Задания части 2 (5.1–5.5) и критерии их проверки и оценивания



 

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов[6].

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

В инструкции к заданию части 2 указано: «В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений». В зависимости от формулировки темы участник может раскрывать её на примере стихотворений или лирических поэм. При оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

 

Таблица 5

Критерии оценивания выполнения заданий 5.1–5.5

Баллы Критерии

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне
1 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно
0 Тема не раскрыта

2. Привлечение текста произведения для аргументации

3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки
1 Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена. И/ИЛИ допущено три фактические ошибки
0 Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки. И/ИЛИ авторская позиция искажена

3. Опора на теоретико-литературные понятия

2 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
1 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий). И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение. ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

4. Композиционная цельность и логичность

3 Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
2 Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы
1 В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями. И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
0 В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

5. Соблюдение речевых норм

2 Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок
1 Допущено три-четыре речевые ошибки
0 Допущено пять или более речевых ошибок
Максимальный балл за сочинение – 13

Для того чтобы оценить качество выполнения сочинения, необходимо прежде всего проверить его с точки зрения соблюдений требований объёма.

В преамбуле к критериям оценивания заданий 5.1–5.5 сказано: «При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Обратим внимание на то, что в ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении (изложении) приняты единые подходы к подсчёту слов в развёрнутых ответах: подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела. Такой подход имеет давнюю вековую традицию. Данный принцип распространяется на подсчёт слов для научных и других статей, для диктантов и изложений и т.п. (на этом принципе построен подсчёт слов в текстовом редакторе Microsoft Word, где главным ориентиром является пробел).

Безусловно, в лингвистике понятие «слово» значительно сложнее. Одну лексико-грамматическую или семантическую единицу могут образовать несколько слов. Ниже приведены некоторые примеры:

– словоформы: повелительное наклонение («пусть напишут»), будущее время («буду играть»), сравнительная степень («менее громко»);

– части речи: составные предлоги («в течение»); составные союзы («несмотря на то, что»); составные числительные («триста тридцать пять»);

– имена собственные: имена людей («Николай Васильевич Гоголь»); названия произведений («Война и мир»), топонимы (Белогорская крепость);

– фразеологизмы («душа в душу»);

– члены предложения: осложнённые сказуемые («знай себе отдыхает», «говорят не наговорятся).

При подсчёте слов не следует рассматривать слово как лексико-грамматическую или семантическую единицу.

В критерии ОГЭ (как и ЕГЭ) с 2018 г. введена разъясняющая сноска, в которой описан подход к подсчёту слов в сочинении: «Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Следуя данному принципу, подсчёт слов на конкретных примерах будет таким:

Белогорская крепость – 2 слова;

Александр Сергеевич Пушкин – 3 слова;

А.С. Пушкин – 1 слово;

для того чтобы – 3 слова;

в возрасте двадцати двух лет – 5 слов;

в возрасте 22 лет – 3 слова.

Если объём сочинения соответствует установленным требованиям, то следует проверять сочинение, обращая внимание на следующие аспекты ответа экзаменуемого (в соответствии с форматом темы).

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» (содержательный аспект) является главным. Если по этому критерию ставится 0 баллов, то по другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Основная задача выпускника – глубоко, многосторонне раскрыть тему сочинения. Следует помнить, что темы сочинений (в форме вопроса или констатирующие) не предполагают одного единственно правильного пути раскрытия проблемы. Поэтому оценка за высказывание собственной (пусть и нетрадиционной) точки зрения не снижается, если выпускник объяснил, почему он считает именно так, а не иначе, показал, что его привело к данной интерпретации. При анализе сочинения по критерию 1 следует ответить на следующие вопросы.

- Соответствует ли сочинение формулировке темы?

- Раскрывает ли выпускник тему сочинения?

- Отображено ли в сочинении знание общей проблематики произведения (произведений)?

- Формулирует ли выпускник свою точку зрения и даёт ли её убедительное обоснование?

 

Говоря о критерии 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» следует подчеркнуть, что при выполнении задания части 2 экзаменуемый должен продемонстрировать умение строить развёрнутое аргументированное высказывание на литературную тему с привлечением для аргументации текста произведения на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается не меньше двух произведений). Однако перегруженность работы цитатами или полное отсутствие таковых в равной степени нежелательны. Наиболее типичными ошибками экзаменуемых при создании развёрнутого ответа являются:

– искажение авторской позиции (допускается собственное видение проблемы при демонстрации понимания авторской позиции);

– замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи;

– привлечение текста на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.);

– отсутствие цитатного материала или недостаточность его привлечения (т.е. недостаточность доказательной аргументации при наличии собственных суждений);

– неуместное цитирование или пересказ содержания, не связанные с проблемой, предложенной в вопросе;

– привлечение только одного стихотворения при написании сочинения по лирике;

– отсутствие точного названия произведений (ошибка, характерная при написании сочинений с опорой на малые жанровые формы);

– наличие фактических ошибок.

 

При анализе сочинения по критерию 2 следует ответить на следующие вопросы:

- Выдвигает ли выпускник при раскрытии темы необходимые тезисы и подкрепляет ли их соответствующей аргументацией?

- Опирается ли выпускник в раскрытии темы на авторскую позицию или искажает её?

- Привлекает ли выпускник текст литературного произведения при раскрытии темы?

- Привлекает ли выпускник текст литературного произведения на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов (образов, микротем, деталей и т.п.), или текст привлекается на уровне общих рассуждений о содержании произведения, а анализ подменяется пересказом без необходимых комментариев и оценок?

- Сколько стихотворений выпускник привлекает для анализа в сочинении по лирике?

- Дают ли привлекаемые фрагменты текста основание для аргументированных суждений о прочитанном?

- Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?

 

При оценке сочинения немаловажную роль играет критерий 3 «Опора на теоретико-литературные понятия». Он позволяет выявить уровень владения учащимся теоретико-литературными понятиями, сформированность умения анализировать художественное произведение с опорой на понятия, связанные с его родовой и жанровой спецификой. Для получения максимального балла по этому критерию выпускник должен не просто уместно упоминать в сочинении литературоведческие термины, но и правильно квалифицировать (называть) важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств при рассмотрении художественного своеобразия конкретного произведения. Следует иметь в виду, что качество ответа выпускника, уровень его подготовленности по предмету оценивается не по количеству использованных им терминов и понятий, а по глубине анализа произведения и целесообразности применения необходимых инструментов для его проведения.

При оценке работы по критерию 3 необходимо обращать внимание на все слова, являющиеся теоретико-литературными понятиями, например «роман», «автор-повествователь», «реализм», «второстепенные персонажи» и т.п. Если обнаружена ошибка в использовании понятия, то данная ошибка учитывается только при оценке сочинения по критерию 3 (на оценку по критерию 2 такая ошибка не оказывает влияния).

 

При анализе сочинения по критерию 3 следует ответить на следующие вопросы:

- Включает ли выпускник в сочинение теоретико-литературные понятия?

- Применяет ли их для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы или ограничивается простым упоминанием понятий в тексте сочинения?

- Допускает ли экзаменуемый ошибки и неточности в использовании теоретико-литературных понятий?

- Можно ли считать уровень владения теоретико-литературными понятиями, который продемонстрировал экзаменуемый в сочинении, достаточным для раскрытия темы?

 

Основная трудность в оценке сочинения по критерию 4 «Композиционная цельность и логичность» состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность и композиционную стройность высказывания, логику, связность изложения. Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа сочинения. Лучшие работы экзаменуемых отличает чёткость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.

Вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью.

Каждая мысль текста должна иметь определённое, устойчивое содержание (предмет высказывания не должен произвольно меняться в ходе рассуждения, понятия – подменяться и смешиваться).

Сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость экзаменуемого могут привести к появлению в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.

Точность подбора тезисов, чёткость их формулирования, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Сочинение должно быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана). При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом и обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

Слабая аргументация сопряжена также с логическими ошибками, связанными с нарушением последовательности изложения. Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов, содержащих такую ошибку. О характерных ошибках данного вида сказано выше.

При анализе сочинения по критерию 4 следует ответить на следующие вопросы:

– Обладает ли сочинение композиционной цельностью, прослеживается ли в нём композиционный замысел? Наблюдаются ли в работе нарушения композиционной связи между смысловыми частями?

– Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы?

– Связаны ли смысловые части высказывания между собой логически?

– Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений внутри смысловых частей или необоснованные повторы?

– Допущены ли в сочинении грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла высказывания?

 

Критерий 5 «Соблюдение речевых норм» позволяет проверить, насколько хорошо экзаменуемый овладел умением строить не только логически связное, но и стилистически грамотное, нормативное речевое высказывание, навык которого формируется в процессе изучения литературы. Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочётов, допущенных учащимися в тексте экзаменационной работы. На оценку сочинения по пятому критерию распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Поэтому при подсчёте ошибок не учитываются описки, однотипные и повторяющиеся ошибки, два речевых недочёта могут приравниваться к одной речевой ошибке.

При анализе сочинения по критерию 4 следует ответить на следующие вопросы:

– Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочёты?

– Сколько речевых ошибок допущено выпускником?

 

Чаще всего расхождения в экспертной оценке касаются выставления балла по первому и второму критериям.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!