Интеллектуальный ландшафт эпохи



Якоб Бёме и рождение немецкого идеализма

Кто Время и Вечность

В себе совместил,

От всякого горя

Себя оградил.

пер. Ф. Тютчева, 1860.

Постановка вопроса

Знать о Якобе Бёме обычно означает представлять, что за этим именем стоит фигура философа. Профессия сапожника — нетривиальная деталь из биографии, ведь философия была преимущественно уделом знати со свободным временем и образованием, но вспоминают о Бёме, конечно, не из-за сапог. Нам доступно его литературное наследие, безусловно, более философское, чем художественное; а наш подход, проводящий через корпус оставленных произведений, опирается на рецепцию со стороны великих персонажей западной философии.

Отголоски сложившегося нарратива настойчиво твердят о Бёме-мистике, Бёме-философе, Бёме-пророке, хотя прямо перед глазами лежит забавная правда о нем как о человеке: крестьянин, освоивший профессию сапожника и живший на самом краю эпохи Позднего Средневековья. Одиозный ракурс предсказуемо принуждает удивиться складывающемуся образу из-за палитры привлекаемых ассоциаций; с их учетом переход от персоны Якоба Бёме к репутации философа не столь очевиден.

Средневековье в контексте философии – рассеянные по карте европейского мира персоналии, не всегда интересующие нас своей национальной принадлежностью. Еще рано говорить о немецкой философии, французской или английской, указывая на сложившуюся репутацию. Позднее Средневековье теряется на пороге новой эпохи, вовлекая географические границы всей Европы. На этом поле уходит из виду тонкая нить плотно сцепленных событий, на которую нанизана и жизнь Якоба Бёме, его философская биография. Однако даже предполагая существование этой преемственности, совокупность поверхностных представлений о тяготах тогдашней жизни и низкой грамотности мы чувствуем, как нас подталкивает к вопросу: почему немецкий сапожник остался в истории как философ?

Подступиться к ответу следует с биографии и интеллектуального ландшафта той эпохи, широко и кропотливо разворачивая удобную формулировку «так исторически сложилось». А потому наш исходный вопрос: откуда мы можем узнать о Якобе Бёме?

Источники информации

Мысли Бёме преодолели тернистый путь, прежде чем вышли за локальные барьеры из цензуры и отсутствия интереса к малоизвестному человеку. Тем не менее, еще при жизни он встретил сторонников и настоящих друзей, состоящих и из знатных особ. Среди них — Абрахамм фон Франкенберг, ученик и сподвижник, подаривший нам биографию Якоба Бёме, отсылающую к плодам личного общения.

По образованию Абрахам фон Франкенберг — юрист, почти предтеча хрестоматийной биографии романтика: параллельно с «хлебной» профессией он увлекся мистицизмом и всерьёз принялся за штудии популярных тогда авторов. Со временем он познакомился с Бёме и стал руководителем мистического кружка, где проходили чтения Бёме, Парацельса, Швенкфельда, Вайгеля, еврейской каббалы, Джордано Бруно. Широким перечнем обсуждаемых фамилий Абрахам обязан как своему окружению, так и Бёме. Обоюдный обмен знаниями дополнялся активным распространением и рассмотрением идей Бёме. Популяризация носила действительно глубокий характер: например, Йоханнес Шеффлер, более известный как Ангелус Силезиус, узнал о Якобе именно от Абрахама и обратился к нему в своей работе "Защитная речь о христианстве" в 1664 году.

Для понимания масштаба упомянутой личности следует напомнить, что Силезский Ангел — одно из открытий эпохи романтизма; он высоко оценен Лейбницем, Гёте, Шопенгауэром, многими русскими мыслителями (Толстым, Бердяевым), а также философами XX в.: Витгенштейном, Хайдеггером. Те, кто знаком с "Учениками в Саисе" Фридриха фон Гарденберга, обнаружат сходство с Ангелусом Силезиусом в формулировке концепции сокровенного человеческого "Я", вмещающего в себе исток мира и бытия вне категорий времени и пространства и легшего в основания христианской и философской антропологии.

Наследие Абрахама фон Франкенберга вполне четко свидетельствует о характере их взаимоотношений: это крепкая дружба, где Абрахам сознательно отвел себе позицию преемника Бёме. Кроме этого источника стоит иметь в виду сохранившиеся письма. Они часто служили способом разъяснения, ведения полемики, обращений, походящих на наставления (хотя с учётом характера Бёме трудно говорить о патернализме, он был весьма мягок) и сетований на невзгоды. Таким образом, мы располагаем весомыми основаниями для представления Абрахама фон Франкенберга в роли ученика Бёме и набором из достойных внимания ключей к биографии тевтонского мыслителя.

О Якобе Бёме

Не только современники оставили о Якобе Бёме множество хвалебных отзывов, передающих серьезное отношение, явно нехарактерное для скромной фигуры "сапожника из Гёрлица". Благодаря Иоганну Георгу Гихтелю, богослову-мистику, о Бёме написал историк церкви и ересей Готфрид Арнольд, изданию трудов Бёме в Англии покровительствовал Карл I. Джон Мильтон и Уильям Блэйк растворили врата его идей ключами литературного и изобразительного искусства. Уильям Блэйк особенно скрупулезно отнесся к перенесению концептуальных мотивов наследия Бёме в новую среду. Работа английского художника «Союз Неба и Ада», оглашающая революционные взгляды в отношении государства и контроля над человеческими судьбами, продолжает линию рассуждений о душе-теле как добре-зле, где Бёме придерживался мнение об их взаимозависимости, неразрывности.

Труды Бёме изучали в кружке филадельфов, религиозной общине, выстроенной вокруг концепции экуменизма, то есть всехристианского единства. Его произведения читали пиетисты и пуритане. О Бёме писали Новалис (стих Л.Тику), Луи Клод де Сен-Мартин, Г.В.Ф.Гегель (Лекции по истории философии, 1817), Франц Ксавер фон Баадер (Fermenta Cognitions, 1822), Мартин Бубер (О Якобе Бёме, 1901), Рудольф Отто (Святое, 1917), Леопольд Циглер, Уильям Боссенбрук. Первое крупное издание сочинений Бёме произошло в 1682 году по инициативе регенсбургского адвоката Иоганна Георга Гихтеля. Прежде подготавливались лишь фрагментарные издания при поддержке Генриха Бетке. Переоткрыт Бёме был в 1715 году, добравшись до читателей в виде полного издания собрания сочинений, благодаря Иоганну Вильгельму Юберфельду, а в третий раз силами того же человека – в 1730 году. Обновление издания, ставшего классическим, стало возможным в 1934 году благодарю общине почитателей Бёме в Линц-на-Рейне, хранившей набор рукописей тевтонского философа.

Совсем не беспочвенно впечатление, что Бёме — уникальный интеллектуальный феномен, очень немецкий и в немецкой культуре укорененный, расположившийся у истоков её самосознания и странствующий по страницам одаренных голосов многих поколений. Сейчас, когда мы стремглав взошли на вершину истории и опознали нужные нам следы, вернемся к самому философу.

Интеллектуальный ландшафт эпохи

Якоб Бёме родился в 1575 году, хотя некоторые исследователи называют1574 год. Разница в датировках не существенна, ведь годы взросления в обоих случаях придутся на период революционных перемен в укладе мышления и жизни европейского человека. Он происходит из Альт-Зайденберга, деревни близ Гёрлица. Земли верхней Лужицы на протяжении более чем ста лет относились к Королевству Богемии, в 1526 они перешли во владение Габсбургов, исповедующих католицизм. Позднее, в 1635, городок достался курфюршерству Саксонии, но это случилось уже после кончины Бёме.

К моменту рождения Бёме длились годы стабильной политической обстановки; торговый и производственный альянс с другими городами Верхней Лужицы обеспечил Гёрлицу сильную экономику, на которой к XVI веку выросли местные богатые фамилии. Затем все пошло на спад: сформировались новые морские торговые маршруты, на столетия вперёд определившие состоятельные страны-фавориты. Для Германии с ее разрозненными землями перечень неудач пополнился внутренними беспорядками, когда ее территории стали колыбелью религиозных войн. Распри и господство в любой среде, допускающей агрессивную и насильственную политику, — неотъемлемая часть европейской истории. Многие конфликты, начавшись как локальные и идеологические, переросли в военные столкновения. Реформация молниеносно встретила широкий отклик, так как приравнивалась к провозвестнице свободы и независимости простых людей; политика и религия всегда шли рука об руку. За полвека почти все ключевые европейские державы оказались вовлеченными в притязания разразившегося религиозного движения, сыскавшего у правителей как поддержку, так и неприятие. Лютер, Кальвин, Цвингли дали грешникам надежду и нарекли каждого христианина священником, основную массу своих претензии они адресовали клиру и богословам, подрывая тысячелетний авторитет. Благодаря влиятельности течения стал возможен Аугсбургский религиозный мир и состоялся Тридентский собор. Достижения вроде признания лютеранства легитимной конфессией или установления принципа «cujus region, eius religio» в ходе мирных дискуссий лежали на одном столе рядом с мечом, не раз вознесенного в руках защитников старого порядка. Итог – контрреформация.

Гёрлиц, располагавшийся близ Саксонии - сердца Реформации - незамедлительно оказался под влиянием духа перемен. На фоне этих событий город фактически утратил свою политическую и экономическую независимость. Однако цензура кардинально пересмотрела образ идеологического противника, допустив распространение всего нового и необычного. Что, впрочем, со смертью Лютера не помешало возникнуть новой ортодоксии.

Революционные потрясения коснулись и науки, продолжив тенденции, начатые в раннем и среднем Ренессансе. Средневековый аристотелизм, облюбованный католическими философами, потеснился новым научным сознанием. Яркими символами эпохи стали представители естествознания, математики, инженерного дела: Франсуа Виет, Джероламо Кардано, Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. К концу XVI века увидела свет целая плеяда книг, заговоривших на языке новой методологии. Они позволили рассуждать о проблемах качественно иначе. Строже выражая мысли, а в мыслях передавая смелость вопрошать и искать ответы.

Научные прорывы соседствовали с развитием философии. Уже в первой половине XVII века опубликованы «Новый органон» Фрэнсиса Бэкона, «Рассуждения о методе» Рене Декарта. Критическое мышление, смелость подвергать устоявшиеся постулаты сомнению, вообще новый подход к размышлению о субъекте и объекте – достижения философии тех лет. И нам хорошо известно, что во многом наука, да и ключевые философские направления XIX-XX в. восходят к интеллектуальным усилиям названных титанов.

Другое дело, история не ограничена Бэконом и Декартом. Кроме их наследия свое место нашли радикально иные философские учения, обладавшие гибридными свойствами и пытавшиеся приблизиться к истине, пренебрегая сухой научной рациональностью. К примеру, Парацельс, как фигура яркая и повлиявшая на Бёме, находился на периферии рационального и иррационального, имев дело с естественнонаучными изысканиями, но при этом верив в силу познания «Signatura rerum», что открывают двери к сущности вещей и познанию их качеств.

Среди атрибутов, отражающих перемены в подходе, лежит рост доверия эмпирической базе исследования и склонность к наблюдениям, экспериментам. Здесь есть доля заслуг алхимии, широко практикуемой многими уважаемыми умами той эпохи. Многочисленные опыты и их анализ – краеугольный камень алхимической практики вопреки представлению об алхимии как деятельности исключительно магической, спекулятивной и помешанной на философском камне.

Парацельс, как бы подводя черту под укладом старого мира, заявил, что древность – не признак совершенства. Результаты новых опытов вполне могут вытеснить с пьедестала привычные авторитеты. Будто сообразно приведённому изречению правители покровительствовали ученым и алхимикам вопреки желанию Церкви. Например, Рудольф II, император Священной Римской империи, поддерживал Михаила Майера, Тихо Браге.

Глобальные события впрягались в колесницу истории и логика ее движения оставалась трудноуловимой. XVI век — рубеж, очертивший пределы Средневековья и эпохи Возрождения по одну сторону и начало Нового времени по другую. Колоссальные сдвиги произошли не столько в геополитике, сколько в культурной матрице. Именно они создали ландшафт, где взошла Аврора Якоба Бёме.

Будущий философ происходил из зажиточной семьи среднего достатка, о чем свидетельствовали крупные владения и записи в церкви Зайденберга о нескольких поколениях Бёме, проживавших в тех землях. Семья состояла в близких отношениях с церковной общиной. Земли Силезии неоднократно оказывались под влиянием проповедников разных мистических учений, включая сторонников радикальной реформации. Каспар фон Швенкфельд, дворянин, занимавший важные государственные посты, активно покровительствовал лютеранству, при этом воспринимая институт Церкви в качестве единого мистического организма тела Христова. Говоря об экуменическом единстве, он явно склонялся к спиритуализму и сформулировал положения, легшие в основу его учения, обретшему массу приверженцев в южной и восточной Германии. Швенкфельд вместе с Валентином Краутвальдом размышлял над доктриной небесной плоти, впоследствии повлияв на анабаптистов, пиетизм и пуританизм. В середине XVI века он пользовался поддержкой и был известен своим изгнанием из Силезии по решению Мартина Лютера из-за веры в двойственную природу Христа, где божественная постепенно занимает превалирующее положение.

Алхимия так же не обошла стороной эти земли: учение Парацельса и пансофизм нашли своих последователей вплоть до бургомистра Гёрлица. В регионе, где жил Бёме, труды Парацельса изучались и редактировались выдающимися учеными: Иоганном Гусером из Глогау, Силезии, Скультетом (бургомистром) и Бегемом из Гёрлица. Парацельсианские или постпарацельсианские терминологические и концептуальные элементы присутствуют и в «Авроре».

О растущей известности Парацельса свидетельствует «Lexicon Alchemiae» Мартина Руланда, вышедший во Франкфурте в год создания «Авроры», где Руланд повествует о существовании семи «Spiritus chymiae». «Аврора» воспринимет парацельсианство как смесь химии с теологией. «Theoprastia Sancta» или учение Парацельса, иными словами, приобретает наибольшее распространение примерно в это время.

Параллельно с Реформацией расположение у народа приобретала и личность Христиана Розенкрейца, чей орден активизировался в самом начале XVII века. Ключевые работы, поддерживающие реформационное движение своим призывом к отделению от Церкви и созданию новых мировоззрения и гносеологической позиции, публиковались с 1614. «Fama Freternitatis», «Confessio Fraternitatis», «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» - известные и в наши дни произведения, они увидели свет на землях Германии и Голландии, где часто издавались опальные европейские писатели.

Другая значимая деталь – культурный центр в лице Праги, один из европейских центров науки и творчества, вдохновивший на перемены и близлежащие города. 1584 год – реформа календаря в Гёрлице, отразившая высокую степень доверия математике (в ее согласии с астрономией) и предпочтение, отданное грегорианскому календарю вопреки расхожему сопротивлению этой реформе в качестве воздействия папского престола. Далее важно понять, что Баротоломей Скультетус, мэр Гёрлица, всячески старался сберечь удачное положение своего города, ладившего в целом со всеми в округе, устанавливая тесные взаимоотношения с Базелем, Виттенбергом и etc., что привлекало в город людей.

Так из Праги прибывали каббалист Йехуда Лива (рабби Лёв, был другом Тихо Браге), Иоганн Кеплер. Тогда же в городе не раз бывал весьма известный в свое время физик, сторонник Парацельса, лютеранский священник Абрахам Бехем. Консервативная в своем упрямстве реакция, встреченная позднее Бёме, в случае с Абрахамом не смогла воплотиться ввиду его высокого авторитета в лютеранском сообществе.

История Тевтонского философа

История о Якобе как о сапожнике из Гёрлица началась с юности, она бесхитростна и проста: слабое тело, намерение родителей найти сыну подходящее задаткам ремесло, падший на сапожное дело выбор, дальнейшие годы ученичества. Позднее к биографии подмастерья сапожного мастера прибавились фантастические сюжеты, известные нам из уст самого Бёме и усиливающие ореол мистического провидения, рассеявшего пелену в его собственных глазах. Но, несмотря на загадочный опыт, логическим завершением обучения профессии стало решение осесть в Гёрлице, где в 1599 году ему удалось завести собственное дело. За несколько месяцев он получил гражданство в Гёрлице, приобрел сапожную лавку, женился и стал владельцем дома в черте города.

На нижнем рынке Гёрлица наладилась торговля продукцией его изготовления, параллельно с деловыми успехами началась семейная жизнь. Спокойное жизненное единообразие нарушили новые откровения, заставшие Бёме уже на четвертом десятке лет, им предстояло сложиться в знание, экспрессивно выраженное в «Утренней заре». 1612 год – рождение «Авроры». Труд распространился среди любопытных граждан, но в те годы общину возглавлял догматически строгий лютеранин, отнесший Бёме к разряду нарушителей порядка и приложивший усилия для подавления философских начинаний за авторством визионера. Бёме принудили замолчать, внешняя тишина переросла во внутренний кризис, усиливаемый напускаемой на него хулой со стороны пастора и сподвижников. Десятилетиями Якоб встречал осуждение и насмешки, располагая малочисленной группой почитателей, которая все же расширялась. Последние годы его жизни совпали с началом Тридцатилетней войны, еще сильнее подорвавшей благосостояние региона и разразившейся в 1618 году. Так духовный кризис сплавился в одно терзающее чудовище с экономическим и военным. Неожиданно, но именно в последние годы жизни Бёме стал автором большинства своих работ: «О троякой жизни человека», «Сорок вопросов о душе», «О вочеловечении Иисуса Христа», «Шесть теософских моментов», «De signature rerum», «О благодатном выборе», «Mysterium Magnum».

Служение Богу – так он интерпретировал дело своей жизни – все сильнее занимало его, созревая в спорах о том, стоит ли продолжать хранить молчание. Ведь Бёме жаждет «проникнуть в побуждение своего природного человека». Отвести душу ему удавалось в беседах с Тобиасом Кобером и доктором Бальтазаром Вальтером из Глогау (хотя родом он из Легницы). Оба серьезно относились к алхимическим учениям и практикам, были знакомы с наследием Парацельса, каббалой и с интересом познакомились с постигшими сапожника откровениями, в ответ делясь собственными познаниями. Однако в «Утренней заре» Бёме прямо отверг основания для именования себя к алхимиком, скромно отметив лишь наличествующее представление об этой деятельности, но отсутствующую опытную базу.

В воздухе витали страх, тревога, рациональные прогнозы и мистические пророчества носили удручающий характер, суля людям беды на земле и пришествие Святого Духа. Посреди сталкивающихся сомнений и надежд Якоб Бёме принялся писать о восходе «Утренней Зари», что хранилась почти 30 лет в городской ратуше после конфискации.

Стоит понимать, что Тевтонский философ никогда не был заложником в Гёрлице. Он неоднократно странствовал по округе, отправляясь в продолжительные путешествия как по Силезии, так и за ее пределами. Он всячески расширял кругозор и знакомился с образованными людьми своего времени со склонностью сближать метафизику и физику, создавая поле для гибридных исследований. Более широкая аудитория в лице высоких сановников и вельмож узнала о Бёме после событий начала 1624 года (этот год требует ювелирной точности в датировках, так как он последний в жизни Якоба и вместе с тем невероятно насыщенный на события), когда работа «Путь ко Христу» вышла в печать и встретила резонансное неприятие со стороны гёрлицкого пастора Грегора Рихтера, став важным публичным событием и повторив судьбу «Авроры».

Почти столетием ранее Реформация, разразившаяся после маленького события в масштабах города, заставила Церковь пойти на уступки, а общество — изменить устои, царившие тысячелетие и оберегавшие себя от еретических учений. Здесь – ситуация, поддающаяся осмыслению по тем же лекалам, грозящим новыми потрясениями и расколами внутри общины. Конфликт дошёл до судебных разбирательств, по окончании которых магистрат вынес постановление с новыми ограничениями. Это не стало серьезной помехой. Благодаря напряженному диспуту с Грегором Рихтером Бёме достигает новой ясности в своем мировоззрении. Но, пожалуй, большая часть его размышлений – это в самом деле следствие нескольких озарений, упорядочивающих услышанное и вычитанное. Их фундамент – внутренние поиски большего в мире, где происходят великие и наконец осознаваемые почти всеми перемены.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!