Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта»



(разбор по действиям)

I акт. Балет открывается небольшим «вступлением». Оно начинается с темы любви, лаконичной как эпиграф, светлой и скорбной одновременно. Далее возникают темы чистой, целомудренной Джульетты, пылкого Ромео.

Первая сцена изображает Ромео, бродящего в предрассветный час по городу. Задумчивая мелодия характеризует юношу, мечтающего о любви. Звучит одна из двух основных тем Ромео (другая была дана во вступлении).

Быстро чередуются одна за другой картины, рисующие утро, постепенно оживающие улицы города, ссору между слугами Монтекки и Капулети, наконец— бой и грозный

 приказ герцога разойтись.

Значительная часть 1-й картины проникнута настроением веселья и беззаботности (сцена «Улица просыпается»). Эта сцена основана на мелодии танцевального склада, с ровным «щипковым» аккомпанементом, с самой незатейливой, казалось бы, гармонизацией. Сдвоенные секунды, редкие синкопы, неожиданные тональные сопоставления придают музыке особую остроту и озорство.

Стремясь к яркой театральности, композитор использует изобразительные музыкальные средства. Так, гневный приказ герцога вызвал угрожающую медленную поступь на остро диссонантных звучаниях и резких динамических контрастах. На непрерывном движении, имитирующем звук и бряцание оружия, построена картина боя. Но здесь же и проходит тема вражды. «Неповоротливость», прямолинейность мелодического движения, малая ритмическая подвижность, негибкое звучание меди- все средства направлены к созданию образа примитивного и тяжело-мрачного.

Центр следующей 2-й картины— портрет Джульетты девочки, резвой шаловливой (тема 1):

Легкость и живость первой темывыражена в простой гамообразной «бегущей мелодии», которая как бы разбивается о разные группы и инструменты оркестра.

 грациозной и нежной (тема 2): изящество второй темы передано излюбленным танцевальным ритмом Прокофьева (гавот), пластичной мелодией у кларнета.

 мечтательной и задумчивой (тема 3): тонкий и чистый лиризм – самая значительная грань образа Джульетты. Поэтому появление 3 темы музыкального портрета Джульетты выделяется из общего контекста изменением темпа, резкой сменой фактуры, такой прозрачной, при которой лишь легкие подголоски оттеняют выразительность мелодии, сменой тембра (соло флейты).

Завязкой трагедии является сцена бала у Капулети. Здесь зародилось чувство любви Ромео и Джульетты. Здесь же Тибальд, представитель рода Капулети, решает мстить Ромео, который осмелился переступить порог их дома. Эти события проходят на ярком, праздничном фоне бала.

Каждый из танцев несет свою драматическую функцию. Под звуки менуэта, собираются гости.

«Танец рыцарей»—это групповой портрет, обобщенная характеристика «отцов». Скачущий пунктированный ритм в сочетании с мерной тяжелой поступью баса создает образ воинственности и тупости, соединенных со своеобразным величием. Сама тема танца рыцарей используется в дальнейшем как характеристика семьи Капулети.

В качестве резкого контрастного эпизода танца рыцарей введен хрупкий, утонченный танец Джульетты с Парисом.

В сцене бала впервые показан Меркуцио, жизнерадостный и веселый друг Ромео. В его музыке причудливый марш сменяется насмешливой, шуточной серенадой

В сцене бала впервые звучит пылкая тема Ромео, впервые данная во вступлении к балету (Ромео замечает Джульетту). В «Мадригале», с которым Ромео обращается к Джульетте, появляется тема любви—одна из важнейших лирических мелодий балета.

Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев («Сцена у балкона»), заключающем 1 акт. Начинается он созерцательной мелодией, раньше лишь слегка намеченной. Далее, по-новому, эмоционально-напряженно звучит у английского рожка и виолончелей тема любви, впервые появившаяся в Мадригале. Вся эта большая сцена, как бы состоящая из отдельных номеров, подчинена единому музыкальному развитию. Здесь сплетаются друг с другом несколько лейттем: каждое последующее проведение одной и той же темы напряженнее предыдущего, каждая новая тема отличается большей динамичностью. В кульминации всей сцены возникает экстатичная и торжественная мелодия.

II акт.

Изобилует сильнейшими контрастами. Яркие народные пляски обрамляют сцену венчания, полную глубокого сосредоточенного лиризма. Во второй половине действия сверкающая атмосфера празднества сменяется трагической картиной поединка Меркуцио и Тибальда и смерти Меркуцио. Траурное шествие представляет собой кульминацию второго акта, знаменующую трагический поворот сюжета.

В сцене венчания дан портрет мудрого, человеколюбивого патера Лоренцо. Он охарактеризован музыкой хорального склада, отличающейся мягкостью и теплотой интонации.

Появление Джульетты сопровождается новой ее мелодией у флейты (это лейттембр для ряда тем героини балета). Далее возникает страстная мелодия, полная ярких, «говорящих» интонаций. Этот музыкальный момент как бы воспроизводит диалог Ромео и Джульетты в аналогичной сцене у Шекспира. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания завершает сцену.

Мастерски владеющий приемом симфонического перевоплощения тем, Прокофьев одной из самых веселых тем балета («Улица просыпается») придает во 2 акте черты мрачные и зловещие. В сцене встречи Тибальда с Меркуцио знакомая мелодия искажена, ее цельность разрушена. Минорная окраска, острые хроматические подголоски, разрезающие мелодию, «завывающий» тембр саксофона—все это резко меняет ее характер.

Та же тема, как образ страдания, проходит в сцене смерти Меркуцио, написанной Прокофьевым с огромной психологической глубиной.

Ромео решает мстить за Меркуцио. В поединке он убивает Тибальда. II акт заканчивается грандиозным траурным шествием с телом Тибальда. Пронзительная ревущая звучность меди, плотность фактуры, настойчивый и однообразный ритм- все это делает музыку шествия близкой теме вражды.

В III акте все сосредоточено на развитии образов Ромео и Джульетты, которые героически отстаивают свою любовь перед лицом враждебных сил. Особое внимание Прокофьев уделил здесь образу Джульетты. На протяжении всего 3 акта развиваются темы из ее портрета (особенно 1-я и 3-я) и темы любви. Которые приобретают то драматический, то скорбный облик. Возникают новые мелодии, отмеченные трагической напряженностью и силой.

Симфоническое развитие, «не вмещаясь» в рамки сцены, выливается в 2 интерлюдии

Краткое вступление к 3 акту воспроизводит музыку грозного «Приказа герцога».

На сцене—комната Джульетты. Тончайшими приемами оркестр воссоздает ощущение тишины, звенящей, таинственной атмосферы ночи, прощания Ромео и Джульетты: у флейты и челесты под шелестящие звуки струнных проходит тема из сцены венчания. Небольшой дуэт полон сдержанного трагизма. В основе его новая мелодия- тема прощания. Интересно, что этот отрезок мелодии (вторая ее половина) развивается в дальнейших сценах в качестве самостоятельной темы любви.

Тема прощания полностью совсем по-иному звучит в «Интерлюдии». Она приобретает здесь характер страстного порыва, трагической решимости (Джульетта готова умереть во имя любви). Резко меняется фактура и тембровая окраска темы (теперь звучит у меди).

В сцене-диалоге Джульетты и Лоренцо. В момент, когда монах дает снотворное снадобье Джульетте, впервые звучит тема смерти («Джульетта одна») – музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому.

В 3 акте две изящные миниатюры –«Утренняя серенада» и «Танец девушек с лилиями»- введены в ткань балета для создания тончайшего драматического контраста. Оба номера прозрачные по фактуре. «Утреннюю серенаду» исполняют друзья Джульетты под ее окном, не зная, что она мертва. Танец девушек с лилиями. Поздравляющих невесту полон хрупкой грации. Но вот слышится краткая роковая тема («У постели Джульетты»), третий раз появляющаяся в балете.

В момент, когда мать и кормилица идут будить Джульетту, в самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит ее тема. Джульетта мертва.

Эпилог открывается сценой «Похорон Джульетты». Тема смерти, переданная скрипкам, мелодически развитая, окруженная певучими голосами, приобретает здесь человеческий скорбный характер .

От мерцающего таинственного piano до потрясающего fortissimo – такова динамическая шкала этого траурного марша.

Точными штрихами отмечены появление Ромео (темы любви) и смерть его. Пробуждение Джульетты, ее гибель, примирение Монтекки и Капулети составляют содержание последней сцены.
Финал балета — светлый гимн любви, торжествующей над смертью. Он основан на постепенно возрастающем ослепительном звучании темы Джульетты (третья тема, данная снова в мажоре). Тихими, «примиряющими» гармониями заканчивается балет.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 911; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!