Аномия, девиация и формы девиации, социальный контроль



Аномия – нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм.

 

Девиация – нарушение (осознанное) культурных норм. Может быть как негативным, так и позитивным нарушением.

Первичная девиация, когда на определенные отклонения окружающие смотрят «сквозь пальцы», а человек, игнорирующие некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

Вторичная девиация, когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

Социальный контроль – разнообразные средства, которыми общество поощряет приверженность нормам. 

 

Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля:

 

1) Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники.

2) Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. /227/

3) Наконец, благодаря реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе. Во многих тюрьмах имеются программы реабилитации, а группы вроде "анонимных алкоголиков" осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками. Для того, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни и адаптироваться, применяется также психотерапия.

 

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль ассоциируется с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных организациях, например полицейскими службами.

 

Кросби (1975) выделил четыре основных типа неформального контроля:

 

1) Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (например, повышении в должности), служат для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации.

2) Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы - непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить.

3) Убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.

4) Переоценка норм - при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное.

 

Функции девиации:

— Подтверждение культурных ценностей и норм

— Уточнение границ морального

— Способствование социальному единению

— Побуждение к реализации социальных изменений.

 

Формы девиации:

Индивидуальные и коллективные формы девиации: Если под первыми понимаются нарушения требований морали, то во втором случае девиантное поведение является отражением деятельности некой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

 

Теории девиации (причины девиации)

 

Тип объяснения Теория Автор Основная идея

Биологическое

Физические черты связаны с преступными наклонностями.

Ломброзо

Физические особенности являются причиной девиации

 

Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов Шелдон
Психологическое Психоаналитическая теория

Фрейд

Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию

Социологическое

Аномия

Дюркгейм

Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм
Социальная дезорганизация

Шоу, Маккей

Девиация многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми

Аномия

Мертон

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре ценностями и социальными способами их достижения

Культурологические теории

Селин, Миллер, Сутерленд, Клауорд и Оулин

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры

Теория стигматизации (клеймения)

Беккер

Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Радикальная криминология

Турк, Янг Квинни, Тэйлор, Уолтон

Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества

Типология девиации Мертона

Способ адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретреатизм  (бегство от действительности) - -
Бунт + +

Примечание. Плюс обозначает согласие, а минус – отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения.

Источник : R.K. Merton. Social Theory and Social Structure. – N. Y., 1957, p. 140.

 

 

Континуум форм взаимодействия индивида и общества по Р. Кевен

Р. Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействия индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при «недоконформизме», или низшем уровне конформизма (underconformity), через промежуточные формы более или менее правильного поведения до крайней девиации при «сверхконформизме», или максимальном конформизме (overconformity). Схема Р. Кевен представляет собой кривую Гаусса на горизонтальной прямой, разбитой на 7 равных сегментов.

 

Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума, вполне регулируется и управляется существующими социальными институтами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля. Поведение подавляющего большинства людей в обществе группируется вокруг этой центральной зоны, т. е. является конформным.

Те люди, чье поведение попадает в зоны B и F, называются маргинальными индивидами.

«Сверхконформная» молодежь в зоне F расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Молодых людей из зоны B и F окружающие люди либо с удовольствием принимают в свой круг, либо отталкивают вовсе. Если индивиды из зоны В ощущают отчуждение, они проявляют враждебность, агрессивность, вандализм. Напротив, индивиды из зоны F начинают заниматься самокопанием и критикой.

Р. Кевен, описывая предложенную ею схему, формулирует выводы о зоне D следующим образом: «Формальные стандарты, доминирующие в зоне D, – это социальные нормы. Они связаны, но не тождественны ценностям. Ценности суть идеалы или конечные цели, которые остаются недостижимыми. Это абстракции. Социальные нормы – это специальные формулы, помогающие перевести ценности в практически достижимую форму. Вместе они конституируют ожидания общества и часто утверждаются в таких терминах, которые подразумевают, что не достичь согласия с нормами в повседневном поведении просто невозможно. Однако можно выявить еще и третий уровень – рабочие планы, или модальное поведение большинства людей.

Поведение в зоне D, таким образом, нельзя считать жестко конформным. Ему делаются некоторые уступки в отклонении от нормы. Зона D – это область гибкого и толерантного поведения, но лишь до определенных границ, переход за которые угрожает социальной стабильности и порядку».

Самые экстремальные зоны – А и G – это больше, чем просто отклонение от принятых норм. Здесь концентрируется область отчужденного и противостоящего поведения.

 

 

Юдит Блэйк и Кингслей Дэвис разработали четырехчленную модель девиации, понимая девиантность в широком смысле. Они утверждают, что возможны минимум четыре отношения между мотивами и поступками людей. Мотивы и поступки могут согласовываться со стандартами или отклоняться от них.

 

Возможные отношения между мотивами и поступками

Какое бы общество мы ни взяли, многие люди попадают в категории (1) и (4). Они хотят (и это их собственные мотивы) подчиняться существующим нормам и ведут себя (это их поступок) соответствующим образом. Либо они не хотят подчиняться нормам и нарушают их. Между позициями (1) и (4) возможны и промежуточные ситуации. Например, некоторые люди нарушают нормы, не осознавая того, т. е. делают это ненамеренно (вариант 2). Причиной может служить элементарная ошибка в суждениях, незнание правил или невозможность в данный момент соблюсти конкретное правило (вынужденное нарушение). В последнюю категорию (3) попадают те, кто сознательно желает нарушить правила, но не делает этого. Что их отпугивает? Страх перед наказанием? Здравое рассуждение о том, что соблюдение общественных норм сулит им больше выгоды, нежели их нарушение? «Как бы то ни было, попадающие в категорию (3) не отклоняются в своих поступках потому, что у них нет культурных и социальных возможностей нарушить правила». Например, далеко не все бедняки способны ограбить прохожего или магазин, хотя к этому их склоняет бедственное положение. Кого-то сдерживает страх наказания, кого-то нравственные нормы (внутренний контроль), кто-то боится, что не успеет убежать, и т. п.

 

Говард Беккер выделил четыре возможные категории восприятия или оценки нарушений другими людьми:

Возможные отношения между оценкой и реальным поведением при девиации


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!