Формирование многопартийной печати



Рубеж XIX-ХХ веков - один из интереснейших, богатых на события и развивающиеся тенденции, периодов в истории русской журналистики, вместивший в себя, несмотря на узкие хронологические рамки - со второй половины 1890 годов до 1917 года - три революции, русско-японскую и первую мировую войны, а непосредственно для печати - становление многопартийной прессы, утверждение принципов свободы слова и др. В настоящем издании мы постараемся охарактеризовать основные из этих тенденций в сжатой и адаптированной для студентов форме, соотнесённо с основными формулировками вопросов на экзамене по курсу история журналистики начала ХХ века и государственном экзамене по журналистике для специалистов, бакалавров и магистров.

Русская журналистика начала ХХ века. общая характеристика

 

    Решающее влияние на функционирование всей системы отечественной печати рубежа XIX-ХХ веков оказала капитализация экономики страны, бизнес широко использует возможности журналистики (в эти годы, пресса - это и средство оперативного информирования, и медианоситель для рекламы, способ лоббирования интересов, влияния на общественное мнение и политиков и др.). В организацию русской печати активно вовлекается банковский капитал, в том числе иностранный. В 1900 году почти все общественные издания в России находились в частных руках.

    Улучшается и материально-техническая база журналистики. Изобретение новых станков для печати - линотипа и монотипа, фонографа, начало кинематографа, первые эксперименты с радио, общий прогресс в типографском издательском деле - лишь некоторые из новейших тенденций этого времени. Научно-технический прогресс, качественные измене­ния в экономике, становление капитализма приводят к изменениям в общест­ве и общественной организации, наблюдается рост городов, приток рабочих, рост числа фабрик, заводов, банков.

    На рубеже XIX-XX веков формируется массовая аудитория прессы. Возрастание информационных потребностей населения, требование опера­тивности, а также удобство для рекламодателей явились предпосылками к пе­реходу лидирующей роли в прессе к газетам. Сами газеты под влиянием воз­растающей коммерциализации приобретают в указанный период новые каче­ства. Капитализация в издательском деле, увеличение расходов, связанных с учреждением и ведением нового издания, приводят к тому, что теперь ини­циаторами появления новых газет зачастую являются уже не отдельные бога­тые меценаты. В России получают распространение издательские концерны. Издание газеты становится настоящим бизнесом, для многих издателей - биз­несом в первую очередь.

    Ведущими газетами того времени были «Новое время» А. Суворина и «Русское слово» И. Сытина - обе газеты представляли новый, по сравнению с XIX веком, тип изданий, а именно - газеты информационного (а не политиче­ского, идеологического) способа композиции и организации материалов, в которых иногда могли соседствовать разные, часто противоположные мнения от­дельных авторов по тому или иному вопросу (особенно характерно это для раннего "Нового времени"). В конце XIX века - возросшие потребности в разносторонней оперативной информации и акцент на коммерческий успех, и расширение потенциальной аудитории издания привели к тому, что тип ин­формационной газеты стал доминирующим. Понятие «направления» издания, столь характерное для XIX века, отходит как бы на второй план.

    Даже некоторые из партийных газет, как например издание кадетов «Речь», старались гласно заявить свою независимость от политических пар­тий. После 1905 года у каждой партии были свои газеты. Больше всего изда­ний поддерживало именно партию конституционных демократов. Некоторые, поддерживая в целом, все же сохраняли независимую позицию. Такова одна из самых авторитетных в конце XIX века либеральных газет - «Русские ведо­мости». Из демократических городских газет можно выделить газету «Курь­ер», в которой начинал JI. Андреев. На крайнем правом фланге находились черносотенные издания («Русское знамя» и др.).

    Окончательное становление России на капиталистические рельсы обо­значило кризис народнической идеологии, зато всё большее влияние приоб­ретал недавно народившийся марксизм. Одним из новых, активно обсуждае­мых вопросов в публицистике того времени делается рабочий вопрос. Мар­ксисты верили в «историческую миссию пролетариата» как главной движу­щей силы современной русской политики, считая его передовым классом, главным борцом за социализм. Против этого, со страниц своих изданий, воз­ражали народники, традиционно делавшие ставку на крестьянство. Критико­вался ими и классовый подход. Так Пешехонов подчёркивал, что социализм нужен не одному классу, «социалистическому по природе», а всему человече­ству, сам он включал в рабочий класс, также крестьянство и трудовую интел­лигенцию. Лидеры «экономизма» (одного из поднаправлений русской социал-демократии) С. Прокопович, Е. Кускова призывали партийцев не использо­вать рабочий вопрос для политической борьбы, а сосредоточиться на реше­нии экономических проблем рабочего класса.

    Революция 1905 года показала, что рабочие и советы рабочих депутатов являют новую влиятельную политическую силу в стране, с которой необхо­димо считаться, что придало обсуждению рабочего вопроса ещё большую остроту. Полемику марксисты вели со страниц как легальных изданий (преж­де всего - журналов группы «легальных марксистов» - «Новое слово», «На­чало», «Жизнь»), так и в эмигрантской и иностранной печати, а также со стра­ниц сборников. Многие видные деятели российской социал-демократии, ве­дущие публицисты этого лагеря находились долгое время за границей. Это и Г. Плеханов, П. Аксельрод, В. Засулич, и В. Ленин, Л. Троцкий, В. Боровский и др.

    Наряду с рабочим вопросом в числе наиболее обсуждаемых тем в ука­занный период становятся: аграрный вопрос (главнейший в период работы 1-й и 2-й Госдум), перспективы и характер революции в России, тема миро­вой войны и русского патриотизма, вопрос о русской интеллигенции (подня­тый изданным в 1909-м году сборником «Вехи» и развернувшейся по выходу книги полемикой).

    В публицистике и литературной критике в конце XIX века наметился поворот в сторону идеализма. Закончился долгий (с конца 1850-х по 1880-е годы) период господства материалистического направления. С новых позиций переосмысливается наследие публицистов-шестидесятников из стана реали­стов (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, М. Салтыков-Щедрин). В июле 1891-го года В.В. Розанов публикует в «Московских ведомостях», наиболее реакционном из тогдашних изданий, 4 фельетона, первые два из ко­торых «Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов» и «В чём глав­ный недостаток «наследства 60-70-х годов», где он утверждал, что поколение 60-х годов растеряло вечные идеалы: стремясь перекраивать жизнь человече­скую «по грубым потребностям человека», они потеряли «живую человече­скую душу», «мир поэзии, религии и нравственности оказался навсегда за­крытым» для шестидесятников.

    В том же духе высказывался и другой видный публицист и редактор А.К. Волынский: «Утилитарная критика бессильна именно потому, что она элементам второстепенным, историческим, житейским подчиняет то, что гла­венствует надо всем... метафизическое начало нравственной свободы». Жур­нал «Северный вестник», редактируемый Любовью Гуревич, фактически был трибуной А. Волынского, именно он в большей мере определял редакцион­ную политику издания, сделав этот журнал главным провозвестником идеа­листического направления, пытался в своих программных статьях («Идеализм и буржуазность» и др.) выработать новое понимание идеализма.

    В «Северном вестнике» получили первую журнальную прописку и сим­волисты, позже имевшие свои журналы: «Мир Искусства», «Новый путь», «Весы» и другие. В 1892-м году Д. Мережковский читает публичную лекцию «о причинах упадка и о новых течениях русской литературы», с этого собы­тия ведёт свой отсчёт русский символизм «серебряного века». Текст лекции позже был опубликован. Среди «причин упадка» Д. Мережковский называл, в частности, «засилье газетных поденщиков», привыкших «угождать низшим вкусам толпы», порчу языка из-за «вторжения в литературу демократической богемы», беззащитность писателя «перед грубым насилием денежного вар­варства».

    Отражениям тенденции крена в сторону идеализма в общественной мысли рубежа веков стал и расцвет духовной публицистики. Возрождение интереса к религии, к вопросам духовного бытия общества, названное «рус­ским религиозным ренессансом» - имело следствием образование религиозно-философского общества, появление целой плеяды публицистов, пишущих преимущественно на духовные темы (В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.). Тема духовного, нравственного состояния общества и интеллигенции была центральной и в вышедшем в 1909 году сборнике статей «Вехи», но ещё в 1892-м году некоторые из будущих авторов «Вех» участвуют в сборнике «Проблемы идеализма».

    Однако и журналисты-демократы активно участвовали в печати, поле­мизируя с декадентами и критиками идеалистических направлений. В защиту русской революционной демократии выступил Г. Плеханов в статье 1897-го года «Судьбы русской критики», появившейся в четырёх номерах журнала «Новое слово». С В. Розановым спорили со страниц разных изданий Н. Ми­хайловский и В. Ленин, опубликовавший статью «От какого наследства мы отказываемся». Особенно настораживало будущего вождя революции, что делались попытки прививки идеализма к учению Маркса, эти тенденции ак­тивно поддерживались в группе «легальныx марксистов» (П. Струве, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев, С. Булгаков), выдвинувших лозунг «Назад к Канту». В литературе - сборникам и журналам символистов противостояли книжки «знаньинцев» (издательство «Знание», в котором активное участие принимал М. Горький).

    Важным изменением в системе печати России стало появление после манифеста октября 1905-го года официальных партий и складывание в России многопартийной печати. Газеты и журналы теперь не просто представляли точку зрения группы единомышленников, собравшихся вокруг определённого редактора, но точку зрения партии со своим уставом, со своими открыто за­являемыми политическими целями и задачами.

    Если обозревать политический спектр партийных изданий, то на крайнем левом фланге находились издания марксистов-социал-демократов (позже - большевистские и меньшевистские издания: «Искра», «Вперёд», «Правда», «Наша Заря», «Новый Путь» и другие, издававшиеся как в России, так и в эмиграции, тем не менее - каналы доставки газет были хорошо налажены). Также на левом фланге находились народнические издания. Центральный журнал «Русское богатство», до своей смерти в 1904 году воз­главлял Н. Михайловский, позже - редактор В. Короленко, политическое и экономическое ядро издания представляли Пешехонов и Мякотин, лидеры партии «энесов» (народных социалистов). Другое крыло народников - эсеры (социал-революционеры), в партии наиболее активную публицистическую и редакторскую деятельность развернул В. Чернов, издавая сначала в эмигра­ции газету «Революционная Россия», а потом, уже в Санкт-Петербурге - «Сын Отечества», вскоре приостановленную, но под разными названиями во­зобновлявшуюся вплоть до закрытия первой думы.

    Ближе к центру находи­лись издания «легальных марксистов». В журнале «Жизнь» уже довольно за­метны кадетские тенденции. П. Струве, порвав с марксизмом, позже стал од­ним из основателей партии кадетов, первым его шагом стало учреждение в Штутгардте журнала «Освобождение», после 1908 года Струве редактор журнала "Русская мысль", круг авторов, близких к этому журналу составил в 1909 году знаменитый сборник "Вехи". Либеральными по политическим взглядам были и все издания символистов, большинство газет, включая попу­лярные суворинские и сытинские издания. Также такие популярные толстые журналы как «Вестник Европы» (редактора последовательно: Стасюлевич, Арсеньев, Овсяннико-Куликовский), "Русская мысль" (до 1908 года редактор В.Гольцев) и другие. Далее следуют издания «октябристов» - партии крупных промышлен­ников и землевладельцев, лидеры партии и ведущие публицисты - братья Гучковы. На правом фланге находились издания, в прежние времена редакти­ровавшиеся М. Катковым - «Русский вестник», «Московские ведомости», также газета «Гражданин» князя Мещерского, и черносотенные издания.

    Из газет, как уже было сказано, первейшее место занимали информационные издания, без чёткого политического направления, рассчитанные на массовую аудиторию. После 1905-го года и вплоть до 1917-го - самой попу­лярной, самой читаемой газетой делается «Русское слово» под редакторством Власа Дорошевича, сумевшего сделать из неё первую в России информаци­онную газету европейского типа, реформировав структуру редакции, образовав отделы, во главе которых стояли редакторы, введя систему планёрок, бо­рясь за оперативность публикующихся сообщений.

    Кроме газет и толстых журналов большое распространение получают так называемые тонкие журналы. Первой ласточкой здесь был журнал «Ни­ва», главное детище издателя Адольфа Маркса, объёмом в сто страниц (по сравнению с 500-600 толстых журналов); журналы эти были легче для чтения, часто иллюстрированные, и пользовались большим успехом. Все издания символистов относятся к группе «тонких журналов». Сохранялось сложив­шееся к середине 1880-х годов деление на «большую» и «малую» прессы, то есть качественные и массовые издания, очень распространены были «газеты- копейки». Развивалась, хоть и медленно, провинциальная пресса, а также иноязычная пресса народов России. В 1894 году в России выходило 785 изда­ний. Из них на русском - 638. Далее по убывающей -79 на латышском, 64 на польском, 41 на немецком, 11 на эстонском, также издавались газеты и жур­налы на французском, армянском, грузинском, еврейском и финском языках. После революции 1905 года процесс учреждения изданий на языках других народов активизировался, в частности, впервые появляются издания на татар­ском языке. Первый номер газеты «Нур» («Луч») увидел свет 2 сентября 1905 года. А к концу года в России выходило уже 4 татароязычных издания.

    До революции 1905 года принципиальных изменений во взаимоотноше­ниях власти и прессы не происходило. Работала система, созданная Алексан­дром III, наибольшее влияние на политику по печати оказывал обер-прокурор Синода К. Победоносцев. Во время же событий 1905 года в стране сложилась уникальная ситуация, где одними из главных ограничителей свободы слова сделались советы рабочих депутатов. В условиях многопартийной пе­чати, завоёванных свобод государство делало попытки скоординировать управление и надзор за печатью с учетом последних тенденций в развитии общества.

    Виднейшие писатели того времени оставили заметный след в журнали­стике. Редактировали отделы и издания JI. Андреев, В. Брюсов, М. Горький, Р. Иванов-Разумник, А. Куприн, Д. Мережковский, другие же - А. Блок, М. Пришвин, Теффи, Л. Толстой - в этот период активно участвуют в публицистике, регулярно публикуют злободневные статьи и очерки в столичных и провинциальных изданиях.

    Журналистика рубежа XIX-XX века - разнообразна. Этот период в ис­тории русской прессы самый короткий, но и самый насыщенный. Журнали­стика политическая и коммерческая, партийная и информационная, с тради­ционными для XIX века толстыми журналами и современными газетами но­вого типа, с поднимаемыми темами от аграрного и рабочего вопросов до ре­формации Православия и духовного состояния общества, - живёт, дискутиру­ет, обсуждает важнейшие вопросы, вступает в жесточайшие полемики друг с другом. В короткий период русская пресса прошла путь от подцензурной в высокой степени до фактически полностью свободной. Рубеж веков - время появления в стране первых медийных холдингов и проведения полномасштабных информационных войн, это период многопартийности для России и формиро­вания системы многопартийной печати. Даже в современной России, несмот­ря на утверждённую законом многопартийность, система печати различных политических партий не сформирована и не работает в той мере, как это было на рубеже веков XIX и XX, что обеспечивало широкую многополюсную дис­куссию в прессе по самым насущным и актуальным вопросам текущей мину­ты. Безусловно, указанный период для русской журналистики, русской куль­туры и общества в целом уникален и заслуживает самого пристального изу­чения.

 

вопросы для самоконтроля:

1. какие изменения произошли в журналистике рубежа веков по сравнению с предыдущими десятилетиями?

2. как повлияла капитализация страны на организацию работы прессы?

3. назовите ведущие издания и публицистов рубежа веков.

 

Формирование многопартийной печати

2.1. Полемика Марксистов и Народников 1890 - начала 1900-х годов. За­рождение социалистической партийной прессы

 

    Марксистские взгляды приобрели влияние в России на рубеже 1880- 1890-х годов, с развитием социал-демократических движений. К 1903 году сложились несколько течений внутри марксизма, каждое из них имело свои издания, свою прессу.

    Старейшее русское социал-демократическое движение было основано в 1883-м году, в Женеве эмигрировавшими бывшими народниками-чернопередельцами (Плеханов, Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнато­в). Основное издание в 1896-1899-х годах - «Работник» и «Листки работ­ника». По инициативе группы в 1894-м году был создан заграничный союз русских социал-демократов. После раскола союза в 1900-м году Плеханов со­товарищи выходят из его состава и создают новую организацию «Социал-демократ», выпуская нерегулярно одноименный сборник. В дальнейшем в русской социал-демократии Плеханов занимал центристские позиции, не раз предпринимал попытки примирить большевиков и меньшевиков. Аксельрод стал видным теоретиком меньшевизма.

    Первыми марксистскими изданиями, легально выходившими в России, стали издания группы «легальных марксистов»: Струве, Туган-Барановский, Бердяев, Булгаков и др. Это журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В этих изданиях легально сотрудничали представители самых разных течений марксизма, одним из основных направлений публицистики марксистов на этом этапе стала полемика с народниками.

Народники стремились обосновать идею своего пути для России, кото­рый, по их мнению, заключался в возможности, для нашего государства из­бежать капиталистической стадии и напрямую прийти к социализму, особые надежды возлагались народниками на общину и артель. Вплоть до своей смерти в 1904-м году, главным идейным руководителем легального народничества (впрочем, не любившим этого наименования) был Ни­колай Михайловский, один из видных сотрудников ещё Отечественных запи­сок, позже - руководитель народнического журнала «Русское богатство».

    Однако к концу 1890-х годов народничество находилось в кризисе, ста­ло очевидным, что необходимо реформировать прежние народнические взгляды, главным пунктом этого реформирования стало признание относи­тельной прогрессивности капитализма. Основные линии неонародничества были представлены в публицистических выступлениях Чернова (одного из будущих лидеров эсеров) и Пешехонова, Мякотина (основатели партии на­родных социалистов). Признавая некоторые выводы марксистской теории, народники, тем не менее возражали против классового подхода (делая глав­ным субъектом социально-политических отношений личность), а также опору социализма видели не в пролетариате, а в крестьянстве.

    Одним из видных марксистских критиков народничества выступил Ле­нин в своих статьях 90-х годов: «От какого наследства мы отказываемся» и др., где углубив позицию, общую для всех марксистов - об относительной прогрессивности капитализма, показал, что капиталистические отношения за­тронули и крестьянство, и несколько тенденциозно поставил знак равенства между крестьянином и мелкобуржуазным собственником, объявив главной движущей силой социализма не крестьянство, а пролетариат.

    Итогом этой полемики стало осознание и народниками и мар­ксистами необходимости перехода от кружковщины к созданию партии. Пер­воначальным этапом на этом пути стала для обеих групп организация своих изданий за рубежом. Таковыми стали газета «Революционная Россия» для эсеров и «Искра», а также журнал «Заря» для марксистов.

    Марксистское течение было представлено несколькими группами, имевшими свои издания. Для представителей «легальных» марксистов (П.Струве, М. Туган-Барановский) были характерны тенденции, направленные на «улучшение», необхо­димое, как они считали, для теории Маркса. Часть из них полагала, что улуч­шения необходимы с точки зрения эстетики и философии, став на позиции так называемого «неокантианства», предлагали отказаться от материалисти­ческого взгляда в пользу идеалистического и соединить экономические воз­зрения Маркса с христианской этикой (Булгаков), либо с мистическим миро­ощущением (Бердяев). Другие же - Струве и Туган-Барановский предлагали «улучшить» социальную программу марксизма, отказавшись от идеи револю­ции, стать на путь социального реформизма, так как обнищавший пролетари­ат не способен провести переворот.

    В этом пункте - необходимости переходить к социальным реформам, Струве почти смыкается с так называемыми «экономистами», еще одной группой внутри марксизма. Разница заключалась в том, что Струве, в отличие от последних, не отрицал возможности и даже необходимости участия рабо­чего класса в политической борьбе, но не верил в возможность социалистиче­ской революции в современных условиях. «Экономисты» же утверждали, что рабочим нужны не политические преобразования, а надлежащие условия жизни, интеллигенция же стремится использовать рабочее движение в своих интересах.

    Е. Кускова в своих тезисах «Краткое изложение взглядов», более из­вестных под названием «Кредо» (то есть символ веры, мировоззренческая программа), заявляла об исторической исчерпанности марксизма в том виде, как он был сформулирован в «Манифесте Коммунистической партии». Она ставила вопрос о «коренном изменении» практической деятельности социал- демократии, необходимости выхода за пределы узкокорпоративных, сектант­ских задач на уровень национальных, заключающихся в реформировании со­временного общества в демократическом направлении. Автор «Кредо», оце­нивая русский марксизм как «печальное зрелище», поскольку схемы, заимст­вованные «с чужого плеча», не соответствовали состоянию рабочего движе­ния в России, призывала социал-демократов отказаться от классовой зашо- ренности и сосредоточить силы на экономической борьбе пролетариата и ли­берально-оппозиционной деятельности. Тезисы «Кредо», истолкованные как почти официальная программа «экономистов», вызвали резкий протест Лени­на. Оформление «экономизма» началось с публикации работ немецкого со­циал-демократа Бернштейна. Эти идеи возобладали в заграничном союзе рус­ских социал-демократов, в результате чего из союза вышел Плеханов, не со­гласный с доктриной «экономизма». Главным заграничным изданием «эко­номизма» - стала официальная газета союза «Рабочее дело», в России эти тен­денции выражала «Рабочая мысль».

    На втором съезде РСДРП две крайние тенденции представляли с одной стороны - «искровцы», с другой - «рабочедельцы». «Искра» - важнейшее из­дание для русских социал-демократов в 1900-1903 годы, по сути подготовила базу для окончательного оформления партии, которое произошло на втором съезде в 1903-м году. Сама газета выдержала несколько этапов.

    1900 год - зреет замысел у Ленина в Сибирской ссылке. Апрель — псковское совещание с легальными марксистами с целью обеспечения финан­совой поддержки. Позже Струве сотоварищи были отстранены от участия в газете. Август - совещание со «стариками» (группа Плеханова), определение редколлегии («старики» - Аксельрод, Плеханов, Засулич; «молодые» - Ле­нин, Мартов, Потресов). Обозначились противоречия между двумя группами. Ноябрь, 1900 г. - выход первого номера в Мюнхене, 1902 г. - перенос изда­ния в Лондон. 1900-1902 гг. создание местных комитетов и центров по рас­пространению «Искры» в России.

    Основным направлением деятельности «Искры» стала полемика с эко­номистами, народниками и легальными марксистами. Против последних была направлена статья Ленина <*анибалы либерализма». В 1902 году выходит ра­бота Ленина с уничижительной критикой экономизма и представлением соб­ственной социально-политической программы. Это сборник «Что делать?». Ленин предлагал создавать организации профессиональных революционеров и направлять их в рабочие организации для управления рабоче-стаченым движением.

    В 1903 году произошёл раскол социал-демократов на фракции больше­виков и меньшевиков с сохранением единой партии. Поводом стал пункт о членстве в партии, который по сути определял характер будущей партии - демократической и массовой, либо узкой, со строгой дисциплиной и диктату­рой. Этот раскол привёл и к расколу внутри редакции «Искры». Мартов, По­тресов, Аксельрод бойкотировали Искру. Плеханов настаивал на возобновле­нии издания газеты в старом составе. В результате - газету в свою очередь покидает Ленин. С № 53 за 1903 год «Искра» становится меньшевистской газетой. За большевиками остаётся контроль в ЦК.

    Весь период с конца 1903 г. по конец 1904 г. характеризуется борьбой за местные комитеты и ожесточенной литературной полемикой. Наиболее зна­чительными памятниками этой полемики со стороны меньшевиков являлись брошюра Мартова «Борьба» с «осадным положением» в российской социал-демократической рабочей партии», статьи Аксельрода «Объединение российской социал-демократии и ее задачи» («Искра», № 55 и 57), брошюра Троцко­го «Наши политические задачи. (Тактические и организационные вопросы)», статья Плеханова «Централизм или бонапартизм» («Искра» № 65). Центральным пунктом было обвинение Ленина в диктаторстве.

    В 1904 году Ленин основывает газету «Вперёд», привлекая к сотрудни­честву Луначарского, Ольминского, Воровского. В это же время активно идёт поиск легальной трибуны в самой России. Первой большевистской газетой станет «Новая жизнь», издание поэта-символиста Минского.

    Ещё в 1894 г. появился Союз Русских Социалистов-Революционеров («эсеров») в Швейцарии. Вторая половина 1890-х гг. - появление эсерских организаций в провинции - Киев, Саратов. Активно начинают выпускаться заграничные эсерские издания. «Накануне», Лондон (1899), «Вестник русской революции», Париж. В 1901 появляется «Революционная Россия». Ведущим публицистом и идеологом «эсеров» становится Виктор Михайлович Чернов. В 1901 при его активном участии создана Аграрно-Социальная лига. Он пуб­ликует статью «Очередной вопрос революционного дела», где старается на­править внимание революционной интеллигенции к работе в деревне.

    Эсеры - самая влиятельная политическая партия обновленного народни­чества рубежа веков. Осенью 1905 года появились первые легальные издания эсеров в России. В. Чернов: «во второй половине 1905 г. стало ясно, что за­граничная пресса не успевает за событиями. Известие (о Манифесте 17 окт.) застало нас врасплох». Чернов отправляется в Петербург наладить выход га­зеты. За помощью пришёл в редакцию «Русского богатства». На том этапе его поддержали Пешехонов и Мякотин (будущие лидеры второй народнической партии - «народных социалистов» / «энэсов») и Ганейзер, один из членов редколлегии петербургской газеты «Сын Отечества». Вопрос о переходе этой газеты (издатель - Юрицын, главный редактор - Шрейдер) на эсэрские пози­ции принимался демократическим путём, на общем собрании. Несколько со­трудников покинули издание. В конце 1905 года первая легальная эсэрская газета была закрыта. Во время первой Думы ими выпускалась газета «Мысль», позже - центральным органом станет «Дело народа».

    Эсеры считали террор вполне допустимым методом революционной борьбы, но главная их деятельность была направлена на формирование созна­тельности масс, организацию революции, в отличие от СД, эсеры возлагали надежды на крестьянство. Заметно было влияние эсеров и в некоторых про­фессиональных политических союзах (наряду с социал-демократами). Так эсеры занимали ведущие позиции в профсоюзе Прохоровской мануфактуры.

 

2.2. Партийная печать консерваторов и либералов

 

а.) консерваторы

 

    К 1905 году крайний правый фланг находился в стадии формирования. Наиболее заметной организацией здесь стало русское собрание, начинавшее­ся как культурно-просветительское общество, под влиянием событий 1905 года превратившееся в элитарный политический клуб. Единственной ярко выраженной право-монархистской организацией являлся первое время Союз русского народа, под руководством А. Дубровина. Определённым влиянием пользовались позже организация «Союз русских людей» и Русская монархи­ческая партия, руководимая редактором «Московских ведомостей» В. Грин- гмутом. 8-11 февраля 1906 прошёл «Съёзд русских людей», в котором прини- мали участие представители более 30 организаций. Главной целью была вы- работка консолидированной позиции по отношению к участию в законода­тельном собрании и возможности сотрудничества с либеральными партиями, в частности с кадетами. К решению прийти не удалось. В целом, не сочувст­вуя идее законодательного представительства, монархисты не имели возмож­ности открыто выступать против царского манифеста, поэтому основная то­нальность их выступлений в прессе сводилась к попыткам обоснования тези­са о том, что идея законодательного собрания, якобы, не противоречит монархии.

 

б.) либералы

 

    На рубеже XIX-XX веков происходит эволюция русского либерализма. Происходила смена одной мировоззренческой системы ценностей другой, бо­лее соответствующей западноевропейским понятиям о гражданском обществе и правовом государстве, и, во-вторых, смена одной генерации либеральных деятелей другой.

    Либералы новой генерации — интеллигенты-интеллектуалы открыто заговорили о необходимости капиталистической модернизации России, о буржуазии как новом восходящем классе, призванном в ближайшей перспективе стать ведущей социальной и политической силой, определявшей ведущую тенденцию развития общественного прогресса. На рубеже двух веков в рамках общей эволюции либерализма прослеживается тенденция к его демокра­тизации и расширению социальной базы (достаточно сказать, что старый — земский — либерализм объединял в своих рядах лишь около 300 человек, из которых 80% были дворяне) за счет приобщения к нему широких слоев ин­теллигенции; к радикальным изменениям в области идеологии и программы, политики и тактики.

    В это время в либеральном движении все громче, увереннее зазвучали голоса: приват-доцента Московского университета, выдающегося историка П. Н. Милюкова, секретаря Юридического общества при Петербурском универ­ситете, редактора журнала «Право» В. Д. Набокова, профессоров П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева А. А. Мануйлова, А. А. Кауфмана, приват- доцентов Ф. Ф. Кокошкина, С. А. Котляревского, В. Е. Якушкина и других. Часть университетской интеллигенции, а также перешедшие на позиции ли­берализма (сначала идейно, а затем организационно) некоторые представите­ли народничества — профессора Н. А. Каблуков и А. И. Чупров; «легального марксизма» П. Б. Струве, С. Н. Булгаков Н. А. Бердяев, М. И. Туган- Барановский) и «экономизма» (С. Н. Прокопович и Е. Д. Кускова) внесли в русский либерализм мощную струю демократизма и социального реформа­торства.

    Изменилась и тактика нового либерализма. Если земские (дворянские) либералы категорически выступали против нелегальной деятельности, огра­ничивались петициями и адресами на «высочайшее имя», то интеллигенты приступили к созданию нелегальных организаций, к изданию и распростра­нению нелегальных печатных органов, использовали методы «захватного пра­ва». Более того, они выступили в поддержку мирных политических забасто­вок и демонстраций, оказывали материальную и техническую помощь рево­люционным организациям.

    Появление нового течения в русском либерализме еще не говорило о том, что земские — дворянские либералы были готовы сразу же, без боя, ус­тупить ему свое место. В это переходное время русский либерализм как целое продолжал оставаться аморфным направлением общественной мысли и об­щественного движения. В нем продолжали существовать и взаимодействовать несколько течений: правое крыло во главе с видным земским и общест­венным деятелем Д. Н. Шиповым, центр - земцы-конституционалисты и левое крыло (освобожденцы). К освобожденческому течению принадлежала не­значительная часть земцев-конституционалистов типа князей Павла и Петра Долгоруковых, князя Д. И. Шаховского, видного земского и общественного деятеля И. И. Петрункевича. Но все же основной социальной средой освобожденческого течения были широкие круги интеллигенции.

    Создания единой партии не получилось, противоречия между группами велики, конституционно-демократическая партия («кадеты») оформлена окончательно в октябре 1905 г., в ноябре - ок­тябристы.

    Основу кадетской партии составляли интеллигенты, средние и мелкие служащие и др. Октябристов - крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия. Кадеты - более радикальны. Всех либералов роднит неприятие идеи насильственной социальной революции. Земцы - отрицали вообще. «Освобожденцы» разделяли: политическую и социалистическую революции. Политическая - правомерна, когда сама власть не может решить историче­ские задачи, перед ней стоящие. После 9 января все либералы стали полити­чески заострять свои требования. В ответ на кровавые события Струве опуб­ликовал ряд статей «Палач народа», «Он прощает их», «Анархия самодержа­вия». Кадеты (крыло Струве) активно левеют, сотрудничают с эсерами и эс- дэками. Требуют созыва учредительного собрания на основе всеобщего изби­рательного права. После манифеста кадеты вовсе убрали пункт о революции, поняв невозможность отделения политической революции от социальной.

    Для ориентации либеральной печати ре­шающую роль сыграли выборы в Госдуму, объединившие вокруг себя широ­кие слои оппозиционно настроенной интеллигенции. Почти вся либеральная печать поддерживала воззрения кадетов. Ленин писал в марте 1906 г. «Кадет­ская Печать - почти 9/10 всей политической журналистики».

    Во второй половине 1904 г. «Союз освобождения», из которого образо­валась в конце 1905 г. партия, сделал своим негласным центральным органом газету «Право», издававшуюся В.М. Гессеном и П. И. Лазаревским. Затем эту роль играли «Наша жизнь» Л. В. Ходского и «Наши дни». Была попытка соз­дать «Вестник партии народной свободы». На второй день после появления «Вестника...», 23 февраля 1906 г. вышла газета «Речь». Создавшие ее П.Н. Ми­люков и И.В. Гессен не- могли быть официальными редакторами газеты, так как находились под следствием по делу об издании «Народной свободы», не они стали фактическими руководителями «Речи» и ее ведущими сотрудниками.

    С первого номера «Речь» поставила своей целью «бороться со стихией», она пыталась ввести продолжавшиеся в стране революционные события в русло парламентской борьбы. Газета рассматрива­ла Думу как путь к упрочению конституционного строя на широкой демокра­тической основе. 28 мая 1906 г. в передовой статье газета предлагала создать «общую почву, на которой освободительное движение могло бы держаться с полным единодушием без различия оттенков».

    Близкими по духу кадетам были «Русские ведомости», «Вестник Евро­пы», однако программа этих изданий была гораздо шире партийной кадет­ской программы.

    Печать других либеральных партий не столь влиятельна, как кадетская. Октябристы издавали более 50 газет на русском, немецком, латышском язы­ках. Центральным органом октябристов была газета «Голос Москвы», глав­ными спонсорами которой были братья Гучковы. К 1912 году окончательно пришла в упадок. Отметим также газету мирнообновленцев «Утро России», финансировавшуюся Рябушинским, Ковалевским, Озеровым и другими.

 

вопросы для самоконтроля:

1. По каким вопросам велась полемика между народниками и марксистами?

2. назовите и охарактеризуйте издания легальных марксистов

3. назовите основные партийные издания России, охарактеризуйте работу по организации печати различных партий.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!