Проблема взаимодействия культур



Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов.

 

Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

 

Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.

 

При анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия:

 

Ø этнический;

Ø национальный (возникает на базе уже существующих этнических отношений. Ведущим элементом национального единства выступает государство);

Ø цивилизационный.

 

Этнический уровень взаимодействия культур:

4 варианта этнокультурных контактов:

прибавление — простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений;

усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, что инициирует дальнейшее развитие первой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре;

убавление — потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. Это количественное изменение характерно для многих бесписьменных народов и часто оказывается началом деградации культуры;

обеднение (эрозия) — деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. Например, культура айнов практически полностью поглощена японской культурой, а культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях.

В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (транскультурация, геноцид, сегрегация).

Процессы ассимиляции, когда члены этнокультурного образования утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают новую, активно протекают в экономически развитых странах. Ассимиляция осуществляется путем завоевания, смешанных браков, целенаправленной политики растворения малого народа и культуры в среде другого более крупного этноса. При этом возможны:

 

— односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства иод давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой;

— культурное смешение, когда элементы культур большинства и меньшинства смешиваются, образуя довольно устойчивые комбинации;

— полная ассимиляция — весьма редкое явление.

Интеграция - взаимодействие внутри страны или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различных по языку и культуре этносов, при котором у них появляется ряд общих черт, в частности формируются элементы общего самосознания, основанного на длительном хозяйственном, культурном взаимодействии, политических связях, но народы и культуры сохраняют свою самобытность.

В культурологии интеграцию определяют как процесс согласования логических, эмоциональных, эстетических значений с культурными нормами и реальным поведением людей, как установление функциональной взаимозависимости между разными элементами культуры.

Транскультурация - процесс, при котором сравнительно небольшая часть этнокультурной общности в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой район обитания, где инокультурная среда или полностью отсутствует, или представлена незначительно; со временем происходит превращение отделившейся части этноса в самостоятельный этнос с собственной культурой. Так, английские протестанты, переселившиеся в Северную Америку, стали основой формирования североамериканского этноса с его специфической культурой.

Цивилизационный уровень взаимодействия:

Цивилизация – объединение нескольких соседних народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями. Культурные связи и контакты внутри цивилизаций сильнее, чем любые внешние контакты. Общение на цивилизационном уровне ведет либо к наиболее существенным результатам в обмене духовными, художественными, научными и техническими достижениями, либо к конфликтам, которые на этом уровне отличаются особой жестокостью, ведутся иногда вплоть до полного уничтожения участников. Примером могут служить крестовые походы.

 

В наши дни на первый план выходят именно отношения между цивилизациями, так как государственные границы становятся все более «прозрачными», возрастает роль надгосударственных объединений. Примером может служить Европейский Союз, в котором высшим органом является Европарламент, имеющий право принимать решения, затрагивающие суверенитет государств-членов.

 

По словам С. Хантингтона, облик мира все больше зависит от отношений между цивилизациями; он выделил 8 цивилизаций в современном мире, между которыми складываются различные отношения: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую.

 

***

Этноцентризм - убежденность в исключительной, особой ценности собственной культуры и даже в ее превосходстве над другими

Ксенофобия - страх и неприязнь к чужим взглядам и обычаям

Культурный релятивизм – осознание огромного разнообразия культур и исторической обусловленности культурных различий

Толерантность – это понимание и принятие культурных отличий и даже рассмотрение их как ценностей обогащающих репертуар образов жизни.

Виды взаимодействия культур:

Хорхе Ортега-и-Гассет:

• нейтральные, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются;

• альтернативные, или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты;

• конкурентные, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы за прозелитов культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтных отношений.

Маргарет Мид:

  • ассимиляция (культурное поглощение),
  • аккомодация (вынужденное приспособительное освоение языка другой культуры)
  • культурный отбор (избирательное добровольное освоение ценностей другой культуры).

Взаимодействие возможно если у культур существовал общий прототип (абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта или паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства).

 

Конфликт культур

Виды культурного конфликта:

Аномия – нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм.

Культурное запаздывание – наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления), или когда темпы изменения материальной культуры опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним.

Столкновение культур – явление, выступающее и появляющееся во время культурного контакта, заключающегося в конфронтации индивидуумов и общин или их традиций, деятельности, значения, материальных продуктов и т. д. в пространстве их взаимных различий (отличие культурных признаков), входящих в состав конкретных, различных культурных тождеств; ситуация, когда наступает близкий контакт сильно отличающихся друг от друга культурных тождеств, часто приводит к появлению культурного конфликта (впервые это понятие употребил G.N.Pitt-Rivers в 1927 г.).

 

Субкультура и контркультура

В зависимости от вида субъекта, создающего культуру, и уровня принято различать 3 ее формы:

- элитарную,

- народную,

- массовую (общедоступную, «поп-культуру»).

 

Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, тесно связанных с доминирующей культурой, но в то же время выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

Субкультура может формироваться под влиянием сочетания таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства, возрастная когорта.

Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.

 

Разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с господствующей культурой, называется контркультурой. Термин «контркультура» был введен в оборот одним из идеологов «новых левых» Теодором Роззаком (1933 г.р.), выделившим в качестве основных элементов контркультуры следующие:

1) настроение и ориентация обыденного сознания, оппозиционные ценностям традиционной культуры;

2) идеализированные формы сознания;

3) «альтернативные» стили жизни;

4) антитрадиционные формы художественного творчества.

Контркультура - разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!