Коллективное         Сознание        Индивидуальное бессознательное                                     бессознательное



 

Индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой личностные прижизненные приобретения.

Коллективное бессознательное - это "память поколений", психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет.

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, т.к. они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (мифология народа, религия).

Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персоту, Тень, Аниму или Анимус и Самость.

Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком.

Эго является центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности.

Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. персона оказывает и позитивное и негативное влияние на нашу личность. доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень представляет собой центр личного бессознательного. как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так и Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком, как несовместимые с его персоной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, т.к. индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Анима (у мужчины), Анимус (у женщины) - это те части нашей личности, которые отвечают за сексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т.к. является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это "архетип порядка и целостности личности". Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, а соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития - личность - обретает все большую целостность. Самость - индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа - экстравертов и интровертов.

Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная (обычно подавляемая сторона личности), он - мягкий, заботливый и теплый семьянин.

Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире (в отличие от интровертов) и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких людей они открываются другой стороной своей личности (интровертной). Они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем.

Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя.

В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, а интроверты - фанатиками.

Однако, Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминирование экстра-, интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений.

У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.

При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, мыслящиелюди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении.

Чувствующиелюди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей (способных по той или иной причине принимать решения), то ощущения и интуиция характеризуют, скорее, способы получения информации, и люди, у которых доминируют эти типы психологических процессов более созерцательны.

Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время, как интуитивные типы - на прошлую или будущую.

В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, в этом достоинство его теории.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!