Литературное направление и жанр



Внешне «Жизнь Галилея» похожа на обычную биографическую драму. Брехт достаточно строго соблюдал историческую канву, в ремарках точно датировал основные события жизни Галилея; но при этом предостерегал от буквального толкования сюжета как борьбы против религии, против католической церкви.

На первый взгляд, «Жизнь Галилея» – философская историческая драма. Её события соответствуют историческим, датировки точны. При внимательном анализе оказывается, что драма Брехта не совсем историческая. За событиями 300-летней истории нужно увидеть актуальные тенденции и современный подтекст. Брехт берет известный исторический эпизод и создаёт философскую притчу, чтобы принудить читателя призадуматься над важными жизненными вопросами.

Сам Брехт ни в коем случае не соглашался трактовать «Жизнь Галилея» как трагедию, а только как оптимистическую пьесу: «В пьесе показано начало новой эры и сделана попытка пересмотреть некоторые предрассудки относительно начала всякой новой эры».

 

5. Проблематика пьесы.

              В пьесе автор поднимает вопросы, актуальные для любого времени, для жизни как отдельной личности, так и всего человечества. В основу проблематики произведения были положены научный, социальный и морально-философский аспекты. Герой открывал научные законы, общественные порядки и самого себя.

           В пьесе поднято много важных вопросов:

¾ гражданский долг ученого;

¾ наука и мораль;

¾ соотношение понятий «ученый» и «подвиг»;

¾ моральная ответственность исследователя перед обществом за свои открытия и их использование миром;

¾ наука и власть.

          Но в пьесе Брехта нет прямолинейных ответов на поставленные вопросы.          Зритель четко знает, что Бруно, Коперник – ученые-герои, а вот поступок Галилея определить трудно. Кто он? Титан науки или трусливый обыватель? Автор показывает, как своим отречением Галилей выиграл время и написал книгу о механике, но в то же время заставил других ученых спрятать результаты своих исследований под сукно.

 

Тема, конфликт, сюжет и композиция

Темапьесы – изображение жизни учёного, который защищает священные идеалы, право на свободу, знания и творчество.

За основу сюжета пьесы «Жизнь Галилея», в соответствии с принципами «эпического театра», взят общеизвестный факт – отречение Галилео Галилеем под давлением инквизиции от научных открытий и взглядов.

Конфликт пьесы – отречение от своих знаний, своей цели, от самого себя, в конце концов, под угрозой физических истязаний. Он продолжается в душе Галилея, трансформируясь в противостояние «чистой науки» и науки на пользу людям.

В написанном в 1947 году очерке «Лафтон играет Галилея» Брехт утверждал, что речь в его пьесе идёт «вовсе не о том, что следует твёрдо стоять на своём, пока считаешь, что ты прав». Коперник на своём не стоял, крамольные мысли он позволил огласить лишь после своей смерти, но никто его этим не попрекает, – Галилей, по Брехту, совершил преступление перед наукой, «когда повёл свою науку на борьбу и предал её в ходе этой борьбы».

Брехт сразу переводит чисто научные аспекты проблемы (учение Аристотеля, законы падения) в политическую плоскость (власть интересует не научная истина, а покорность народа, его готовность стоять на коленях): «Там не нужно знать то, как действительно падает камень, а только то, что написал об этом Аристотель. Там глаза служат только для чтения. К чему новые законы падения, если важны только законы коленопреклонения?»

Действие пьесы происходит в Италии, в Падуе, Флоренции и Риме, в течение 1609-1642 гг., развивается на протяжении 28 лет. Вся пьеса – рождение, жизнь идеи Галилея и отречение от неё. В пьесе поднимаются проблемы, актуальные во все времена, например, бедность учёных, которые, хотя и защищены в Венецианской республике от инквизиции, но не могут жить на научные исследования. Галилей вынужден брать учеников: «А как же мне продвигаться вперед, если только для того, чтобы поддерживать свое существование, я должен втолковывать каждому болвану, который может заплатить, что параллельные линии пересекаются в бесконечности?».

Именно в Падуе, в Венецианской республике, Галилей волен отрицать устоявшуюся и принятую церковью птолемеевскую систему мирозданья, согласно которой Земля плоская и неподвижная. Галилей – сторонник системы недавно сожжённого инквизицией Коперника. По преданию, отрекшись под давлением инквизиции от своих убеждений, освобождённый Галилей произнёс афоризм: «А всё-таки она вертится!» Брехт не использовал эту фразу, потому что не был уверен в её документальности.

Галилей ни на миг не сомневается в своей правоте, он настаивает на том, что правильна система Коперника, в которой Земля вертится вокруг Солнца. Его конфликт с обществом, несмотря на внешнее смирение, не прекращается никогда, потому что именно в научной честности герой видит прогресс человечества: «Наше невежество бесконечно. Уменьшим его хоть на крошку! К чему еще теперь стараться быть умниками, когда мы наконец можем стать немного менее глупыми?», «Я полагаю, что единственная цель науки – облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы».

Драма состоит из 15 частей (актов). Действие первых 3 актов происходит в Падуе. Описывается жизнь и быт Галилея, у которого есть дочь Вирджиния, и его денежные затруднения, о которых беспокоится экономка Сарти. Галилей берёт ученика, который занимается согласно веянью моды и по настоянию родителей. Галилей говорит о том, что наступает время нового знания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых. Галилей хитростью добивается надбавки к своему маленькому жалованию математика, якобы изобретя подзорную трубу. Но на самом деле он нашёл ей новое применение для наблюдения за небесными телами. Учёный с другом наблюдает Луну и Юпитер, подтверждая теорию Коперника.

Когда афера Галилея раскрылась, он переехал в опасную Флоренцию во дворец герцога Козимо Медичи. Но учёные даже не соглашаются посмотреть в подзорную трубу, требуя теоретических доказательств правоты Галилея. Зато теорию Коперника, к ужасу церкви, подтверждает главный астроном Ватикана Кристофер Клавиус из института Ватикана «Коллегиум Романум».

Акты 5-8 описывают тяготы и лишения Галилея, которые не могут заставить его отречься от идеи и прекратить исследования. Это и чума во Флоренции, и запрет инквизиции на учение Коперника: «Господин Галилей, святейший совет постановил сегодня ночью, что учение Коперника о том, что Солнце неподвижно и служит центром вселенной, а Земля не центр вселенной и движется, является безумным, нелепым и еретическим». Галилею позволяют исследовать и использовать учение как математическую гипотезу, утверждая, что познание невозможно.

В 9 акте описано, что учение Галилея становится признанным в народе, как и мечтал учёный. Папой Урбаном VIII становится учёный-кардинал Барберини. Галилей, 8 лет занимающийся механикой, надеется вернуться к астрономическим исследованиям. Народ называет Галилея разрушителем Библии, хотя сам Галилей считает Библию и Гомера любимым чтением. Галилея вызывают в Рим на допрос святой инквизиции. Люди боятся его как еретика.

Двенадцатый акт кульминационный в пьесе. Это диалог учёного-папы и кардинала-инквизитора. В папе побеждает не человек или учёный, а социальная роль. Он соглашается, что учение Галилея еретическое, но просит смягчиться и только показать слепнущему старику орудия пыток, не применяя их.

Кульминацией, вместо традиционного высказывания Галилея, становится другая фраза. На замечание ученика Андреа о том, что несчастна страна, в которой нет героев, Галилей возражает, что несчастна та страна, которая нуждается в героях. Это обвинение Брехта собственной стране, сделавшей его изгнанником, и любому обществу, вынуждающему человека бороться вместо того, чтобы творить.

В 14 акте происходит примирение Галилея с единственным верным учеником Андреа, который понимает, что Галилей не отверг истину, а спрятал её от врага. Учёный пожертвовал глазами, по ночам трудясь над своей книгой «Беседы», а днём под диктовку дочери сочиняя послушно комментарии к библейским цитатам. Но Галилей отрицает обдуманный расчёт, утверждая, что испугался орудий пыток.

В последнем акте Андреа легко перевозит рукопись за границу, спрятав её среди множества других книг. Брехт знал толк в том, как нужно прятать. Ведь его книги были в 30-е годы в числе тех, которые сжигали приспешники Гитлера. Вот такой подтекст в оптимистичной развязке.

Герои пьесы

Пьеса «Жизнь Галилея» выгодно отличается от других произведений Брехта, потому что герои в ней полны жизни.

В этом произведении драматург представляет сложный, неоднозначный образ гениального ученого. В Галилее как противоречивой личности соединяется телесное с духовным. Галилео Галилей появляется перед зрителями в пору научных прозрений и морального падения. Галилей – творческий человек, опередивший своё время, достигший силой своего ума тех горизонтов, которые закрыты для обычных людей, не способных посмотреть на мир свежим взглядом, увидеть новое, непривычное в том, что тебя окружает. Он неутомимый труженик, может часами, неделями, месяцами работать над своими научными опытами, постоянно совершенствуя их. Изучая небесные светила, Галилей много времени проводит возле телескопа. Учёный одержим своей идеей и не останавливается ни перед какими препятствиями, жертвуя счастьем дочери: его дочь Вирджиния как дочь еретика не может выйти за аристократа Людовико. Для Галилея главное – истина и её прикладное значение. Так он представляет себе свою миссию как учёного: научить крестьян думать и использовать науку. Захваченный научной работой, он отказывается оставить город, охваченный чумой: «Трехмесячные записи можно просто выбросить, если я не продолжу их еще одну-две ночи. А чума теперь повсюду».

Не испугавшись чумы , в то же время Галилео Галилей не устоял перед властителями мира сего. Святые отцы показали ученому орудия истязаний, и он, испугавшись физических мучений, перед страхом инквизиции отрекается от своего учения о вращении Земли и до конца жизни остается узником инквизиции: «Я отрекся потому, что боялся пыток. Они показали мне орудия. Научная деятельность, как представляется мне, требует особого мужества».

И хотя Галилей отказался от своего учения, ум Галилея-исследователя продолжал работать. Живя в загородном доме близ Флоренции под надзором святой церкви, он продолжил работу над своей книгой «Беседы», в которой изложил «совсем новое учение об очень давнем предмете движении». Он приносит во имя науки достаточно жертв, и последняя – его зрение. Отдавая каждый день написанное своим надзирателям, Галилею удалось лунными ночами снять копию со своей научной работы (это отрицательно влияет на его зрение) и со временем переправить ее через границу со своим бывшим учеником Андреа, который покинул Италию, так как после отречения Галилея заниматься наукой в этой стране было невозможно.

С моральной точки зрения отречение Галилея означало капитуляцию истины перед властью. Отрекшись, Галилей не находит себе оправдания и не принимает его от других. Его ученик Андреа, пришедший попрощаться перед отъездом в Голландию, считает, что ученый, оказавшийся бессильным перед лицом церковной реакции, отступил, чтобы найти другой путь войны с инквизицией, и победил, обманув инквизицию, сохранив истину, написав книгу и передав её в вольный Амстердам. Но Галилей знает, что победили власти, сделав его узником церкви. Андреа протягивает ему руку. Галилей видит ее, но не пожимает: «Ты сам уже стал учителем. Как же ты можешь себе позволить пожать такую руку, как моя!»  

Галилей осознает, что потерял реальную возможность помочь людям, отдал свой интеллект власти, сделав науку её служанкой: «Не было обдуманного расчетаЕсли б я устоял, то ученые-естествоиспытатели могли бы выработать нечто вроде Гиппократовой присяги врачей - торжественную клятву применять свои знания только на благо человечества! А в тех условиях, какие создались теперь, можно рассчитывать в наилучшем случае на породу изобретательных карликов, которых будут нанимать, чтобы они служили любым целям. И к тому же я убедился, Сарти, что мне никогда не грозила настоящая опасность. В течение нескольких лет я был так же силен, как и власти. Но я отдал свои знания власть имущим, чтобы те их употребили, или не употребили, или злоупотребили ими – как им заблагорассудится – в их собственных интересах.» Поэтому и появляется в финале произведения такая едкая самохарактеристика Галилея: «…Я предал свое призвание. И человека, который совершает то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей науки».

На старости лет Галилей остаётся только с любящей дочерью, для которой Галилей – просто старый и больной отец, а не гений.

У Галилея было много учеников. В 13 акте в ожидании приговора, пока инквизиция «обезглавливает истину», они подобны ученикам Христа, сидящим у костра после пленения Иисуса. Но отрекается от истины не ученик, а сам носитель истины. Ученики Галилея с болью восприняли поступок своего учителя. Андреа, который до последней минуты верил, что учитель не отречется от истины, в отчаянии воскликнул: «Несчастна страна, в которой нет героев!» И хотя Галилей тогда сказал ему в ответ: «Несчастна и страна, которая нуждается в героях!», со временем осудил себя еще более жестоко, так как считал, что предал свое призвание.

А любимый ученик остаётся верен истине. Самый преданный ученик Галилея – Андреа Сарти, сын экономки. Он с детства увлекается идеями Галилея, они неразлучны до самого момента отречения. Затем пылкий Андреа ссорится с Галилеем. Когда Андреа приходит попрощаться перед отъездом в Голландию, то понимает, что Галилей смог сохранить истину, от которой отрекся, тайно продублировав книгу. Именно верный ученик, рискуя жизнью, способствует распространению этой истины. Другие же ученики, например, маленький монах, отрекаются от учения Галилея.

Отступничество Галилея имело страшные последствия: узнав об отречении Галилея, Депарш спрятал в сундук свой трактат о природе света, ближайшие ученики и последователи оставили свои исследования и возвратились в лоно церкви. Наука испытала тяжелую потерю, для ее развития нужен был подвиг Галилея. Неоднозначный образ Галилея, созданный Брехтом, прославляет величие и могущество человеческого ума и вместе с тем предупреждает, что «научная деятельность требует от ученых особого мужества», чтобы противостоять корыстным властителям, которые применяют достояние научных работников не для блага человечества, а в своих целях.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!