Понятие «звуковая культура речи», его значение для общего речевого развития



 Теоретические основы воспитания звуковой культуры речи в процессе театрализованной деятельности старших дошкольников Понятие «звуковая культура речи», его значение для общего речевого развития По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, А.М.Бородич, А.И. Максакова, В.И. Яшиной звуковая культура речи– широкое понятие, которое включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) [1; 6; 20; 51].

 Как отмечает Ф.А. Сохин, под культурой речи понимается умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. [37].

 Значение воспитания звуковой культуры речи, по мнению Н.В.Султаново заключается в воспитании полноценной личности ребенка, закладывает основы благоприятных социальных контактов и общения, составляет основу лексико-грамматического компонента речи; является условием успешной подготовки к школе [40].

 Н.А. Стародубова предлагает схему строения звуковой культуры речи [39](см. Приложение 1), которая включает в себя следующие компоненты: развитие восприятия речи, формирование произносительной стороны речи, формирование норм русского литературного языка, развитие интонационной выразительности. Автор указывает на то, что требуется специальная работа по воспитанию всех ее составных частей: по формированию чистого и ясного произношения слов в соответствии с языковыми нормами, развитию голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработке умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (мелодики, темпа речи и т.д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

В современной литературе у М.М. Алексеевой, Т.П. Колодяжной, А.М.Леушиной, Г.М. Лямлиной и др. [1; 15; 17; 19]рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический:

1) акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи;

2) артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата);

3) функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов реализации фонемы (звукового типа) в  процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функцию.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Воспитание звуковой культуры речи является многоаспектной задачей, в которую входят более частные микро задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Воспитание звуковой культуры также предполагает решение следующих частных задач, отмечает М.М. Алексеева [1]:

1. Развитие речевого слуха и речевого дыхания один из важнейших компонентов, который является ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи и в развитии слухового внимания.

Речевое дыхание – одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох), оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух – источник образования звуков, отмечает О.С. Ушакова, Правильное речевое дыхание способствует плавности, интонационной выразительности, соблюдению пауз в речи, чёткой дикции, равномерной громкости, и, безусловно, необходимо ораторам и людям, желающим усовершенствовать свои коммуникативные навыки [10].

 Как отмечает А.И. Максаков, физический слух – способностьслышать окружающие звуки. При снижении слуха (тугоухости) затрудняется восприятие речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения не развивается [20].

Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. А.И. Максаков выделяет включает следующие компоненты речевого слуха [20]: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух. Под фонематическим слухом понимается способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами.

Звуковысотный слух это слух, ориентированный на высоту звука. Он позволяет слышать отличаются ли звуки по высоте, даже при малейшей разнице. В связи с этим различают абсолютный слух и относительный.

1.Ритмический слух – это способность воспринимать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

2. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.

Звукопроизношение - способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями.

Звук речи– минимальная речевая единица. Как отмечает А.И.Максаков, звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений) [20]. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.

По мнению А.А. Леонтьева, [23] звуковые единицы языка различаются по их роли в речи на линейные (звук, слово, фраза) и надлинейные (ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп, тембр речи).Причем надлинейные единицы характеризуют линейные и являются обязательным признаком устной звучащей речи.

Для дошкольников в первую очередь особоезначение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звука и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).

 Исследователи детской речи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, А.М.Леушина, А.И. Максаков, О.С. Ушакова [1; 6; 17; 20; 42] и практические работники В. Гербова, Л. Давыдович, М.П. Мингулина, О.Б.Розмахова [8; 10; 21;33] отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социал ьных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Слово является основной кратчайшей единицей языка, которая выражает своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.

Правильное словопроизношение, по мнению А.М. Бородич, включает в себя [6]: произношение слов без искажений слогового состава, правильную постановку ударения в слове, соблюдение орфоэпических норм русского языка.

3. Выработка дикции. Дикция – отчетливое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом, отмечает А.М.Леушина[17].

 4. Формирование выразительности речи. По мнению В.И. Яшиной, владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями[51].

 Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон), усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску отмечает Е.А. Флерина [47].

Интонация– это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи. По мнению Э.Л. Коротковой, интонационная выразительность речи включает в себя следующие компоненты [16]: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.

Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др.,отмечает М.А. Бородич [6].

 По мнению В.В. Гербовой [8], темп – ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса, отмечает Т.П.Колодяжная [15].

По мнению Э.Л. Коротковой [16] фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании, указывает А.М. Леушина [17]. 

Тембр речи, отмечает А.И. Максаков, этозвуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.[20].

 5. Воспитание орфоэпически правильной речи. Орфоэпически правильная речь подразумевает умение говорить согласно нормам литературного произношения, отмечает А.И. Максаков [20]. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

6. Воспитание культуры речевого общения как части этикета. В этопонятие входят общий тон речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.

По мнению О.С. Ушаковой, в звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух[42]. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

– развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

 – развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Таким образом, звуковая культура речи достаточно широкое понятие, которое включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средствавыразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!