Б) Общенаучный уровень методологии. Особенности ненаучного и научного познания.
Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существующей действительности, отвечающее критериям относительной истинности, которые совершенствуются и конкретизируются по мере развития методов научного познания.
Человек (и человечество) в познании окружающего мира опирается на различные формы познавательной деятельности. Условно можно выделить четыре основных источника знаний, на которые в разной степени опирается человек, ориентируясь в окружающем мире и познавая его.
Обыденное, наивное познание: приобретается в повседневных формах взаимодействий с предметным миром и другими людьми преимущественно индуктивным путем, часто опирается на единичные, необобщенные факты, получаемые в индивидуальном жизненном опыте; основывается на субъективной статистике совпадений или на ограниченном количестве наблюдаемых событий; знания неполны и не систематизированы, недостаточно рефлексивны и осознаны; знания некритично заимствуются на основе непосредственных прагматических или эмоционально-ценностных предпочтений.
Религиозно-мистическое познание, часто имеет гипотетико-дедуктивный характер, может строиться на системе взаимосвязанных постулатов и иметь видимость достаточной обоснованности и систематизированности; опирается на веру, апеллирует к вере; основывается на «откровении» — непосредственной данности отдельным «избранным» личностям; принципиально не подлежит эмпирической верификации.
|
|
Эмоционально-ценностное познание: опирается на опыт эмоциональных переживаний субъекта и эмоционально-оценочных отношений к окружающей действительности; результаты субъективны и не могут быть зафиксированы однозначно, но могут выражаться в объективных произведениях искусства; предполагает многозначность интерпретаций событий и явлений с позиций эмоциональных обобщений и ценностных отношений.
Научное познание: опирается на тщательно организованные и спланированные методы получения знаний, предполагает постоянную верификацию получаемых знаний общечеловеческой практикой и экспериментом. Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе открываемых законов. Результаты научного познания могут максимально однозначно транслироваться и при их использо вании обеспечивают получение одинаковых результатов разными людьми.
Традиционно научные области классифицируют по ряду оснований, в соответствии с которыми осуществляется и дифференциация научных знаний.
По различиям в объекте и предмете разграничивают:
|
|
• естественные науки, изучающие природные (естественные) явления;
• гуманитарные и общественные науки, изучающие человека и общество;
• технические науки, направленные на «конструирование» искусственных объектов человеческой культуры из природного вещества на основе известных законов природы;
• точные науки, направленные на «конструирование» знаково-символических средств, а также правил их преобразования и использования, которые обеспечивают логическую и количественную точность, а также выступают средствами моделирования в процессах фиксирования результатов разнообразных исследований.
Опираясь на знаково-символические системы, разработанные в точных науках, ученые получают возможность кратко, точно и относительно однозначно описывать, объяснять и прогнозировать различные свойства и особенности явлений.
По общему характеру целей:
• Фундаментальные научные исследования направлены на
глубокое познание реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний, на анализ новых природных явлений и поиск новых объяснений (теорий).
• Прикладные научные исследования направлены на использование имеющихся научных знаний с целью построения технических объектов и решения разнообразных практических проблем, встающих перед человечеством.
|
|
Ученые в своей деятельности опираются на следующие общенаучные методы познания явлений окружающего мира.
В зависимости от того, на что направлена познавательная деятельность ученого — на анализ единичных, уникальных явлений или на обобщение явлений на основе установления законов, выделяют два подхода в научном познании явлений:
• направленность познания на наблюдение и описание уникальных, неповторяющихся событий и явлений, а также на регистрацию их особенностей. Это идеографический подход, на который опираются, например, историографические науки. Такой подход может использоваться и в психологии для описания уникальных явлений или результатов неповторяющихся клинических наблюдений (Лурия, 1996);
• направленность познания на обобщение и поиск закономерностей, которым подчиняется множество событий и явлений в мире. Это номотетический подход, который наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика).
При реализации номотетического подхода в исследовании явлений различают ряд общенаучных логи ко-гносеологических методов научного познания.
|
|
Индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода — последовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получения научных знаний позволяет зафиксировать и описать результаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не позволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений.
С того момента, когда ученые в определенной области знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяснение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой метод познания — гипотетико-дедуктивное познание.
Гипотетико-дедуктивный метод естественно-научного познания и его эффективность были продемонстрированы научному сообществу Галилео Галилеем и Исааком Ньютоном. Метод опирается на ряд процедур: а) выдвижение гипотез (и построение моделей), позволяющих объяснять и прогнозировать наблюдаемые события и явления; б) планирование и проведение экспериментальных исследований, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез; в) интерпретация полученных данных, на основе которых делается вывод о подтверждении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипотезы приобретают статус научных теорий.
В точных науках (математика, геометрия, логика) используется аксиоматический метод познания, который основан на умозрительном конструировании (постулировании) символических объектов с последующим приписыванием им определенных свойств и на разработке правил их преобразования.
В современных исследованиях ученые могут в той или иной степени опираться на все методы получения научного знания, использование которых зависит от поставленных задач.
в) Конкретно-научный уровень методологии в психологии.
Содержанием конкретно-научного уровня методологии выступает анализ проблем, связанных со спецификой научных исследований в каждой конкретной области научных знаний. Такая специфика определяется рядом факторов: предметом исследования данной науки; основными методами получения знаний о предмете исследования; способами построения объяснений (теорий).
При изучении психических явлений возникает необходимость в построении конкретно-научной методологии. Это связано с тем, что предмет психологии сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том, что такое психика.
Специфика эмпирических и феноменологических признаков психических явлений связана с тем, что существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непосредственно — в самонаблюдении, не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлениям. Часто отмечается, что объективно могут быть измерены только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной задачи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.
Л. М. Веккер выделил ряд феноменологических признаков психических явлений:
• Предметность: считается, что психический процесс объективно протекает в своем органе-носителе — нервной и мышечной системах организма, — а в своих конечных, результативных параметрах строится субъективно и только в терминах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов. «Процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата психического процесса отнесены к разным предметам: первая — к органу, вторая — к внешнему объекту». (Следует заметить, что с локализацией психических процессов в нервной системе согласны далеко не все!)
• Неявность нейрофизиологического субстрата, необходимого для реализации психических процессов: носителю психики не представлена внутренняя динамика изменений состояний собственных органов, которые обеспечивают реализацию психического процесса.
• Чувственная недоступность, психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Человек непосредственно не воспринимает свои психические процессы, ему непосредственно открываются лишь результаты их реализации — образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания.
• Спонтанная активность психики, которая не всегда подчинена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социологических и других законов.
Этот список возможных отличительных признаков психических явлений может быть продолжен. И не со всеми признаками согласятся представители разных направлений психологии. Так, например, Л. С. Выготский в своих работах указывает, что психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми. А в работах А.Н. Леонтьева (1965, 1983) и П.Я. Гальперина (1998, 2002) указывается, что исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как результат ориентировочных составляющих выполняемых действий. А в качестве основного признака психических явлений отмечается их функциональная направленность на обеспечение активной ориентировки субъекта во внешней среде обитания или внутренней среде собственного организма.
Перечисленные выше особенности психики предопределяют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, которые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций (Веккер, 1998).
• Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика начинает рассматриваться субъектом как не имеющая материальных причин активность души.
• Иллюзия непосредственной данности психических явлений их носителю, у человека возникает ощущение, что психику он наблюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».
• Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли — убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определяться его собственными целями, желаниями и мотивами.
«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь который человеку дан объект, в различных ситуациях может вести к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:
• иллюзия отождествления образа с объектом: то, что представляется («кажется»), принимается за реальность;
• иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!