Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта»: образ (музыкальная характеристика) Джульетты (рассмотреть изменение музыкальной характеристики на протяжении всего балета).



Тема чистой, целомудренной Джульетты появляется впервые в 1 акте после вступления. Но более полно она раскрывается во 2-й картине («Портрет Джульетты»).

Центр 2-й картины— портрет Джульетты девочки, резвой шаловливой (тема 1):

Легкость и живость первой темывыражена в простой гамообразной «бегущей мелодии», которая как бы разбивается о разные группы и инструменты оркестра. Красочные гармонические «броски» аккордов — мажорных трезвучий (на VI пониженной, III и I ступенях) подчеркивают ее ритмическую остроту и подвижность

 грациозной и нежной (тема 2): изящество второй темы передано излюбленным танцевальным ритмом Прокофьева (гавот), пластичной мелодией у кларнета.

 мечтательной и задумчивой (тема 3): тонкий и чистый лиризм – самая значительная грань образа Джульетты. Поэтому появление 3 темы музыкального портрета Джульетты выделяется из общего контекста изменением темпа, резкой сменой фактуры, такой прозрачной, при которой лишь легкие подголоски оттеняют выразительность мелодии, сменой тембра (соло флейты).

Все три темы Джульетты проходят в дальнейшем, но к ним присоединяются затем и новые темы.

Далее во II акте появление Джульетты сопровождается новой ее мелодией у флейты (это лейттембр для ряда тем героини балета). Прозрачное звучание флейты сменяется затем дуэтом виолончелей и скрипок — инструментов, по выразительности близких человеческому голосу. Возникает страстная мелодия, полная ярких, «говорящих» интонаций. Этот «музыкальный момент» как бы воспроизводит диалог Ромео и Джульетты в аналогичной сцене у Шекспира.

В III акте все сосредоточено на развитии образов Ромео и Джульетты, которые героически отстаивают свою любовь перед лицом враждебных сил. Особое внимание Прокофьев уделил здесь образу Джульетты. На протяжении всего III акта развиваются темы из ее «портрета» (первая и особенно третья) и темы любви, которые приобретают то драматический, то скорбный облик.

На сцене — комната Джульетты. Тончайшими приемами оркестр воссоздает ощущение тишины, звенящей, таинственной атмосферы ночи, прощания Ромео и Джульетты: у флейты и челесты под шелестящие звуки струнных проходит тема из сцены венчания. Небольшой дуэт полон сдержанного трагизма. В основе его новая мелодия — тема прощания. Образ, заключенный в ней, сложен и внутренне контрастен. Тут и роковая обреченность, и живой порыв. Мелодия словно с трудом взбирается кверху и так же трудно ниспадает вниз. Но во второй половине темы слышится активная протестующая интонация. Оркестровка подчеркивает это: живое звучание струнных сменяет собою «роковой» призыв валторны и тембр кларнета, которые звучали вначале.

Тема прощания полностью совсем по-иному звучит в «Интерлюдии». Она приобретает здесь характер страстного порыва, трагической решимости (Джульетта готова умереть во имя любви). Резко меняется фактура и тембровая окраска темы, порученной теперь медным инструментам.

В сцене-диалоге Джульетты и Лоренцо, в момент, когда монах дает снотворное снадобье Джульетте, впервые звучит тема смерти («Джульетта одна») — музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому. Автоматически пульсирующее движение восьмых передает оцепенение; глухо вздымающиеся басы — растущий «томный Страх».

Финал балета — светлый гимн любви, торжествующей над смертью. Он основан на постепенно возрастающем ослепительном звучании темы Джульетты (третья тема, данная снова в мажоре). Тихими, «примиряющими» гармониями заканчивается балет.

 

Прокофьев «Александр Невский» - характеристика и разбор.

Кантата «Александр Невский», монументальное Произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938—1939 годах па основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого композитора.

«Александр Невский» занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нем героико-эпическую национальную тему, которая развивается затем в опере «Война и мир», в музыке к «Ивану Грозному», в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях. Эта новая ценная сторона таланта Прокофьева раскрылась в атмосфере советского искусства, характерной своим неизменным и глубоким интересом к народу и его истории. Примечателен подход композитора к исторической теме. Прокофьеву свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи. Но строгие, как древние фрески, образы старины в «Александре Невском» проникнуты вместе с тем острым чувством нашей современности. Бездушная «железная» музыка крестоносцев воспринимается, в сущности, как характеристика современных агрессивных и реакционных сил — кантата писалась в эпоху разгула фашизма в Западной Европе.

 Прокофьева не увлекает непосредственное обращение к древнему музыкальному материалу. Музыку крестоносцев, пишет он, ему представлялось более «выгодным» дать не в том виде, в каком она действительно звучала во времена Ледового побоища, а в том, в каком мы сейчас ее воображаем. Точно так же и с русской песней: ее надо было дать в современном складе, оставляя в стороне вопрос о том, как ее пели 700 лет назад».

 В основе музыкальной характеристики крестоносцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом «баховском» стиле. Благодаря особым гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жесткие черты. Гармоническая, тембровая и ритмическая стороны преобладают в нем над мелодией; характерны напряженные диссонирующие сочетания, остинатный механический ритм; ревущая пронзительная медь (часто с сурдинами), ударные. В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых: и героических, удалых и веселых. Прокофьев в: «Александре Невском» пришел к созданию органичного современного эпического музыкального стиля на ярко национальной: основе.

 

В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер: 1. «Русь под игом монгольским», 2. «Песня об Александре Невском», 3. «Крестоносцы во Пскове», 4. «Вставайте, люди русские», 5. «Ледовое побоище», 6. «Мертвое поле», 7. «Въезд Александра во Псков».

Возникшая из музыки к кинофильму, кантата оригинальна в жанровом отношении. В ней наряду с вокальными номерами (хорами во 2-й, 3-й, 4-й и 7-й частях и одной сольной песней в 6-й части) содержатся самостоятельные оркестровые живописно-изобразительные эпизоды (превосходные пейзажи в 1-й и в начале 5-й части, а также вся 5-я часть, представляющая собой батальную оркестровую картину с участием хора). Таким образом, вокальное, «кантатное» начало соединяется в «Александре Невском» с чертами программного симфонизма. Влияние кино на музыку ясно чувствуется в кантате, особенно в изображении «Ледового побоища»: центральная часть кантаты дана как цепь проносящихся контрастных кадров, и в этой «кинематографической» динамике также заключается интересная особенность произведения Прокофьева.

Замечательны стройность и цельность композиции всей кантаты. В центре ее находится «Ледовое побоище» — драматургическая вершина. В этой части разрабатываются основные темы произведения. По краям кантаты расположены эпические хоровые части, основанные на теме песни про Александра Невского.

1-я часть. «Русь под игом монгольским». Это небольшая вступительная оркестровая картина трехчастного строения. Дикая монгольская тема — словно тяжелая пята, придавившая русскую землю, и безрадостные, протянутые широко русские напевы. Замечательна интонационная и тембровая выразительность этой музыки, создающая образ равнинного скупого пейзажа и печали, стоящей над разоренной Русью. Ощущению пустынного 205, пространства способствует звучание очень удаленных друг от друга высокого n низкого регистров с почти незаполненной серединой. Сочетание пронзительного верха (гобой и кларнет) с грубыми басами (туба, контрафагот) использовано в оркестровке монгольской темы. Русскую тему ведут гобой и бас-кларнет на расстоянии трех октав.

2-я часть — «Песня об Александре Невском» —для мужского хора, дополненного альтами, и оркестра (в трехчастной репризной форме). Это начало событий, данное в эпическом плане,— рассказ о недавней победе русских над шведами, и о готовящемся новом испытании. «Кто придет на Русь, будет насмерть бит» — такова основная мысль этой части. Строгая размеренная мелодия свидетельствует о проникновении Прокофьева в характер былинных напевов, столько раз использованных русскими композиторами для характеристики величавого облика народа русского.

Хор унисонный (что характерно для эпических повествований) и построен на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами.

3-я часть — «Крестоносцы во Пскове» — составляет резкий контраст с предшествующим и сама внутренне контрастна (в середине ее проходит русская тема). В оркестровом вступлении «Крестоносцев» устрашающие диссонансы — словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно — будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе. Эта музыка проходит три раза перед началом каждого из трех разделов этой части. Господствующая тембровая окраска — медные, часть которых с сурдинами. Мрачное оркестровое вступление сменяется тихим «святым» пением «Регеgrinus»— хоралом крестоносцев. Но в оркестре — угрожающая фигура у медных инструментов и контрафагота.

2-я и 3-я части кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил. Вслед за ними идет гневный призывный хор «Вставайте люди русские»— 4 часть

Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны — героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией (вспомним намерение Прокофьева дать русскую песню в современном преломлении). Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору (набатный колокол звучит в оркестре на протяжении всей первой части хора). Главная мелодия его содержит чеканные призывные интонации, особенно вторая ее половина.

Прекрасная pe-мажорная тема средней части (хор написан в трехчастной форме), исполняемая альтами, а затем басами, пластичностью своей напоминает некоторые темы из глинкинского «Руслана»; она воплощает образ Родины. Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях «Александра Невского»

5-я часть — «Ледовое побоище» — центральный номер кантаты. Он представляет собой грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются, основные драматические темы, звучавшие и предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы.

Вначале дан сумрачный зимний пейзаж — застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон (струнные), окрашенный глубокими мрачными сопоставлениями трезвучий до минора и соль диез минора; зловещие «каркающие» звуки у альтов sul ponticello.

Слышится отдаленный звук тевтонского рога — сигнал крестоносцев, знакомый уже по 3-й части. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев.

Однообразное движение (ostinato), составляющее фон всего эпизода, создает впечатление жуткой, непреклонно надвигающейся механической силы.

Начинается новый, чисто батальный эпизод в ми-бемоль мажоре Возникает острая скоморошья тема (близкая «Камаринской»), отчетливо различимая среди звуков боя.

 Заканчивается картина «Ледового побоища» нежнейшим «рассветным» звучанием темы — «На родной земле не быватъ врагу» (из среднего раздела 4-й части) — в высоком регистре скрипок- в сопровождении тремолирующих струнных, Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине. Кроме того, музыкальная цельность огромной и богатой по материалу картины «Ледового побоища» проявляется в рондообразности ее строения. Повторяющиеся моменты (повторение не точное, а динамизированное) — музыка крестоносцев; контрастные эпизоды — музыка русских. Наивысший динамический момент — одновременное сочетание тех и других тем.

6-я часть — «Мертвое поле» — песня для меццо-сопрано и оркестра- единственный сольный номер кантаты.

Лирическое пение солирующего женского голоса в сопровождении почти одних струнных, звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. «Мертвое поле» — один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на, интонациях народных плачей, что особенно подчеркнуто в оркестровом вступлении.

7-я часть — «Въезд Александра во Псков». В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора «Вставайте, люди русские». Первая, поистине богатырская тема дается здесь в увеличении, а затем и в двойном увеличении (уже в самом конце финала). Благодаря четырехголосному хоровому изложению (вместо унисона) она приобретает гимнический, торжественный характер. Одновременно с хором мелодия звучит и в оркестре. Вторая тема также дана в замедленном темпе и в более широком хоровом изложении. Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая плясовая тема у хора («Веселися, пой, мать родная Русь») и скоморошьи наигрыши из 5-й части.

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 2649; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!