Крестьянские повинности и цены 8 страница



Сейчас в Финляндии живут финны и шведы. Население страны около 5 миллионов человек, из них шведов 300 тысяч, в основном в южных и западных районах. На Аландских островах у них свой парламент. В стране два государственных языка - финский и шведский. И никаких гражданских распрей.

В России живет 85 тысяч финнов.

 

На современной карте граница Карелии не доходит до Свири несколько десятков километров, по реке Усланке всего 3 километра. От Согиниц до Свири 16 километров, а до Карелии - 30. Согинский куст деревень - последний в Ленобласти. До Кашкан, первой карельской деревни, 50 километров леса.

В крови коренных согинских жителей, которые считают себя русскими, течет кровь карел, вепсов, саамов, русских. Многие помнят, что у них в роду был карел - дед или прадед. В Коягино один мужчина знает, что он вепс.

 

Карельских названий в согинских местах много - особенно водных: они лучше сохраняются. Палозеро, Палручей от карельского "пало" - пожар, а возможно, и от вепсского "пало" - пожога. Каскесручей от карельского "каски" или вепсского "каск" - тоже пожога. Это термины подсечно-огневого земледелия финно-угров.

Местное русское слово "корба" от карельского "корби" - местность, поросшая глухим лесом. Отсюда - Корбоплесо на Важинке.

Станция Токари (с ударением на последнем слоге) к токарному делу отношения не имеет. Ее название проясняется из сопоставления с названиями финских деревень Токкари около Всеволожска под Петербургом и Токкарлахти около Сортавалы в Карелии (оба, разумеется, с ударением на первом слоге).

 

х х х

 

Новгородская культура в 10-11 веках была на достойной высоте и сказать надо о ней особо.

Самый ранний культурный слой в Новгороде относится к первой половине 10 века и находится на глубине 7 метров. Мусор из города не вывозили, колодцев в городе не рыли, фундаменты не углубляли, очень редко рыли погреба, поэтому культурный слой сохранился хорошо - раскопаны целые усадьбы.

В Новгороде были деревянные мостовые. На Черницынской улице раскопано 27 ярусов мостовой. Самый нижний ярус настелен в 985 году (Новгороду лет эдак 140), самый верхний в 1442 году. Мостовые приходили в негодность и возобновлялись в среднем каждые 15-20 лет. И так почти полтыщи лет. Мостовая делалась так. В три ряда укладывались лаги длиной до 10 метров. Деревья для лаг выбирались не толстые, диаметром 12-18 сантиметров (возраст такого дерева от 40 до 80 лет). На лаги поперек укладывались одна к другой плахи (полубревна) длиной до трех с половиной метров. Это и была ширина мостовой. Деревья для них выбирали как для сруба: возраст от 65 до 215 лет, толщина до 30 сантиметров. (Из таких деревьев построен дом в Трошинском в 1907 году, который я купил в 1975 году).

Новгородцы на улицах грязь не месили, да и во дворах тоже - там укладывались мостки. Лес кругом был в изобилии.

Знаменитые вечевые сходки в Новгороде и Пскове ведут свое начало с 10 века. Но все-таки верховная власть в Новгороде принадлежала посаднику, а посадников присылал из Киева великий князь, а это были его старшие сыновья.

Конец 10 века - это высшая точка развития Киевской Руси: великий князь Владимир крестил Русь. Принятие христианства в Киеве состоялось в 988 году, в Новгороде в 989-м. Тогда же был прислан из Киева в Новгород первый епископ - грек Иоаким Корсунянин, который разрушил языческие святыни новгородцев и руководил крещением. И хотя восстания против новой религии будут и в середине следующего века, христианство укреплялось

Тогда же, в конце 10 века, в Новгороде поставлена легендарная деревянная София о 13 верхах - древнейший христианский храм Северной Руси. (Он сгорел в 1049 году). Каменная София поставлена в Новгороде в 1045-1050 годы через десяток лет после Софии Киевской.

Вместе с христианством на Русь пришла письменность и очень быстро распространилась в народе. В середине11 века новгородцы были грамотными. Об этом говорят раскопки знаменитых берестяных грамот. Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде при раскопках 26 июля 1951 года на глубине 6 метров 40 сантиметров (сенсация в археологии). Теперь грамот раскопано более 600. Их время написания: вторая половина 11 века - середина 15 века. Всё - деловые документы, личных посланий мало, хотя встречаются и любовные. Ученые подсчитали, что в новгородской земле лежат 24 тысячи древних берестяных документов - целый архив.

Берестяные грамоты найдены и в других городах северной части Киевской Руси: во Пскове, в Смоленске, в Старой Руссе, в Витебске, в Мстиславле, в Твери. Но их там очень мало - чуть более трех десятков. Видимо, в Новгороде хорошая земля для хранения истории.

Почему люди писали на бересте? Потому что не было бумаги. Она придет на Русь только в 14 веке и будет очень дорогой.

Вместе с христианством на Руси был принят и римский солнечный календарь, год в котором начинался 1 марта. Летоисчисление в нем велось от сотворения мира. Этот календарь просуществует 600 лет.

Ну и надо сказать, что самая древняя русская книга "Остромирово евангелие" , которая хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге, была переписана в 1056-57 годах с болгарского оригинала для новгородского посадника Остромира.

 

Никакого феодализма в 9-11 веках в новгородских землях еще не было. Древнее родовое землепользование уже сменилось общинным. Территориальная крестьянская община произошла от рода, когда он закрепился на земле. В 10-13 веках крестьяне владели землей сообща, общиной - это общинное, или черное землепользование. Князья и и х вассалы землей не владели. Крестьяне платили князю дань и выполняли различные повинности. Князь объезжал свое княжество и взимал дань в деревнях - дань натурой: хлебом, медом, пушниной и т.д. Своим вассалам и церкви князь отдавал отдельные волости в кормление, то есть он жаловал им не земли, а дань с крестьян, владеющих своей землей.

Развитие феодальных отношений заключалось в том, что государственная власть накладывала лапу уже не на доходы крестьян, а на их земли и все чаще распоряжалась ими. Но этот процесс шел еще медленно. Даже в 12-13 веках князья еще жаловали дани и другие поборы, не затрагивающие право земельной собственности крестьян.

Выплата дани крестьянами своему князю была естественной. Князь работал, говоря по-современному, на крестьян: он с дружиной защищал их от внешних врагов. В этом было его первоначальное назначение. За свою службу, работу он получал от крестьян дань, зарплату, которой делился с дружинниками. Было разделение труда: одни производили продукты, другие защищали производителей. Позднее защитники оценили свое преимущество, свою силу и использовали ее уже не против внешнего врага, а против крестьян, своих кормильцев. Это было плохо для крестьян, но хорошо для государства: оно богатело и крепло, у него появлялись самостоятельные цели, далекие от крестьянских проблем.

До 10 века земледелие на Северо-Западе было только подсечным. Финские лесные племена подсеку освоили очень давно, а восточные славяне, придя в лес из лесостепи, быстро переняли новое для них земледелие - сложное и простое одновременно: вырубался и сжигался лес, очищенный участок засевался.

У подсеки было два достоинства. Во-первых, подсеке не нужен был плуг, а значит, и тягловый скот - зерно бросади прямо в золу. Во-вторых, подсеке не нужны были удобрения - удобрением служила та же зола.

У подсеки было два недостатка. Во-первых, подсека требовала колоссальной работы. Чтобы подготовить под посевы одну десятину почвы, надо было затратить 50 человеко-дней работы. Одному это было не под силу. Во-вторых, земля на подсеке быстро истощалась: сеяли два-три года, а затем поле забрасывали. В первый год урожай был высоким: по-современному 16-26 центнеров с гектара; на второй год урожайность падала в полтора-два раза.

На подсеке сеяли ячмень, просо и пшеницу: они хорошо росли и не побивались сорняками. Рожь и овес были известны славянам еще до расселения, но были слабо распространены, как и у балтов, и у финнов. Выгоды этих культур проявятся позднее - на пашне.

На заброшенное поле человек возвращался через 30-50 лет. То есть на заросший лиственным лесом участок (бывшее поле) приходили дети и внуки того крестьянина, который когда-то здесь расчистил и сжег лес и собрал 2-3 урожая. А это значит, что, прежде чем вернуться на старое место, крестьяне расчищали от 10 до 20 участков на каждый двор, да желательно поближе к деревне. Вот почему деревни были небольшими - в один-два двора. Собственно, это были хутора.

А возвращаться на старый участок, заросший березняком или осинником, было выгодно. Дело в том, что зола от лиственных деревьев лучше, богаче золы от хвойных деревьев. А леса кругом были хвойные. В сосновую золу сеяли ячмень, реже рожь, а в березовую можно было сеять и привередливый лен.

На подсеке родилась русская поговорка "у черта на куличках", означающая: где-то далеко и не очень ясно где, в глухом месте. Но начальный, прямой смысл народом утерян. А куличка, кулига - это всего лишь расчищенное место в лесу. У черта на куличках означало: далеко в лесу на расчистке. А чтобы понять, причем тут черт, надо хотя бы раз по осени в сумерках пройти по лесу километр и почертыхаться.

С 10 века в южной лесной зоне началась перестройка системы земледелия. Появился плуг, и крестьяне стали переходить от подсеки к трехпольной паровой системе, но пока без унавожения земли. Оказалось, что на пашне ячмень, просо и пшеница побивались сорняками, им не хватало питания, удобрений - навоза не было, ибо животноводство только зарождалось, - а неприхотливые рожь и овес росли на пашне хорошо. Поэтому они и вышли с 10 века на первое место, оттеснив ячмень, просо и пшеницу. Теперь каждому крестьянскому двору требовалось не 10-20 участков леса, а три постоянных поля. Деревни стали увеличиваться.

Кстати, когда мы слышим песню про русское поле, то это песня не о Северо-Западной и уж тем более не о Северной Руси, где поля вплоть до 20 века были скорее похожи на поляны. Русское поле - это символ Средней России. Само слово "поле" произошло от древнерусского слова "полъ" - полый, открытый, свободный. То есть поле - это полый участок леса, участок, свободный от леса. А такие участки были в лесостепной зоне, где и жили первоначально славяне. Однокоренные слова: поляна - маленькое поле в лесу; полынья - место, свободное ото льда; половодье - полая вода, освободившаяся ото льда. Слово "полъ" - очень древнее, индоевропейского происхождения. По-латыни палам - открыто, явно, а палма - ладонь.

Еще кстати. В Европе в это время (9-11 века) происходит то же самое. Там это называется "эпоха вырубок". Рост народонаселения приводил к сведению лесов на обширных пространствах. Европа осталась без леса. У нас лесов побольше, и они пока что держатся.

На Руси борьба пашни с подсекой продолжалась 5 веков - до 15 века. И окончательно пашня победила только в южных районах лесной зоны. На севере, и на Олонецком перешейке в частности, подсека как подсобный вид земледелия сохранялась вплоть до 20 века. В Согиницах от нее отказались перед войной, в 1930-х годах.

Из продуктов питания после хлеба на втором месте стояли овощи. Самые старые овощи на Руси: капуста, репа, редька, лук и брюква.

Капусту восточные славяне заимствовали через скифов от греко-римских колонистов Причерноморья. Русское название овоща происходит от латинского "капитум" - голова. Это был универсальный овощ, из него готовили огромное количество блюд. И, очень важно, в свежем виде капуста сохранялась хорошо до весны. О ее целебных свойствах знали уже в древности.

Из Причерноморья пришли также брюква и лук. Без лука жизнь русского крестьянина вообще немыслима. Самая простая пища: хлеб, квас и лук. Лук еще и лекарство: лук от семи недуг.

Редька тоже была обычной едой крестьян и посадских людей. Выращивали ее повсеместно.

Но особо из всех древних овощей нужно выделить репу. Репа - это картофель древности. Картофель, как известно, привезли из Америки. Петр стал насаждать его на Руси силой. У крестьян он привился только в 19 веке. А 1000 лет до этого место картофеля занимала репа. Это было первое и основное овощное растение восточных славян, самый дешевый и самый распространенный         овощ. До наших дней дошли три поговорки: "слаще пареной репы", "проще пареной репы", "дешевле пареной репы". Настоящая - первая, остальные - ее искажения: люди забыли, что такое пареная репа и что такое жизнь без сахара.

Репой питались и крестьяне, и бояре, и цари. Выращивали и в Рязанской земле, и на Соловецких островах. Репу ели печеную, вареную, пареную. Из нее делали начинку для пирогов и разные сложные блюда. Из нее делали даже квас. Новгородцы и финны заквашивали листья репы, из которых зимой варили щи и похлебки.

Другие овощи пришли на Русь позднее. Свекла появилась в Киевской Руси в 11 веке, но широко распространилась только лет через 500. Морковь известна с 14 века, огурцы и петрушка с 15 века. Редис, сельдерей и разные экзотические овощи, включая картофель, - это уже Петровская эпоха.

 

Кроме сельского хозяйства была еще и промышленность, то есть промыслы. И среди них первое место занимала металлургия.

Примитивная металлургия на Северо-Западе существовала уже в 8-9 веках. Даже лопари (саамы) перешли к железному веку. На севере Карелии раскопали так называемые "лопские заводцы" (их называют еще "волчьи ямы") - вырытые в земле круглые ямы, обмазанные глиной. Это плавильные печи. Технология была самая простая: руда плавилась без применения дутья. Добывалась руда из болот и озер, которых так много на Северо-Западе.

Тогда же, в 9-10 веках, выработалась и технология сварки, кузнечной ковки, термической обработки и других операций, которые сохранились почти без изменений до середины 17 века.

Новая технология в металлургии появилась в 10 веке. Во-первых, стали применять дутьё - пока что холодное, сырое. Холодный, неподогретый атмосферный воздух нагнетался в печь ручными мехами (как у Ильмаринена в "Калевале"). Во-вторых, земляная яма, обмазанная глиной, была заменена наземной печью - домницей. В такой печи, в сыродутном горне по-современному, железо выплавлялось из руды способом прямого восстановления. В печи, в огне окись железа, то есть руда, теряла, отдавала кислород - оставалось железо.

Самые древние сыродутные горны раскопаны в Сирии, им 4000 лет. А древнейшая мастерская 10 века в северо-западном крае найдена на берегу Сямозера в Карелии - это всего лишь 100 километров севернее Согиниц. В мастерской было три горна. В каждый горн загружалось 8-10 килограммов железной руды. Выходила одна крица весом полтора-два килограмма. Эта технология осталась без изменений до первой половины 19 века.

Когда я в 1980 году решил расширить огород и начал копать землю около дома, где ее никогда не копали, то лопата уперлась в камни. Снял верхний тонкий слой земли - под ним обнаружилось что-то вроде булыжной мостовой. Меж камней - несколько очень ржавых, явно бракованных топоров и других, тоже испорченных, крестьянских орудий. Соседи объяснили мне, что я раскопал место, где когда-то стояла кузница. Место удобное, у воды. Дом рядом стоять не мог. Значит кузнице этой не менее 100 лет. В 19 веке крестьяне сами выделывали себе орудия труда, в Петербург за 300 километров за ними не ездили.

В новгородских землях железоделательный промысел был распространен широко. Сырья было предостаточно. Древнейшим центром новгородской железоделательной промышленности был южный берег Финского залива. Крестьяне-домники работали на местном сырье. В конце 19 века здесь было раскопано 6000 курганов в основном 11 века. В них найдены 810 ножей, 119 топоров, 117 серпов, 62 косы, гвозди, остроги, стрелы, пики и другие железные изделия.

Даже стекло новгородцы выдували сами. Первые образцы древнерусского стекла относятся к 10 веку. Оно с примесями окиси свинца, хуже привозного. В послемонголькое время будет наблюдаться упадок русского стеклоделия. Причина - замыкание ремесла в узком кругу немногочисленных мастерских.

 

В эту эпоху изменялось всё - даже древнерусский язык.

В 10 - первой половине 13 века во всех славянских языках произошли кардинальные фонетические, звуковые изменения. В лингвистике это называется "падение редуцированных".

Объяснение. В славянских языках было три типа гласных звуков: долгие, краткие (как й) и сверхкраткие (редуцированные). Это досталось им из индоевропейского языка. В древнерусском (восточнославянском) языке было два редуцированных гласных звука, которые обозначались двумя буквами: ъ (ер) - это приблизительно "о" сверхкраткое - и ь (ерь) - это приблизительно "е" сверхкраткое. Твердым и мягким знаками они стали называться в 20 веке.

В 10 веке началась их утрата во всех славянских языках. В древнерусском языке этот процесс занял 350 лет. Редуцированные гласные в одних позициях исчезли совсем, а в других превратились в полные "о" и "е". Это привело к революционным изменениям не только звуковой, но морфологической стороны языка. Язык стал другим. Современный читатель не может читать "Слово о полку Игореве " в подлиннике конца 11 века.

Раньше все слоги были открытыми, то есть состояли из двух звуков: согласный + гласный, как в современных словах ко-ро-ва, со-ба-ка (их легко петь). Теперь появились закрытые слоги: в слове "домъ" было два слога (оба открытые), стал один (закрытый) - "дом" (конец слова не поется).

Появилось противопоставление гласных звонких и глухих (з-с, д-т) твердых и мягких, появились беглые гласные (сон-сны) и нулевые окончания (но ъ на конце слова упрямо писался до реформы 1918 года).

Исчез звук, который изображался буквой ять (но буква тоже оставалась до 1918 года). В русском языке этот звук превратился в звук "е", как в слове "лес", а в белорусском в "я" - ляс.

И, главное, славянские языки разойдутся и станут отличаться друг от друга. Древнерусский язык тоже постепенно разделится на великорусский. белорусский и малорусский. Образуются три языка и три восточнославянских нации. Но это произойдет на фоне и после татаро-монгольского ига.

А в конце 12 века русский (новгородский) язык на бересте "звучал" так: "Хоцеши возяти половиноу коуно. Я пороуцене отецеве твоемоу по Иванока. Не хоцеши ли , да я боле не могоу водати". Орфография и пунктуация современные. Хорошо видно, что новгородцы цокали. А перевод такой: "Если хочешь, возьми половину денег. Я поручился перед твоим отцом за Иванка. Если же не хочешь, так я больше дать не могу."

     9. Корела в "Калевале"            

 

 В Согинском крае смешались четыре культуры: сперва вепсская с саамской, потом карельская с вепсско-саамской, затем новгородская с карельско-вепсско-саамской. Это не считая культуры первичного послеледникового населения. Из ранних форм дославянских культур мы лучше всего знаем корельскую культуру времен миграции корелы на север в земли саамов. Источник этих знаний - карельский национальный эпос "Калевала".

Эпос записал финский фольклорист Элиас Лённрот в 1830-1840-х годах. Это эпоха европейского романтизма с повсеместным увлечением своими историческими, национальными корнями. Лённрот совершил 11 поездок по Финляндии, Карелии, Эстонии и Ингерманландии. Все эти территории уже входили в состав России.

Первое издание вышло в 1835 году, второе в 1849-м. В нем 50 рун, 22795 стихов. А перевел их на русский язык доцент МГУ Л.П.Бельский в 1888 году. Это один из самых архаичных мировых эпосов. Таким фольклорным сводом может гордиться любая нация.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!