Аналитическая психология Юнга.



Тема 13. Введение в психоанализ

План:

Введение в психоанализ.

Теория Фрейда.

Аналитическая психология Юнга.

Индивидуальная психология Адлера.

Введение в психоанализ.

Психоанализ является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы.

В отличие от предыдущих направлений, особенно гештальтпсихологии, в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место выходит не интеллект, а мотивация.

Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

В становлении этой школы ведущая роль принадлежит Зигмунду Фрейду. Австрийский психолог и психиатр З.Фрейд один из тех ученых, кто во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии.

Его утверждения о приоритетности бессознательного в содержании психики, значении сексуальных влечений и агрессии не были принципиально новыми для психологии. Об этом свидетельствуют работы Жане, Шарко, Льебо. Их труды подсказали Фрейду мысль о роли гипноза и внушения, о возможности его отсроченного воздействия.

Важным для него было и положение Брентано об интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта человека. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека. болезнь в его концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории остались неизменными:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Нетерпимость Фрейда, ревность к любым модификациям привели его к разрыву со всеми учениками и последователями.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили выводам его последователей.

Прежде всего пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время, как факты показывали, что существуют и другие. не менее важные мотивы. протест вызывала переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной.

Он совсем не учитывал роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние не мотивацию личности. Это привело к превращению человека скорее в биологического индивида, чем в социального субъекта, обладающего собственным духовным миром.

Фрейд считал открытые им закономерности универсальными для всех людей и всех народов. Однако уже первые исследования показали, что, например, Эдипов комплекс (который занимал центральное место в концепции Фрейда) детерминирован скорее социальными, чем биологическими факторами, особенностями воспитания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями между родителями и детьми в семье. На это обратили внимание уже Юнг и Адлер.

Адлер пришел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных существуют и другие мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе формирования личности.

Важным моментом в развитии психоанализа было и изменение подхода к проблеме психологической защиты. У Фрейда защита выполняла функции примирения внутриличностного конфликта, а в новых теориях Хорни, Фромма, Салливана она использовалась при конфликтах между субъектом и окружающим. К защите причисляются и такие проявления, как агрессия, уход, садизм и т.д.

Данные о развитии мотивации в течение всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей привели Эриксона к пересмотру постулатов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни.

Таким образом, во второй половине ХХ века психоанализ постепенно стал превращаться в теорию личности, хотя первоначально являлся мотивационной теорией индивида.

 

Теория Фрейда.

Основы психоаналитической концепции были заложены З.Фрейдом (1856 - 1939).

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году. В 1900г. появилась его книга "Толкование сновидений", в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах "Психопатология обыденной жизни" (1901),                   "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1913), "Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921).

Постепенно его идеи получили признание. Вокруг Фрейда складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли Юнг, Адлер, Ференци, Ранк и др.

После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открывались во всем мире, психоаналитическое движение расширялось, приобретая все больше сторонников.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это:

1) метод лечения функциональных психических заболеваний;

2) теория личности;

3) теория общества.

Стержнем всей системы являются взгляды на развитие и структуру личности человека.

С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. с точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека (познавательное развитие есть следствие мотивационного).

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев:

- сознательного;

- предсознательного;

- бессознательного,

в которых и располагаются основные структуры личности.

Содержание бессознательного, по мнению Фрейда недоступно осознанию практически ни при каких условиях.

Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, но требует от него значительных усилий (творческие состояния все предсознательны: интуиция, озарение, догадка).

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая является энергетической основой психического развития. В ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке.

Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения:

- инстинкт жизни;

- инстинкт смерти,

которые находятся в антагонистических отношениях между собой (непримиримое противоречие).

Врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому Фрейд и его последователи называли эту теорию динамической, подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке. Фрустрация влечения приводит к неврозу, т.к. при этом невозможна разрядка.

Фрустрация - обман, неудача, психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.

На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором так много писали Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни.

Либидо (влечение, желание, стремление) означает преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные к вытеснению.

Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Вторая структура личности - Эго, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании.

Таким образом, мы всегда можем осознать свое "Я", хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот сужается, т.к. ребенок рождается, по выражению Фрейда, с "океаническим чувством "Я", включая в себя весь окружающий мир.

Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое "Я" до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Эго, неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго.

В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.

Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе.

Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго.

Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются:

- вытеснение;

- регрессия;

- рационализация;

- проекция;

- сублимация.

а) Вытеснение - самый неэффективный механизм, т.к. при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное и человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов (в сновидениях), ошибок, описок, оговорок.

б) Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, т.к. они позволяют хотя бы частичную разрядку энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов и т.д. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

в) При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам в отношении того субъекта, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, т.к. человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Введение этого защитного механизма позволило в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы, либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам. Эти методы стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

г) Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, т.к. она помогает направить энергию (которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями) в другое русло, например, реализовать ее в творческой деятельности.

Продуктом сублимации Фрейд считал культуру и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства и научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии искусством - арт терапии.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности, характера человека. Исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию.

В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни.

Фрейд выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

Первый - либидо-объект - характерен тем. что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта.

Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не давали соски).

Для этого типа личности характерна инфантильность, зависимость от взрослых даже в зрелом возрасте.

Второй - либидо-субъект - длится до начала полового созревания. Характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма. Для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них.

Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий:

1. Длится до 3-х лет - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, характеризуется упрямством, жестокостью, аккуратностью, бережливостью.

2. С 3-х лет - фаллическая стадия. Дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. в этот период растет напряженность в отношениях с родителями, особенно своего пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения.

В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают внимание на учебу. спорт, игры.

 Третий - либидо-объект (называется, как и первый, т.к. для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер). Начинается в подростковом возрасте.

Эту стадию также называют генитальной, т.к. для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.

Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявляться значительно позднее.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь, междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение людей.

Вывод: психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. в своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. при этом между ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер.

Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. при этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает.

Это внушение обеспечивает катарсис, т.к. принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. так как основа выздоровления при этом связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, его идеи повлияли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии.

Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

 

 

Аналитическая психология Юнга.

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 - 1961г.г.) окончил университет в Цюрихе. пройдя стажировку он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда и открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на его научные взгляды. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им не удалось.

Окончательный разрыв между ними произошел в 1912г. после того, как Юнг опубликовал свою книгу "Символы трансформации".

Постепенно он пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это привело Юнга к открытию о существовании коллективного бессознательного.

 

Юнг считал, что структураличности состоит из трех частей:

 

Структура личности


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!