Роль науки в жизни общества. Проблема моральной ответственности учёных за последствия научных исследований.



Драматург показал, что развитие науки – нередко процесс накопления отчужденных от человека знаний. Процесс накопления культуры в творческих личностях, по мнению автора, прервался в конце времени Ренессанса, когда «наука пошла из площадей в тишину кабинетов». Образ Галилея воплощает именно этот поворотный пункт в истории науки. Его трагическая судьба демонстрирует, как давление власти, церкви, денежных вельмож разрушает не только личность ученого, но и живой процесс усовершенствования всего человечества. Драматург считает, что на ученых лежит большая ответственность. Мысль автора раскрывается через диалоги Галилея и его ученика Андреа Сарти, которые на протяжении пьесы меняются и наполняются новым содержанием. Брехт подводит зрителя к выводу: наука не должна отчуждаться от людей и развиваться без накопления культуры в личности ученого. Этика, культура, мораль – вот неотъемлемые черты ученого любого времени, иначе наука может стать угрозой для человечества.

Брехт приходит к достаточно парадоксальному, по мнению обычных читателей, выводу: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление – конечный результат научных достижений и общественной несостоятельности Галилея».

Художественное своеобразие пьесы

       «Жизнь Галилея» очень сложна для сценического решения: в ней нет интриги, нет тех крупных событий, которые могут приковать внимание зрителей. Пьеса состоит из вполне самодостаточных сцен, объединённых, в соответствии с принципами «эпического театра», не сюжетом в привычном смысле этого слова, а авторской мыслью, при этом мыслью «ищущей», – именно за ней, по замыслу Брехта, должен следить зритель. Этой своей особенностью «Жизнь Галилея» предъявляет особенно высокие требования к актёрам, в первую очередь к исполнителю главной роли: у брехтовского Галилея слишком мало «переживаний», чтобы он мог захватить публику средствами психологического театра. Здесь Брехту, как ни в какой другой пьесе, необходим актёр мыслящий, способный заинтересовать зрителей развитием авторской мысли.       Художественное своеобразие во многом определяется принципами эпического театра. Показательна сцена спора Урбана VIII и кардинала-инквизитора. Поначалу Урбан VIII, сам математик, защищает Галилея. Его естественность и человечность подчёркивает его одежда, а сидит он перед зрителями в нижнем белье. Постепенно его облачают в одежду папы, и его отношение к Галилею меняется. Он уже рассуждает как папа и превращается из человека в социальную роль, которую он исполняет.

Пьесы Брехта по праву считаются интеллектуальными. Они полны политических и социальных подтекстов, которые актуальны в любом несвободном и недемократическом обществе, каковых, к сожаленью, подавляющее большинство. Поэтому так современны слова маленького монаха: «Никакое насилие не может сделать невидимым то, что уже было увидено». Это применимо не только к астрономии, но и к любой области науки и общественной жизни.

Замечательное мастерство Брехта проявляется не только в новаторски-сложном осмыслении проблемы науки, не только в блистательном воспроизведении интеллектуальной жизни героев, но и в создании могучих и многогранных характеров, в раскрытии их эмоциональной жизни. Монологи героев «Жизни Галилея» напоминают «поэтическое многословие» шекспировских героев. Все герои драмы несут в себе нечто возрожденческое.

В «Жизни Галилея» автор присутствует лишь в небольших стихотворных эпиграфах к картинам, а зонги полны подтекстов и скрытых намёков.

Символические образы в пьесе:

¾ Образ «света знаний». Только «свет знаний» может преодолеть мрак, изменив жизнь людей. Порок незнания за стенами заточения Галилея может быть преодолен только светом открытых им в заключении научных истин. А комментарии Галилея, сопровождающие научную деятельность, способствуют переоценке ценностей как персонажами произведения, так и зрителем.

¾ Образ «светлой ночи». Галилей работает лунными ночами. Он остается духовно свободным, выбор и свобода творчества принадлежат ему.

Афоризмы в пьесе:

Глазеть — не значит видеть.

Единственная цель науки — облегчить трудное человеческое существование.

Глупость можно победить; она не так уж неуязвима!

Несчастна та страна, которая нуждается в героях.

Не все можно сделать насилием! Насилие не всевластно.

Никакое насилие не может сделать невидимым то, что уже было увидено.

Нищету можно устранить, если устранить угнетателей.

Если истина слишком слаба, чтобы обороняться, она должна переходить в наступление.

Когда имеешь дело с препятствиями, то кратчайшим расстоянием между двумя точками может оказаться кривая.

Сегодня все изменилось! Человек подымает голову. Какая победа достигнута тем, что один человек сказал — нет!

 

ü Основные выводы

Эпический театр обращается не к эмоциям, а к разуму людей, позволяет спокойно анализировать пьесу; анализ же влечёт за собой поиски выхода из ситуации, в которой находятся герои. Знакомое, предстающее незнакомым, стимулирует критическую позицию и побуждает зрителя к действию это и есть проявление эффекта отчуждения. В результате воспитывается активная жизненная позиция, ведь только размышляющий и находящийся в поиске человек может, по Брехту, включиться в работу по изменению мира.

Неоднозначный образ Галилея, созданный Брехтом, предупреждает, что «научная деятельность требует от ученых особого мужества», чтобы противостоять корыстным властителям, которые применяют достояние научных работников не для блага человечества, а в своих целях.

Драматург считает, что на ученых лежит большая ответственность. Этика, культура, мораль – вот неотъемлемые черты ученого любого времени, иначе наука может стать угрозой для человечества.

 

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!