I. Проза критического реализма.



Фотокопию выполненного в тетради задания отправить

на электронную почту tilyuhina68@mail.ru
или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v

 

 

Дата  10 июня 2021 г.
№ занятия по расписанию 1
Группа 1 вг
Учебная дисциплина Литература
№ занятия по плану 138
Тема Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков.
Домашнее задание. Форма выполнения. Источник информации 1. Просмотр видеоурока РЭШ Литература 11 класс (Урок №1 – Тенденции развития литературы на рубеже веков (конец Х I Х-начало ХХ века) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5619/main/300399/ (https://www.youtube.com/watch?v=-VNoa-EBEQA) 2. Учить материал учебника с. 43-47 (Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлёва. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016). 3. Учить теоретический материал для самостоятельного изучения. 4. Письменно. Составить конспект (основные выводы) по теме занятия.
Срок предоставления выполненного задания 16 июня 2021 г.

 

Здравствуйте, ребята.

Ø Проверьте свою готовность к занятию (наличие тетради, ручки).

Ø Не забывайте следить за правильностью посадки за компьютером.

Ø Делайте перерыв каждые 30 минут.

Ø Я желаю вам сегодня учебных успехов!

Ø Запишите в тетрадь дату и тему занятия.

10.06

Домашняя работа

Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма. Дискуссия о кризисе реализма. Журналы сатирического направления

Цель занятия: знакомство с основными тенденциями развития русской прозы конца ХIХ – начала ХХ веков.

Задачи:

– выяснить, каковы основные тенденции развития прозы на рубеже ХIХ-ХХ веков,

– определить особенности развития реализма в литературном процессе рубежа веков,

– выявить стилевую дифференциацию реализма в творчестве Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.П.Чехова, И.С.Шмелева,

– познакомиться с основными положениями дискуссии о кризисе реализма и с новым направлением в искусстве – модернизмом как реакцией на кризис реализма,

– рассмотреть роль журналов сатирического направления в литературном процессе рубежа веков.

 

Перечень рассматриваемых вопросов по теме:

1. Основные тенденции развития прозы.

2. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Дискуссия о кризисе реализма. Модернизм как реакция на кризис реализма.

3. Стилевая дифференциация реализма (Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Обращение к малым эпическим формам.

4. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).

Тезаурус

Акмеизм – искусство совершенно точных и взвешенных слов, противостоящее символизму.

Декаданс – общее обозначение нереалистических направлений в искусстве.

Критический реализм XIX века – вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой.

Модернизм – понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Народничество – система взглядов мелкобуржуазной, крестьянской демократии в России.

Толстовство – религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX – начала XX веков. Возникло в 1880-х годах под влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Основные тенденции развития прозы.

Русская литература конца XIX — начала XX вв. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Вся проза рубежа веков говорила о кризисе социальной и интеллектуальной жизни, о путях его преодоления. Своё ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой передали великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой и А.П.Чехов. Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А.И.Куприн, Л. Н. Андреев, А.Н.Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года всё более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, всё более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.

Рубеж ХIХ-ХХ веков для русской литературы становится периодом переосмысления ценностей, поиска новых форм. Писателей объединяет отрицание обыденности. Воздух наполнен духом творческой и гражданской свободы.

В конце XIX – начале XX вв. русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

Русская литература конца XIX – начала XX веков переживает небывалый подъем: одновременно существуют, влияя друг на друга, два основных литературных  направления (реализм и модернизм) и зарождается новое – социалистический реализм.

1. Критический реализм.

2. Модернизм. Это направление включало в себя три течения:

– символизм (название образовано от франц. symbolisme, от греч. σύμβολον – знак, символ), течение зарождается в середине 80-х годов XIX века, расцвета достигает в 90-е годы XIX века, существует примерно до 1910-х годов; его представители: Д.Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф.Сологуб и др. (старшие символисты) и А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, М.Волошин и др. (младосимволисты),

– акмеизм (название образовано от греческого άκμη – пик, вершина, высшая степень чего-либо, максимум, острие, цветение, цветущая пора), организация акмеистов «Цех поэтов» возникает в 1911 году, программа течения формируется примерно в 1912 году, его представители: Н. Гумилев, С. Городецкий, А.Ахматова, О. Мандельштам, В.Нарбут, М. Зенкевич и др.;

– футуризм (название образовано от латинского futurum – будущее), течение формируется в 1910-1911 годах, его представители: Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, Е.Гуро, А. Крученых, И. Северянин и др.

3. Социалистический реализм (начало формирования, первым произведением соцреализма принято считать пьесу «Враги» М. Горького, вторым – роман «Мать» того же автора).

В начале XX в. эпическая словесность претерпела изменения. Старшие коллеги, среди которых были Л. Толстой, А. Чехов, призывали молодых литераторов к преемственности. Преемственность сохранялась, но преобразования в картине литературной жизни происходили основательные. Временное, текущее отходило на второй план, литература все теснее сближалась с философией. Изменилась поляризация творческих установок. Одни авторы более или менее консервативно шли в фарватере традиций, другие решительно писали по-новому, третьи – сочетали поэтику учителей-предшественников с новой поэтикой.

Соответственно эпические жанры образовали разные направления прозы:

I. Проза критического реализма.

1. Произведения классиков XIX века: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е гг. ещё жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

Ключевыми темами Л.Н. Толстого последнего 20-летия жизни являются темы семьи и пола, религиозная тема, тема непротивления злу насилием, тема смерти и тема собственной или чужой власти. Налицо также приоритет малых жанров прозы перед большими.

В 1892 году Антон Чехов публикует неожиданный для своего времени сборник «Палата № 6», персонажами которого становятся пациенты клиники для людей с психическими отклонениями. Творчество А.П. Чехова 1890-х – начала 1900-х годов проникнуто общефилософской проблематикой: гений и посредственность, «избранничество» во имя спасения человечества («Черный монах», 1894), цена человеческой жизни («Скрипка Ротшильда», 1894), красота и правда как основа духовной общности людей и связи исторических эпох («Студент», 1894), тайны любви и драма семейных отношений в несвободном обществе («Три года» и «Ариадна», 1895; «Дом с мезонином» и «Моя жизнь», 1896; «О любви», 1898; «Дама с собачкой», 1899 и др.), роль религии в жизни человека, преступление и наказание («Убийство», 1895), зависимость человека от созданного им ложного кумира и закономерность бунта в минуту озарения («Леший», 1889), смерть и бессмертие («Архиерей», 1902). Обращение к этим проблемам и темам во многом обуславливается и влиянием эпохи. В рассказах А.П. Чехова этой поры большое место занимает пейзаж, с помощью которого писатель достигает суггестивного эффекта.

2. Произведения реалистов нового времени: А. Куприна, В. Вересаева, И.Бунина и др.

Достоверное воспроизведение действительности, особый интерес к социальной тематике, изучение связи между развитием личности и социальной средой, характерные для реалистических течений, присущи литературе конца ХIХ — начала ХХ веков. Реалистическая литература, созданная писателями нового поколения на рубеже XIX – XX веков, представляет собой очень неоднородное явление. А.Куприн часто обращается к социальной проблематике. Его волнует положение в армии. О разложении офицерства, о невыносимом подчас положении солдат писатель, например, говорит в повести «Поединок». Он видит, как Молох-капитализм пожирает жизни и души людей (об этом говорится, например, в повести «Молох»). С болью пишет Куприн о темноте и невежестве народа (например, в повести «Олеся»). Но при этом писатель говорит и о том, что вечно, о том, что сильнее социальной несправедливости, законов капиталистического общества – о силе искусства (например, в рассказе «Гамбринус») и силе любви (например, в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»). В последних названных произведениях А. Куприн мифологичен – это влияние эпохи «серебряного века». Очень часто герой произведений Куприна – тонко чувствующий, романтичный, благородный человек, который, сталкиваясь с грубым, несправедливым, пошлым, мещанским, жестоким миром, гибнет или ломается (например, «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»).

По мнению писателя, современный интеллигент слишком слаб, он словно отравлен цивилизацией, он привык подчиняться правилам, установленным лживым и высокомерным обществом. Современный интеллигент потерял естественность и с нею силу, которую могут вернуть природа, жизнь вдали от капиталистических городов и способность прислушаться к своему почти уснувшему мифологическому сознанию. Об этом особенно отчетливо говорит А. Куприн в повести «Олеся».

Произведения И. Бунина рубежа XIX – XX веков, даже самые социальные на первый взгляд, насквозь философичны. Писатель говорит о том, что Апокалипсис близок, а люди (и богатые, и бедные) погрязли в грехах, забыли о Боге, пороке, потеряли страх смерти, забыли о том, что всех Бог создал равными, и, следовательно, все люди – братья. Наиболее отчетливо эти мысли выражены в рассказах «Господин из Сан-Франциско» и «Братья».

В своих произведениях И. Бунин прощается со старой патриархальной Россией (рассказ «Антоновские яблоки») и предчувствует гибель того мировоззрения и мирочувствования, которое было ему так дорого (об этом явственно говорится в финалах повестей «Деревня» и «Суходол»).

Одной из главнейших тем в творчестве И. Бунина является тема любви. Ее он тоже решает философски. С точки зрения Бунина, любовь – это миг, но миг, который помогает человеку довоплотиться. Пока человек не полюбит, и душа, и тело его наполовину спят. Только полюбив, человек понимает суть себя и суть окружающего мира. За это знание герои Бунина часто платят жизнью (как, например, герой рассказа «Братья»). В полной мере эти мысли писателя найдут отражение в его эмигрантском творчестве (в повести «Митина любовь» и цикле новелл «Темные аллеи»).

В обновлении прозы рубежа XIX – XX веков играло роль соединение двух встречных тенденций: важнейшей тенденции к “лиризации” художественного целого, идущей от поэзии, и тенденции к “объективизации”, идущей от традиций прозы реализма, реалистической изобразительности. На рубеже 1900-1910-х годов критика заговорила о «возрождении реализма», подразумевая его обновление.

II. Проза зарождающегося социалистического реализма

В романе М. Горького «Мать» (1906) формируется эстетика нового творческого метода. Свое название он получит в 1932 году, а в августе 1934 года с трибуны I Всесоюзного съезда советских писателей социалистический реализм будет объявлен основным художественным методом советской литературы.

В своем романе М. Горький показывает распространение социалистических и революционных идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они способны обогатить личность, пробудить ее к внутреннему росту. Таким образом, предметом изображения оказывается идея – идея социального переустройства мира на основе добра и справедливости. Естественно, что в первую очередь писателя интересует человек, носитель идеи, и процесс взаимодействия идеи и личности. Социалистическая идея очаровала самого М. Горького. В ней он видел способ преодоления социальной несправедливости, преобразования общества на основах равенства, братства, добра и справедливости. По убеждению писателя, человек, окрыленный этой идеей, способен к необычайно быстрому внутреннему росту. Он показывает это на примере Павла Власова, его товарищей и, конечно, Ниловны. М. Горький был искренен в своем творчестве. Позже, начиная с 30-х годов, социалистический реализм станет партийным направлением в искусстве, воплощением творческой несвободы и нормативности.

III. Проза символизма первой (с приоритетом декадентской традиции) и второй волны: произведения Ф. Сологуба, Д.Мережковского, А. Белого и др.

Первым заметным опытом символической прозы можно считать трилогию Д. С. Мережковского (1865–1941) «Христос и Антихрист» (1896–1905), состоящую из романов «Смерть богов (Юлиан Отступник)», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист (Петр и Алексей)». В ней отразился характерный для писателей серебряного века поиск синтеза материального и духовного, стремление обрести некогда потерянную гармонию золотого века и в то же время трагическое осознание недостижимости этого синтеза.

Вместе с тем трилогию Мережковского нельзя в полной мере назвать символистским произведением. В ней сочетаются традиции реалистического романа XIX века (подробно выписаны герои, наличествует последовательно развивающийся сюжет, основанный на причинно-следственных связях) и ряд особенностей символистской прозы (калейдоскопичная, «размытая» во времени форма, подчеркивающая иррационалистичность бытия). На первом плане в романах трилогии – историософские идеи писателя (подробнейшее исследование истории христианства, особенно русской православной церкви, попытка анализа взаимосвязи человека и религии – равно человека и созданного им мифа).

В основе всех частей трилогии лежит исторический сюжет, хотя с фактическим историческим материалом автор обращается весьма произвольно. Например, часто объединяет временными рамками происходившие в разные исторические периоды события: ни детальная хронология, ни социальные аспекты истории сами по себе не интересуют писателя. Мережковскому важнее внутреннее содержание эпохи, соотносимое с его историософскими взглядами.

Итог, к которому приходит Мережковский: в существующей раздвоенности человек должен сделать свой этический выбор. Выбор писателя – Христос. Поэтому можно сказать, что итог историософских поисков писателя – в этическом предпочтении абсолютного добра (Христа) абсолютному злу (Антихристу): «Осанна! Тьму победит Свет… Антихриста победит Христос».

Роман Ф. Сологуба «Мелкий бес» написан на стыке реализма, натурализма и модернизма (с приоритетом последнего).

IV. Промежуточные формы: реалистическая проза, включающая в себя черты модернизма, импрессионизма, экспрессионизма (например, проза Л. Андреева).

В истории русской литературы Л.Н. Андреев занимает особую, пограничную позицию. Творчество писателя генетически восходило к классике XIX века, но развивалось по законам новой эпохи с ее социально-философскими поисками и одновременно мифологизмом и мистицизмом, интересом к подсознанию. В прозе Л.Андреева соединялись социальная проблематика, типизация, бытовая реалистическая деталь и знаковые образы, мистицизм, метафорическая насыщенность текста, иногда аллегоричность, соединение мифа и реальности, пессимизм, особое внимание к темам судьбы (предопределенности), смерти, образу пустых небес (или не замечающего страданий и мольбы, а иногда и греховности людей Бога).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!