Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Дискуссия о кризисе реализма. Модернизм как реакция на кризис реализма.



В конце XIX — начале XX в. искусство, в том числе и литература, превратилось в составную часть единого общественно-эстетического движения эпохи, стало детищем нового периода русской истории. Впервые в истории русской литературы всеми признанному реализму пришлось разделить свое влияние на читателей с представителями модернизма, в первую очередь самого мощного и плодотворного его течения — символизма.

 Явные изменения в классическом критическом реализме происходят тогда же, когда начинает формироваться модернизм, т.е. в 80-е годы.

Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н.Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В.Г.Короленко.

Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л.Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.

А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В.Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ (эти факты литературного бытия вторичны), сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.

Реализм (от лат. realis – действительный, вещественный, подлинный) – художественный метод, который определял характер творчества русских писателей ХIХ века. Критический реализм представляет собой художественное исследование жизни, постижение и воссоздание лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Авторитет реалистической прозы в литературе в начале XX в. поддерживался мастерами слова разных поколений. Наиболее яркими дарованиями среди реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е гг. в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х гг. составившие круг постоянных авторов издательства «Знание». Эта проза имела обширную читательскую аудиторию. Издательство «Знание», удовлетворявшее запросы этой аудитории, выпускало сборники огромными для того времени тиражами — до 65 тыс. экземпляров. В них печатались и те, кто следовал писательской манере своих учителей-предшественников, и те, кто осознанно или неосознанно обновлял ее, подходя к тому, что в начале второго десятилетия нового века назовут неореализмом. Фактическим руководителем издательства был М. Горький – самый именитый писатель-реалист. На рубеже столетий в «Знании» печатались И. Бунин, Л. Андреев, А.Куприн, А.Серафимович, В. Вересаев, Б. Зайцев, И. Шмелев, С. Скиталец, Н. Гарин-Михайловский, Н. Телешов, Е. Чириков, С. Найденов, С. Гусев-Оренбургский, А. Свирский, С. Юшкевич, Д.Айзман и другие авторы. Идейное единство этого круга сохранялось примерно до второй половины первого десятилетия нового века: серьезный раскол внесли трагические события 1905 и последующих годов. Вернее, раскол в писательской среде был вызван разным отношением к этим событиям: одни авторы принимали революционный путь преобразований в стране, другие верили в развитие путем последовательных реформ. Эти разные «веры» во многом предопределили замыслы, содержание, формы их произведений.

Реалисты отображали жизнь империи, ее очевидные общественные и менее очевидные нравственные конфликты, вскрывали их причины и прогнозировали, чем они могут завершиться. За исключением И. А. Бунина, среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и — менее заметно — в драматургии.

Наметилось на рубеже веков влияние модернизма. По-своему яркий и эмоциональный модернизм точно и чётко отразил кризис рубежа веков. В литературе модернизма человек выступает беспомощным, скрытым и скованным. Писатели-модернисты старались полностью отразить внутренние переживания героя, его мысли, желания, мечты, образ жизни и идеалы. Именно в этот период времени в литературе появляются такие нововведения, как притча, аллегория, философское иносказание.

Реализм в литературе ХХ века полностью противостоял модернизму. Реализм наглядно показывал веру в человека, его силы, возможности и реальность. Хотя, несмотря на это, в реализме использовались многие аспекты модернизма и его течений.

В творчестве многих писателей искусно сочетались реализм и модернизм. Самым известным из них был Л. Андреев. В его произведениях, построенных по принципам реализма, отразилось сознание декадента с его культом смерти, самоубийства (рассказ «Рассказ о Сергее Петровиче»), с его имморализмом и желанием освободиться «от всего человеческого, слишком человеческого» (рассказы «Мысль», «Тьма»).

Если модернистов явление кризиса волновало в абстрактных, интеллектуальных его проявлениях, то реалистов беспокоили конкретные – политические, культурные, бытовые – коллизии времени. «Новые люди» были и среди модернистов, и среди реалистов, но если первые относили к ним монашествующих «рыцарей духа», то вторые писали о действительных или потенциальных революционерах, полных благих намерений и отзывающихся на требования масс преобразовать существующую жизнь.

Реалисты показали, что недовольство этой жизнью эхом недовольства рабочих окраин и сел проникает в салоны, залы, имения, что вопросы времени стали занимать «верхи» не меньше, чем вопросы из разряда «вечных». Народ в реалистической прозе начала XX в., но сравнению с предыдущей прозой, стал отличаться особой многоликостью. Характеры чиновников, интеллигентов, дьячков, крестьян, рабочих, мещан стали рисоваться более сложными, менее предсказуемыми в своих поступках. Скажем, традиционно сочувственные или ироничные взгляды на «маленького человека», обычные для прозаиков в прошлом, сменились на другие — выжидательные или даже испуганно-критичные.

Взгляды на творчество предшественников и современников, на цели и задачи словесности, на политические проблемы в сообществе реалистов не были едины. Кто-то претерпел эволюцию и взглядов, и творческой манеры. Многие литераторы отличались широтой тематики и проблематики, обращались к не свойственной предшественникам проблематике и поэтике, но оставались писателями-реалистами, причем очень популярными.

Таким образом, поколение писателей-реалистов начала XX в. получило в наследство новые принципы письма — с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью.

Реализм начала ХХ века называют «одухотворенным реализмом». Каковы его черты?

- это реализм, ищущий истину, обретающий истину;

- это реализм, из которого исчез образ, адекватный идеалу писателя, образ, который воплощал его заветные мысли, образ-носитель представлений художника (сочувствие не этим людям, а неясной мечте);

- в литературу пришел «герой средней руки» (чиновник, офицер, интеллигент, бедняк);

- реализм далек от обличения заблудшей личности, от иронии, его волнует загадка самой природы человеческой дисгармонии;

- обновление жанровых структур, рассказ-малютка может вместить проблемы огромного масштаба, и наоборот, большая повесть рассказывает о событиях двух дней;

- в реализме начала ХХ века нет нравоучительных интонаций, он призывает к сопереживанию, к сотворчеству;

- анализ реальных процессов совмещался со смелой романтической мечтой, реализм ХХ века сродни романтизму, импрессионизму, экспрессионизму, символизму;

- неустанное влечение к классическому наследию.

Реалистическая «одухотворенная» проза начала ХХ века звала к дискуссии.

Для прозы символистов характерно стремление к синтезу музыкального искусства и искусства слова.

Так, о А. Белом говорили, что он болен «хроническим анапеститом». Кроме того, символисты-прозаики специфически относились к классическому наследию. Многие произведения символистов переосмысливали сюжет «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Например, в романе Ф. Сологуба «Тяжелые сны» главный герой преодолевает в себе «ветхого Адама», убивая «методично, но безвольно». В романе А. Белого «Петербург» основной мотив - неудавшееся отцеубийство. Произведения этих писателей проникнуты декадентскими настроениями, в них ощущается «безвыходность» человеческого существования, страх жизни и ужас смерти; герой, как правило, к концу произведения сходит с ума (например, Передонову, герою романа Ф Сологуба «Мелкий бес» в бреду мерещится недотыкомка, глаз-птица; к террористу Дудкину из романа А. Белого «Петербург» на чердак является Медный всадник Фальконе и т. д.).

С именем А. Белого связана символистская реформа прозы. Он считал, что традиционный психологизм не отражает душевной жизни человека. Главное в человеке не сознательное, а бессознательное, в котором заложены изначальные стимулы человеческого поведения. Герой представлялся существующим параллельно в двух мирах: реальном и ирреальном, отсюда - двуплановость поэтики: соединение мистики и сатиры. Данные закономерности отразились в «Симфониях» А. Белого. Эти произведения интересны тем, что созданы по закону музыки, в частности, в них действует принцип музыкального контрапункта. Произведения, как правило, бессюжетны, фрагментарны, а единство цикла держится на возвращающихся мотивах. Наиболее интересна симфония «Возврат», которая строится по принципу символистской двуплановости. Главный герой, магистрант Хандриков, в бытовом плане — маленький человек, служащий лаборатории, а в плане бытия — некое доисторическое Дитя, сидящее на берегу Океана. Аналогичные параллели имеют и другие герои.

Имя А. Белого прославил роман «Петербург», который Вяч. Иванов назвал «произведением русского метафизического ужаса». В центре произведения - образ города, который концентрирует в себе все черты «петербуржского мифа».

Петербург представлен как таинственное, фантастическое пространство, которое само по себе рождает сумасшествие и преступления.

По-другому были реализованы символистские установки в прозе А.Ремизова. В его раннем творчестве сполна проявился символистский мифологизм. В таких сборниках, как «Посолонь», «Лимонарь», «Докука и балагурье», собраны русские сказки, апокрифы, сказания, легенды. Такое собирательство было инициировано высказываниями Вяч. Иванова о том, что «в большом, всенародном искусстве мы идем тропою символа к мифу». В этих сборниках возникает сквозной для А. Ремизова мотив — мотив не состоявшегося Спасения, который получил развитие в его авторских произведениях (повестях «Часы», «Неуемный бубен», «Пятая язва», романах «Пруд», «Крестовые сестры»).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 2395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!