчеркивает «неисторичность» книги.

Но все же, этот текст связан с реальной историей. В нем картина мира, несмотря на видимую сложность, легко может быть объяснена: созданный в книге мир напоминает живую человеческую историю этого времени, но в то же время этот мир не лишен магии во многих ее проявлениях. Здесь есть как и невиданные в нашем мире колдуны, так и реальные правители. Можно поспорить о том, что эти особенности значительно бы изменили ход истории. Возможно, это так, но в мире «Зонера из Вильхельмины» произошли лишь мелкие изменения, которые не отразились на общей истории.


Раздел первый - исторический.

Исторические персонажи в саге

На протяжении действия книги, главный герой встречается с личностями, известными в Средневековой истории. Самым первым из них и поистинне важным для истории Норвегии является Олаф 1 Трюггвассон. Не будем много говорить о его биографии, ограничимся лишь тем, что в детстве он, будучи правнуком первого конунга Норвегии, вместе с матерью  бежал на Русь, попутно побывав в рабстве у эстов на территории современной Эстонии. Там он руководил дружиной под началом князя Владимира, что зафиксировано в Саге об Олаве, Сыне Трюггви и,  что интересно,  в мультфильме 2006 года «Князь Владимир». По некоторым данным, Олаф принимал участие в крещении Руси, но в Саге Снорри Стурлосона об этом нет никакой информации. Но, в любом случае, достоверно то, что Олаф был христианином. Также это доказывает христианизация Норвегии, случившееся после того, как Олаф пришел к власти в 995 году.

В «Зонере из Вильхельмины» он встречается в первой главе, во время его похода на Ипсвич и битвы при Молдоне. О походе на Ипсвич  в исторических источников нет подробного описания - весь этот эпизод был полностью создан автором текста. Про битву при Молдоне гораздо больше информации, и в «Зонере из Вильхельмины» она описана от лица рядового солдата, но ход битвы и ее особенности переданы с исторической точностью. Единственное место, где могут появиться разногласия - речь Олафа, в которой он проявляет себя как ярый язычник. Этому есть два объяснения: большинство викингов в 993 году все еще были язычниками, и, демонстрируя, свою принадлежность к христианам, Олаф мог потерять авторитет и управление над большой по тем временам армией. Второе объяснение базируется на последовательности жизниописания героя в саге Снорри Стурлусона: походы Олафа в Нортумберленд или же Англию происходят перед тем, как он отплыл на острова Силли, где встретил предсказателя, после разговора с которым он принял христианство. Дальше в «Зонере из Вильхельмины» есть только упоминания о его коронации и христианизации Норвегии.

 В предложенном произведении Олаф Трюггвассон, как и большинство других исторических личностей,  служит яркой декорацией эпохи. Такова же роль Свена Вилобородого: все события, связанные с ним, не историчны и не имеют ничего общего с его реальной биографией, но он введен для понимания мотивов, поведения и поступков персонажей. Так, Ньял не хотел с самого начала присоединяться к походу Бедвара, но присутствие Свена, почитаемого язычниками за убийство своего отца Харальда Синезубого, предрешило выбор Ньяла.

Стоит также отметить Мстислава 2, короля бодричей, с которым предстоит встретиться главному герою в пятой главе. Нет достоверных данных, что он существовал в реальной истории, ведь Мстивой, его возможный отец, умер еще в юности. Но это не означает, что такого правителя никогда не было, поэтому его присутствие в книге вполне логично, ведь о других правителей ободритов на тот момент нам не известно. К тому же, как уже говорилось, «Зонер из Вильхельмины» абсолютно не историческое произведение, да и кто знает, может персонаж Мстислава Второго ненастоящий правитель…

Меры длины и веса в произведении

К сожалению, нам не удалось найти достоверных источников о мерах веса и длины одиннадцатого века, поэтому было принято решение использовать меры 13-15 веков, наиболее часто встречающиеся в скандинавской торговле этого времени. Не все представленные здесь меры присутствуют в тексте, однако без них довольно сложно воспринимать остальные меры.

Меры длины

Требуется отметить, что на разных территориях эти меры длины и веса были не равны. Здесь даны именно шведские размеры, но также были датские, сконские и др.

Альн («локоть») – основная скандинавская мера длины, равная 59 - 64 см (неточность связана с расхождениями данных разных источников, предположительно, в десятом-одиннадцатом веках альн был равен 63 см). Присутствует в судебнике города Висбю и других законах.
Фут – величина равная половине альна или 29,5 см.
Квартер – величина, равная одной четвертой альна или 14,85 см.
Дюйм (ширина ладони) – мера длины, равная одной шестой квартера или 2,5 см.
Фингер (палец) – величина, равная трем четвертых дюйма или 1,85 см.
Стег (шаг) – величина, равная трем альнам или, примерно, 180 см.

Меры веса

Здесь опять же надо отметить, что в разных областях значения были не равны.

Марка – самая малая мера веса у скандинавов. Была равна 212 г.
Лиспунд – мера веса, равная сорока маркам или 8.502 кг.
Центнер – величина, равная 5 лиспундам, то есть 42.5 кг.
Шеппунд – величина, равная 4 центнерам или 170 кг.
Вог – величина, равная двум лиспундам, 17 кг.


 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!