Индивидуальная психология Адлера.



Австрийский врач-психиатр и психолог Альфред Адлер (1870-1937г.г).

 В детстве Адлер часто и тяжело болел, поэтому надеялся, что выбор профессии врача поможет ему и его близким в борьбе с недугами. окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако, вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы, область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.

В 1902г. Адлер стал одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда.

Вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие концепции Фрейда. Спустя некоторое время он организовал собственную группу, получившую название Ассоциация индивидуальной психологии.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека.

Его теория, изложенная в книгах "О нервном характере" (1912), "Теория и практика индивидуальной психологии" (1920), "Человекознание" (1927), "Смысл жизни" (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности.

Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу.

Главной силой, определяющей поведение и жизнь человека, Адлер считал, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей.

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности:

1) фиктивный финализм;

2) стиль жизни;

3) общественный интерес (чувство общности);

4) чувство неполноценности и компенсации;

5) стремление к превосходству;

6) творческое "Я".  

Адлер подчеркивал, что здоровый человек может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время, для невротиков это невыполнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером, так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни.

Наиболее важной структурой Адлер называл стиль жизни. Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру "Я".

Чувство общности представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности, хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость становится основой социального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, т.к. чувство общности с матерью не переносится на других людей.

Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности.

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценности и стремления к превосходству - представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, способствуют не только индивидуальному развитию личности, но и развитию общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из наследственности и опыта.

Творческое "Я", с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой.

Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не стане невротиком, в то время, как недостаток кооперации, есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Адлер был одним из первых, кто исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет детям преодолеть их комплекс неполноценности. При этом, спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством.

Теория Адлера стала своеобразной антитезой Фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, исследование и понимание личности.


Ключевые слова:  психоанализ, З.Фрейд, гипноз, глубинная психология, Юнг, Адлер, инстинкт жизни, инстинкт смерти, фрустрация, либидо, энергия, эго, Ид, Супер-Эго, вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация, аналитическая психология, коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, сознание, архетип, экстраверты, интроверты, личность, индивидуальная психология, Альфред Адлер, творческое «Я».

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Общая характеристика глубинной психологии.

2. Концепция З. Фрейда.

3. Методологические принципы теории Фрейда.

4. Научный разрыв Фрейда с его учениками.

5. Новое развитие психоанализа.

6. Теория Фрейда.

7. Аналитическая психология Юнга.

8. Индивидуальная психология Адлера.

9. Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях Юнга и Адлера.

10. Достижение и недостатки психологического направления.

11. Ортодоксальность и творчество в теории З. Фрейда.

 

Л и тература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. завед.. – М.: «Академия», 2001. – С. 338-360.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 318-348.

 

Дополнительная ли тература:

1. Адлер А. Практика и тероия индивидуальной психологи. – М., 1995.

2. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы личности. – М., 1993.

3. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1991.

4. Фрейд З. «Я» и «ОНО». – Тбилиси, 1991. – Т. 1,2.

5. Юнг К. Психологические типы.- М., 1995.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!