Практики-помощники в достижении состояния истинной радости.



И Архиепископ Туту, и Его Святейшество Далай-лама уделяют значительное внимание духовным практикам, которые помогают воспитать в себе упомянутые восемь качеств. Следующие практики кратки, несложны и очень эффективны при регулярном выполнении:

1. Утренняя практика намерения. Надлежит удобно сесть, где только удобно, и с закрытыми глазами сделать несколько глубоких вдохов и задать себе вопрос – «Чего хочет мое сердце? Чего я хочу для себя, своих близких и для всего мира?». Наши сиюминутные желания часто вводят нас в заблуждение, поэтому важно понимать свои более глубокие потребности. Например, можно установить намерение дня. Оно может звучать как «Сегодня я буду сострадательнее к нуждающимся людям вокруг меня». Иногда бывает сложно сформулировать свои желания в одном предложении, поэтому можно просто проговаривать строки старинной тибетской медитации о Четырех Безмерных состояниях ума:

Да обретут все живые существа счастье и причины для счастья.

Да избавятся все живые существа от страданий и причин страданий.

Да не расстанутся все живые существа со счастьем, лишенным страданий.

Да пребудут все живые существа в равновесии, избавленном от привязанности к своим и чужим.

2. Концентрация на дыхании. С помощью этой практики мы научимся избавляться от стресса. Садимся в удобную позу, расслабляем позвоночник, руки кладем на бедра или колени и прикрываем глаза. Концентрируемся на своем дыхании – дышим животом, сочетая глубокие вдохи через нос с медленными выдохами. Можно считать про себя. Со временем продолжительность практики можно увеличивать. Концентрацию на дыхании можно заменить любой другой практикой, например, вдумчивым бегом или прогулкой.

3. Во время аналитической медитации мы следим за приходящими мыслями и учимся не привязываться к ним. Эта практика учит тому, что далеко не все наши мысли соответствуют истине. Во время медитации задавайтесь мыслью: «Являются ли мои мысли истинными? Как я могу то проверить? Как они могут помочь изменить ситуацию?». Во время этой практики нужно выбрать тему, которая для Вас волнительна.

Например, объект медитации - страх. Подумайте о самом худшем, что может произойти, рассмотрите ситуацию со всех сторон, сможете ли вы и ваши близкие это пережить, может ли эта ситуация пойти вам на пользу и чему-то научить? Действительно ли это случится и какова ваша роль в этой ситуации? Помогут ли нам волнения? Когда мы поворачиваемся к страху лицом, он теряет над нами власть.

Объект медитации – гнев. Есть смысл злится? Чего вы ждали от окружающих и какова ваша роли в этом конфликте? Какова польза от вашего гнева? Какой вред он моет причинить, разрушив ваши отношения и лишив вас спокойствия ума?

Объект медитации – печаль. Попробуйте найти утешение, задумайтесь о том, что все, включая вашу печаль непостоянно и когда-нибудь закончится. Наше настроение зависит от того куда мы направили наше внимание. Сосредоточьтесь на чем-то хорошем, то вас обогатило.

Объект медитации – смерть. Подумайте о непостоянстве, что хотя у нас нет никакой возможности избежать смерти, мы можем сделать нашу жизнь осмысленной. Представьте, что вы уже умерли и спросите себя: Любил ли я людей, проявлял ли я к ним радость и милосердие. Если нет, то подумайте, что вы можете изменить прямо сейчас? Сформулируйте намерение сделать вашу жизнь более осмысленной.

 

Во время медитации принятия Вы садитесь удобно, закрываете глаза и концентрируетесь на дыхании. Мысли должны проходить через Вас потоком, не задерживаясь. Ваша задача – не цепляться за мысли, а просто их пропускать через свой разум. Подумайте о ситуации, которую не можете принять. Признайте, что негативные события происходят независимо от нашей воли, и мы не можем знать обо всем, что влияет на ситуацию и что послужило ее причиной. То что случилось уже случилось. Не признавая реальной природы проблемы, мы не сможем с ней справиться.

Не зацикливайте свое внимание на проблемах, про себя можете повторять строки из Молитвы о спокойствии христианского философа Райнхольда Нибура или строки из трактата «Пути Бодхисаттвы» буддийского философа Шантидевы.

Боже, дай мне сил спокойно принять

То, что нельзя изменить;

Мужества, чтобы изменить то,

Что изменить возможно;

И мудрости, чтобы отличить

Одно от другого.

— Райнхольд Нибур. «Молитва о спокойствии»

К чему печалиться,

Если все можно еще поправить?

И к чему печалиться,

Если ничего уже поправить нельзя?

— Шантидева. «Путь Бодхисатвы»

4. Практика развития сорадости.

Избавление от зависти. 3 противоядия от зависти:

1. Благодарность, позволяющая радоваться тому, то есть

2. Мотивация, которая позволяет использовать силу зависти для достижения собственных целей

3. Взгляд на ситуацию под другим углом, размышления о том, нужно ли нам в действительности то, чему мы завидуем. И как повлияет на нас и окружающих получение желаемого.

Важно научиться радоваться чужим достижениям.

5. Практики Лоджонг и Тонглен.

Эти практики являются одними из ключевых в буддизме, поскольку помогают развить сострадание.

Практика Лоджонг состоит во вспоминании всех людей, которым Вы чем-либо обязаны - жизнью, или вещами, которыми Вы пользуетесь. Почувствуйте благодарность к этим людям за все, что они сделали для Вас и порадуйтесь их счастью. Далее распространите переживаемое чувство на всех людей вообще.

Практика Тонглен - во время нее глубоко дышите. Сначала представьте человека или людей, которые сейчас страдают. Далее образно вдыхайте их боль в виде черного дыма, который внутри Вас рассеивается любовью и светом, которые исходят из Вашего сердца.

Четыре ступени прощения.

1. Расскажите свою историю тому, кому вы доверяете. Для того, чтобы простить, нужно вспомнить произошедшее и посмотреть на ситуацию со стороны.

2. Назовите свои эмоции и попробуйте понять, что именно их вызвало

3. Простите. Подумайте о том, что и вы, и тот, кто причинил вам боль, являетесь частью человечества. И этот человек, так же как и вы, испытывает боль и страдание. Возможно, именно они послужили причиной его действий.

4. подумайте, стоит ли продолжать отношения с этим человеком? У любого решения есть свои + и -. Но в любом случае мы получаем возможность двигаться дальше.

7. Практика радости прожитому дню.

Проверяем, насколько день соответствовал утреннему намеренью, выражаем благодарность и настраиваемся на следующий день. 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!