Театрализованная деятельность, ее организация с детьми старшего дошкольного возраста



Театрализованная деятельность – является дополнительной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий. Данная форма работы подразумевает творческую деятельность ребёнка, связаннуюс моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики, отмечает М.И.Родина [31]. Театрализованная деятельность интересна, доступна и понятна для ребенка.По мнению И.А. Агаповой, театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном [2]. Театрализованная деятельность с точки зрения педагогической

21 эффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, напр авленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка.По мнению Муравьевой Л.Л., театрализованная деятельность способствует[22]: 1. Развитию речи детей.2. Развитию нравственно-коммуникативных качеств личности.3. Развитию двигательных качеств и умений.4. Развитию творческого воображения и фантазии.5. Развитию познавательных способностей.Театрализованная деятельность, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Л.Л. Муравьева, М.И. Родина, Н.Д. Сорокина выделяет следующие виды театрализации, которые способствуют воспитанию звуковой культуры речи, развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству [22; 31; 36]: 1. Игры с элементами театрализации включают в себя:речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.– Речевые упражнения, которые, по мнению В. Гербовой, способствуют развитиючисто тыпроизношения; совершенствуют интонационную окраску  речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса [8]. – Этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение черт характера и на выразительность жестов, которые способствуют разв итиюнравственно-коммуникативные качества личности; пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, учатпонимать, какое поведение какой черте характера соответствует и развивают правильного понимания детьми эмоционально-выразительных

22 движений рук иадекватное использование жеста, отмечает Л.В. Артемова [3].– Игры на развитие внимания и памяти, по мнениюА.К. Бондаренко, развиваютумение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность [26]. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.– Ролевые игрыс использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность, отмечает Н.Д. Сорокина [36].Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.2. Театрализованные рассказыи ска зки. Приёмы и методы театрализованного рассказа и сказки используются как на занятии, так и вне его. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. 3. Занятие-играможет включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на форм ирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. 4. Игрыв кукольный театр, которые, как утверждает Н.Д. Сорокина, способствуют формированию удетей определенныхуменийи на выков, стимулируютдетское творчество (речевое, песенное, танцевальное, игровое),побуждаютк импровизации на детских музыкальных инструментах [36].Игры в кукольный театр могут осуществляться несколькими видами кукол: верховые (перчаточные и тростевые) и напольные(марионетки, большие куклы). 5. Игры-драматизации – это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности, создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. По мнению С.П. Откидач, план игры, последовательности  действий определены заранее – входе такой игры детям требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний,  умений, навыков [24]. Игры-драматизации обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. 6. Викторины – развлечения, которые способствуют расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал, отмечает М.И. Родина [31].Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваютсятексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.7. Спектакль-игра.Как отмечает О.В. Слатвицкая, эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции [38]. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.Важнейшими условиями в осуществлениитеатрализованной деятельности, по мнению Муравьевой Л.Л. являются [22]: 1. Использование речевых упражнений.2. Выбор упражнений или заданий в зависимости отиндивидуальности детей.3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.Наоснове работ И.А. Агаповой и М.И. Родиной можно выделить несколько этапов по приобщению дошкольников к театрализованной деятельности [2] [31]: 1. Первый этап – выбор произведения художественной литературы, его чтение и беседа по его содержанию.2. Второй этап – деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

24 3. Третий этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4. Четвертый этап – знакомство с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. 5. Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. 6. Шестой этап – работа над ролью, над выразительностью и чёткостью речи, речевыми характеристикамигероев произведения. 7. Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах, отработка поз, жестов, интонаций, формирование умения размещаться насцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. 8. Восьмой этап – репетиции всей пьесы целиком, с декорациями, бутафорией, реквизитом, элемен тамикостюмов, которые помогают в создании образа. 9. Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. 10.Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.Н.Д. Сорокина сформулировала психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности [36]: 1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка.

 2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов. 3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность к созданию образов. Регламентация занятий, по мнению С.П. Откидач, должна составлять 25-30 минут в старшей группе, занятия должны проводиться 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Индивидуальная работа и общие репетиции должны проводиться 1 раз в неделю не более 40 минут [24]. 4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира. 5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности. Организация и содержание работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками характеризуется тем, что дети продолжают усовершенствовать свои умения по исполнительству. Воспитатель учит детей самостоятельно искать и находить способы образной выразительности, а также стремиться развивать чувство партнерства, умение работать в коллективе. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;  от игры, где используютсясредства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром

26 является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов, отмечает М.И. Родина [31].Таким образом, театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спект акли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.Выводы по первойглавеАнализ психолого-педагогической литературы показал, что звуковая культура речидостаточно широкоепонятие, которое включа етв себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементызвуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).Методика работы по воспитанию звуковой культурыречи направлена на в оспитание речевогослух адетей, егоосновныхкомпо нентов; формированиепроизнос ительной стороныречи ; р азви тиепроизношения словсогласно нормам орфоэпии русского литературного языка; в оспитание интонационнойвыразительностиречи . В данной работе используются разнообразные формы, методы, приемы и средства: дидактические игры,

27 подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетные игры, упражнения с включением речевого материала, дидактические рассказы с включением учебныхзадании детям, метод упражнений, занятия по пересказу, заучиванию стихотворений, использование театрализованной деятельности и т.п. Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.

                                                                                   

 

 

Исследование уровня развития звуковой культуры речистарших дошкольников Целью является выявление уровня развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Подобратьоптимальную методикудля выявления уровня развития звуковой культуры речи старших дошкольников;2. Провести диагностику, подобрать стимульный материал, обработать диагностические данные и выявить уровень развития звуковой культуры речи.3. Провести сравнительный анализ сформированности звуковой культуры речи старшихдошкольников контрольной и экспериментальной группы.Для выявления уровня развития звуковой культуры речи была подобрана методика Ф.Г. Даскаловой [11], которая обобщила исследования А.И. Максакова, М.П. Мингулиной, О.И. Соловьевой и др. [20; 21; 35] (см.приложение 2). Диагностика уровня развития звуковой культуры речи включала в себя:Диагностику развития слухового восприятия. – Методика«Отгадай, что звучит?». 2. Диагностика развития фонематического слуха. – Методика«Покажи, что назову». – Методика«Когда придет собачка?».3. Диагностику сформированности звукопроизношения. – Методика«Послушай и повтори». – Методика«Назови, что покажу».

29 4. Диагностику сформированности интонационной выразительности речи. – Методика«Расскажи Мишке ...»– «Диагностика сформированности умениявоспроизводить интонационную конструкцию».– «Диагностика сформированности умения воспроизводить темп речи». Диагностику навыков речевого общения (культура общения). – «Диагно стика навыков речевого общения».– «Диагностика культуры общения». Для диагностик был подобран стимульный материал:1. Для диагностики уровня развития слухового восприятия: деревянный молоточек и дудочку; металлический колокольчик и свисток; резиновый цыпленок-пищалка и погремушка, предметные картинки с изображениями данных игрушек, ширма. 2. Для диагностики уровня состояния фонематического слуха: пары предметных картинок кот-кит, бак-мак, миска-киска; предметные картинки (дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки), игровой персонаж Собачка. 3. Для диагностики уровня состояния звукопроизношения: предметные картинки (кукла, поезд, ослик, щенок, дети, малыш, кошка, корова, собака, цыпленок, курица, гуси); предметные картинки (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата), игровой персонаж Собака. 4. Для диагностики интонационной выразительности речи: игровой персонажМишка , произведения устного народного творчества (потешки, чистоговорки, скороговорки), предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные.Для диагностики развития звуковой культуры речи были выделены критерии, на основании работы Ф.Г. Даскаловой [11]. На основании критериев, представленных в Приложении 1, были выделены три уровня развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста:Высокий уровень – дифференцирует все звучащие предметы, дифференцирует на слух звуки, способен к фонематическому анализу,

30 произносит все звуки в звукосочетаниях и словах, четко произносит слова, фразы, воспроизводит интонационные конструкции, воспроизводит темп речи, охотно вступает в общение с детьми и взрослыми, может поддержать разговор на знакомую тему, много говорит с детьми, вежливо обращается ко взрослым и сверстникам, первым здоровается, благодарит за помощь, нелитературную лексику не использует, умеет выслушивать собеседника, может спокойно договориться с детьми, умеет свободно выступать перед аудиторией, прислушивается к замечаниям, старается исправить недостатки (13-16 баллов).Средний уровень – допускает неточности при дифференциации звучащих предметов, дифференцирует на слух звуки с ошибками, не произносит сложные звуки: сонорныеили шипящие, нечетко произносит слова, фразы, адекватно воспроизводит интонационные конструкции, темп речи изменяет незначительно, вступает в общение с детьми и взрослыми, неохотно поддерживает разговор на знакомую тему, мало говорит с детьми, вежливо обращается ко взрослым и сверстникам, после напоминания, нелитературную лексику не использует, не умеет выслушивать собеседника, не всегда может спокойно договориться с детьми (7-12 баллов).Низкий уровень – не дифференцирует звучащие предметы,не дифференцирует на слух звуки, не произносит сложные звуки: сонорные, шипящие и свистящие, разборчивость речи нарушена, речь малопонятна для окружающих, не выявленаадекватность при воспроизведенииинтонационныхконструкций, невступает в общение с детьми и взрослыми,не может поддержать разговор на знакомую тему, не разговаривает с детьми, не использует в речи вежливые слова, использует нелитературную лексику, не умеет выслушивать собеседника и договориться с детьми. (0-6 баллов).Диагностики для определения уровня развития звуковой культуры речи были проведены с детьми старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Исследование велось по протоколам(см.приложение 3). Для каждой диагностики была составлена диаграмма по выявленным критериям.

31 Уровень развития слухового восприятия был выявлен при помощи методики«Отгадай, что звучит?» (


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!