Отличия между реализмом и модернизмом



Критерий Реализм Модернизм
Герой Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, находится в поиске любви и добра Человек как личность сложная и противоречивая, противостоящая миру
Действи-тельность Реальные события, внимание к деталям, историческая основа Изображение действительности с помощью образов и символов, иносказательность и таинственность
Ценности Духовные Личность в её многообразии
Проблемы Социальные Конкретной личности
Истина Едина. Добро побеждает зло. Бог побеждает дьявола Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла
Цель искусства Гармонизация жизни Выражение индивидуальности и своего понимания мира и человека
Рамки Типичность характеров, образов, действий Не имеет рамок в своих действиях и образах, все индивидуально и неповторимо

 

Стилевая дифференциация реализма (Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Обращение к малым эпическим формам.

В реалистической прозе начала XX в. произошли изменения в жанровой системе, в стилистической организации текста.

Ломка привычных устоев, крушение старых традиций, взаимоотношений поколений отцов и детей, поиски нового мировоззренческого стержня жизни привлекают внимание писателей. Отсутствие стабильности в отношениях человека и общества, человека и среды, отрывочность, дискретность видения мира сказались в жанровой перестройке реалистической прозы. Изменения мировидения если не предопределили, то способствовали ослаблению позиций реалистического романа, более популярными жанрами стали рассказ, повесть, очерк. Малые жанры расширяли тематическое разнообразие словесности, вариативность освещения той или иной насущной проблемы, а главное – позволяли быстрее реагировать на текущие события. Утрата романного героя, пытавшегося познать метафизику жизни, найти универсальные механизмы ее устройства, обернулась снижением философичности. Богаче стала художественная палитра реалистов, их тексты стали более «звучащими», более изобразительными.

Центральное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма: самым крупным эпическим жанром стала повесть. Ни одного романа в точном значении этого термина не написали самые значительные реалисты начала XX века — И. Бунин и М. Горький.

В русском реализме новые эстетические качества, «стилевые сдвиги» особенно наглядно проявились в творче­стве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и – во многом под их влиянием – в произведениях реалистов начала XX в.

По мнению современников, Л.Н. Толстой в последнее 20-летие жизни в первую очередь – религиозный философ и публицист, общественный деятель, поскольку после имевшей огромный успех «Крейцеровой сонаты» (1891) он публиковал в основном небольшие рассказы, очерки и притчи. Следующим произведением, вызвавшим интерес и споры, был роман «Воскресение» (1899). В это же время печатались такие публицистические работы Л.Н. Толстого, как «Царство Божие внутри вас» (1890-1893), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900) и др. Большая же часть произведений, с которыми связаны сегодня представления читателя о Толстом-художнике на рубеже веков («Дьявол», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «После бала»), впервые была напечатана только после смерти художника (1911-1912).

Начиная с творчества А. Чехова в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Отдельные приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую, чем прежде, самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь, в то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. Углубилась выразительность в передаче подробностей зримого и слышимого мира. В этом отношении особенно выделялись И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев. Специфической особенностью бунинского стиля, например, была удивительная слитность зрительных и слуховых, обонятельных и осязательных характеристик при передаче окружающего мира. Большее значение писатели-реалисты придавали использованию ритмических и фонетических эффектов художественной речи, передаче индивидуальных особенностей устной речи персонажей (мастерское владение этим элементом формы было свойственно И. Шмелеву).

Утратив по сравнению с классиками XIX века эпическую масштабность и цельность видения мира, реалисты начала века компенсировали эти потери обостренностью восприятия жизни и большей экспрессией в выражении авторской позиции. Общая логика развития реализма в начале века заключалась в усилении роли повышенно-экспрессивных форм. Писателю была важна теперь не столько соразмерность пропорций воспроизводимого фрагмента жизни, сколько «сила крика», интенсивность выражения авторских эмоций. Это достигалось заострением сюжетных ситуаций, когда крупным планом описывались предельно драматические, «пограничные» состояния в жизни персонажей. Образный ряд произведений выстраивался на контрастах, подчас предельно острых, «кричащих»; активно использовались лейтмотивные принципы повествования: увеличивалась частота образных и лексических повторов.

Стилевая экспрессия была особенно характерна для Л. Андреева, А.Серафимовича. Она заметна и в некоторых произведениях М. Горького. В творчестве    

 

 этих писателей немало публицистических элементов — «монтажная» стыковка высказываний, афористичность, риторические повторы; автор часто комментирует происходящее, вторгается в сюжет с пространными публицистическими отступлениями (такие отступления вы найдете, например, в повестях М. Горького «Детство» и «В людях»). В рассказах и драмах Л. Андреева сюжет и компоновка персонажей часто бывали намеренно схематичными: писателя влекли универсальные, «вечные» типы и жизненные ситуации.

Однако в творчестве одного писателя редко выдерживалась единая стилевая манера: чаще художники слова сочетали несколько стилевых вариантов. Например, в творчестве А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева точная изобразительность соседствовала с обобщенно-романтической образностью, элементы жизнеподобия — с художественными условностями. Сказка и устремленный к предельной достоверности очерк — два жанрово-стилевых полюса в прозе М. Горького. Ранние рассказы Л. Андреева о жизни городской бедноты сильно разнятся по стилистике с такими его произведениями, как повести «Красный смех» или «Иуда Искариот», не говоря уже об андреевских драмах «Жизнь человека» или «Царь-Голод».

Стилевая двусоставность, элемент художественной эклектичности — характерная примета реализма начала XX века. Из крупных писателей той поры только И. Бунин избежал в своем творчестве разностильности: и поэтические, и прозаические его произведения сохраняли гармонию точной описательности и авторского лиризма. Стилевая нестабильность реализма была следствием переходности и известной художественной компромиссности направления. С одной стороны, реализм оставался верен завещанным прежним веком традициям, с другой — начинал взаимодействовать с новыми течениями в искусстве.

Писатели-реалисты постепенно адаптировались к новым формам художественного поиска, хотя этот процесс проходил не всегда мирно. Дальше других по пути сближения с модернистской эстетикой пошли Л.Андреев, Б. Зайцев, С. Сергеев-Ценский, несколько позднее — Е. Замятин. В адрес большинства из них со стороны критиков — приверженцев прежних традиций нередко раздавались упреки в художественном отступничестве, а то и в идеологическом дезертирстве. Однако процесс обновления реализма в целом был художественно плодотворным, а его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значительными.

Наследие рубежа XIX — XX вв. не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова, а логику литературного развития этой поры нельзя свести к единому центру или простейшей схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они ни были, оказываются лишь частью грандиозного целого.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!